Курсовая работа: Завершение проекта
Менеджер должен знать следующее:
-ассортимент, характеристику, классификацию, назначение и характер применения товаров;
-основные требования стандартов и технических условий, предъявляемые к качеству товаров;
- основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров;
- правила обмена товаров;
- гарантийные сроки пользования товарами;
- пути сокращения товарных потерь, затрат труда, материалов.
Кладовщик несет ответственность за сохранность товаров и материальных ценностей. Он должен знать:
- ассортимент, характеристику, назначение товаров;
- комплектование товаров;
- правила расшифровки артикула и маркировки;
- правила хранения товаров.
2.1.2 Анализ рынка розничной торговли продовольственными товарами
Сегодня российский рынок розничной торговли продуктами питания находится в стадии динамичного развития, на нем наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, предлагающими широчайший ассортимент товаров на любой вкус. В то время как развитие западного рынка розничной торговли происходило под влиянием постепенного изменения запросов потребителей, в России большинство торговых сетей начинали свою работу, придерживаясь уже разработанных форматов, что помогло каждой из них создать свой имидж в глазах покупателей в достаточно короткие сроки.
Темпы развития рынка розничной торговли продуктами питания заставляют тщательно и подробно изучать складывающуюся ситуацию. Начиная с февраля 2007 года, компания WorkLine Research (COMCON-SPb) проводит инициативное исследование Retail Image Tracking (RIT–Food) для регулярного анализа и оперативного наблюдения за изменениями в продовольственном сегменте розничного рынка. Исследование проводится при помощи телефонного опроса с использованием возможностей контакт-центра WorkLine Сontact. Сейчас генеральную совокупность исследования представляют жители Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 59 лет, но в дальнейшем планируется расширение географии данного исследования.
В ходе исследования для данного рынка были определены несколько ключевых индексов, таких как известность торговых сетей, уровень интереса покупателей к определенным торговым сетям и имидж магазинов рассматриваемого формата.
Безусловно, одним из важнейших показателей при оценке развития отрасли является известность ее основных игроков. Особенно важен уровень спонтанного знания, который демонстрирует степень актуализации названий магазинов в сознании покупателей. Итоги очередной волны исследования, пришедшейся на март 2008 года, показали, что покупатели достаточно хорошо ориентируются в розничных сетях. В Москве и Санкт-Петербурге можно выделить по 6 наименований торговых сетей, известных более чем 80% жителей. Таким образом, можно сказать, что рынок продуктового ритейла двух столиц на данный момент достаточно хорошо развит и высокобрендирован.
Розничные сети «Перекресток» и «Пятерочка» по уровню известности входят в число лидеров в обеих столицах. В остальном списки лидеров разнятся. Так, жители Москвы хорошо знают сети «Ашан», «Копейка», «Рамстор» и «Седьмой континент», а Санкт-Петербурга – «Дикси», «Карусель», «Ленту» и «О’кей».* Эти же сети лидируют и по числу покупателей в обоих городах.
Помимо известности в ходе исследования оценивался и уровень интереса к торговой сети. Он определялся путем сравнения количества совершивших покупки в магазине за последние 30 дней с аналогичным показателем прошлой волны исследования. Чем выше данный индекс, тем больше у магазина круг постоянных покупателей. Так, можно утверждать, что за последний год в Петербурге значительно возрос интерес к сетевым торговым точкам «Карусель», «Семь я» и «Перекресток» (рис. 2).
Рис.2. Динамика индекса интереса к торговым сетям Санкт-Петербурга
Помимо крупных гипермаркетов, расположенных зачастую вдали от жилых кварталов, важнейшим сегментом рынка продуктовых розничных сетей являются магазины у дома. Несмотря на постоянный рост благосостояния населения и увеличение числа автовладельцев, доля ориентированных на такой формат покупателей остается достаточно высокой. Однако люди, «поневоле» лояльные к близким «Дикси», «Копейке» или «Пятерочке», все чаще оказываются в других магазинах, что повышает их требования к оформлению и сервису. Несмотря на определенные перемены к лучшему в некоторых магазинах перечисленных сетей, приходится констатировать отсутствие радикальных изменений их восприятия в сознании потребителей.
В северной столице основные магазины сети «Копейка» в 2005 году были куплены компанией «Агроторг» (управляющей компанией «Пятерочки») и стали работать под брендом «Пятерочка». В результате в Санкт-Петербурге «Пятерочка» по числу покупателей превосходит все остальные продуктовые магазины. В первом квартале 2008 года 64% респондентов сообщили, что за последние 30 дней совершали покупки в «Пятерочке». Год назад то же самое утверждали 67% опрошенных жителей Петербурга. Так же как и в Москве, в северной столице посетители «Пятерочки» жалуются на очереди в кассу, испорченные продукты, несоответствие цены на ценнике реальной цене по чеку, тесноту, отсутствие нужных товаров на полках. И все же низкие цены и возможность делать покупки рядом с домом заставляют потребителей приходить в «Пятерочку» снова и снова. Схожая ситуация возникает и в отношении магазинов сети «Дикси», где за последние 30 дней совершили покупки 24% петербуржцев.
Рассматривая динамику рынка в целом, можно отметить, что на данном этапе продолжается отток покупателей из более дешевых магазинов в более комфортные и дорогие. Поскольку сегмент магазинов у дома на сегодняшний день представлен, главным образом, не очень уютными дискаунтерами и несетевыми магазинами, покупатели в больших городах все чаще предпочитают гипермаркеты.
2.1.3 Технико-экономический анализ ООО «Юма»
Матрица SWOT
В исследовании управления сегодня большую роль играют экспертные методы оценок. Одним из разновидностей таких методов является оригинальный метод SWOT-анализа. Применяя метод SWOT, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
Таблица 2
SWOT-анализ ООО «Юма»
Преимущества: - Опытный персонал - Высокий уровень обслуживания покупателей - Индивидуальный подход к покупателю - Умеренный уровень цен - Реализация товаров определенных групп по сниженным ценам - Проверенный и надежный поставщик |
Слабые стороны: - Расположение в непосредственной близости от зоны отдыха - Постоянный контингент покупателей - Малый приток новых клиентов - Наличие конкурентов в непосредственной близости, а также рынка и ярмарок - Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия |
Возможности: - Расширение ассортимента - Проведение презентаций - Наличие зоны отдыха в близлежащем парке |
Угрозы: - Строительство торгового комплекса по близости - Возможный отток покупателей - Кражи товарно-материальных ценностей сотрудниками |
Итак, после проведения SWOT-анализа более четко представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Анализ ассортимента
Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом предлагаемых продукции или услуг. В составе товарной или реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей минимизации или недопущения потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.
Ассортимент товаров, реализованных в 2007 и 2008 году ООО «Юма» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ объема и ассортимента реализованной продукции ООО «Юма» в 2007-2008гг.
Вид закупаемого товара | Сумма (тыс. руб.) 2007г. | Сумма (тыс. руб.) 2008г. | Изменения | |
+/- | % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Бакалея в фасовке | 932,9 | 1015,4 | 82,5 | 8,1 |
Кондитерские изделия без крема | 693,8 | 703,2 | 9,4 | 1,3 |
Гастрономия в заводской упаковке | 714,5 | 715,3 | 0,8 | 0,1 |
Мороженое | 472,4 | 497,3 | 24,9 | 5,0 |
Молочная продукция в заводской упаковке |
840,6 | 854,3 | 13,7 | 1,6 |
Напитки:алкогольные, безалкогольные, Пиво | 798,6 | 812,4 | 13,8 | 1,7 |
Табачные изделия | 564,1 | 571,6 | 7,5 | 1,3 |
Сопутствующие предметы личной гигиены | 652,7 | 702,6 | 49,9 | 7,1 |
Полуфабрикаты глубокой заморозки в заводской упаковке | 682,5 | 735,6 | 53,1 | 7,2 |
ИТОГО | 6352,1 | 6607,7 | 255,6 | 3,9 |
НДС | 577,5 | 600,7 | 23,2 | 3,9 |
ИТОГО без НДС | 5774,6 | 6007 | 232,4 | 3,9 |
Анализ данных таблицы 3 показывает, что в целом ассортимент и объем реализуемых товаров в 2007-2008гг. остался без изменений. В 2008 году объем реализуемой продукции увеличился по всем статьям ассортимента ООО «Юма». При этом уплаченный НДС составил в 2007г. – 577,5 тыс. руб., а в 2008г. – 600,7 тыс. руб.
Анализ себестоимости услуг ООО «Юма» в 2007-2008 гг.
Важным показателем, характеризующим работу ООО «Юма», является себестоимость продукции и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности фирмы. Анализ себестоимости продукции и услуг имеет очень важное значение. Для расчета себестоимости продукции и услуг ООО «Юма» в 2007-2008 гг. необходимо проанализировать затраты, произведенные предприятием в процессе деятельности.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
В таблице 4 подведен анализ затрат, включенных в себестоимость продукции ООО «Юма» в 2007 и 2008 году.
Таблица 4
Анализ затрат, включенных в себестоимость продукции ООО «Юма» в 2007 -2008 гг.
Затраты | 2007г. (тыс.руб.) | 2008г. (тыс.руб.) | Изменения | |
+/- | % | |||
Материальные затраты | 3378,4 | 3457,5 | 79,1 | 2,3 |
Оплата труда персонала (в т.ч. ЕСН) | 645,1 | 737,3 | 92,16 | 12,5 |
Амортизация основных средств |
5,6 | 6,4 | 0,8 | 0,16 |
Аренда помещений | 240 | 240 | - | - |
Транспортные расходы | 61,4 | 65,7 | 4,3 | 6,5 |
Коммунальные платежи |
52,4 | 52,4 | - | - |
Общая себестоимость | 4382,9 | 4559,3 | 176,4 | 3,9 |
В результате анализа таблицы 4 установлено что материальные затраты возросли в 2008 году по сравнению с 2007 на 3,9 %.