скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Читаем " Вишневый сад"

Реферат: Читаем " Вишневый сад"

Читаем " Вишневый сад"

Все это значило, друзья, "С приятелем стреляюсь я". (А. С. Пушкин, Евгений Онегин)

То их понюхает, то их полижет - очки не действуют никак. (И. А. Крылов. Мартышка и очки.)

В. Хализев в пояснительной статье к пьесе Чехова "Вишневый сад" (Москва, Искусство, 1969) пишет:

(стр 390) Сопоставляя Раневскую, Лопахина, Трофимова с окружающей их средой, автор "Вишневого сада" решительно выступает в качестве их адвоката. Благодаря беглым характеристикам так называемых "внесценических персонажей" читателю становится ясно, что Раневская, Лопахин и Трофимов живут среди "чужих" - в окружении людей ничтожных и черствых, грубых и своекорыстных... Героев пьесы стеной обступает вопиющее бескультурье.

(стр 391) И центральные персонажи пьесы, показанные на фоне удручающего русского бескультурья, естественно вызывают у нас еще больше сочувствия и уважения. Всей своей духовной сутью они враждебны царящим вокруг жадности и грубости, тупости и распущенности.

(стр 392) Сопоставляя главных героев с второстепенными и "внесценическими персонажами"... Чехов побуждает задуматься, какими немногочисленными и слабыми являются ростки культуры в России., как теряются оазисы интеллигентности в пустыне умственной отсталости и духовного примитива. Видя, что культура в стране - достояние еще очень немногих, он, естественно, испытывает симпатию ко всем, кто тяготится повсеместной грубостью и непорядочностью, кто способен тонко чувствовать, серьезно думать, кто дорожит своим человеческим достоинством.... рисуя Раневскую, Лопахина, Петю Трофимова "недотепами", он, вместе с тем, дает понять читателю, что это люди чудесные и превосходные, каких очень мало, что их легкомыслие и узость кругозора, незрелость и чудачество - не столько вина, сколько беда, беда тяжелая и неминуемая, ибо, в конечном счете, порождена она царящими в стране бескультурьем и отсталостью.

И неудивительно, что в пьесе настойчиво звучит тревожный мотив разобщенности между людьми. Ведь при всем взаимном расположении Раневской, Лопахина и Трофимова, они совершенно неспособны по-настоящему понять друг друга: каждому из них желания, намерения и цели других представляются странными и непонятными. ...

(стр 393) Как видно, о каком либо единении между Раневской, Лопахиным, Трофимовым и речи быть не может. Эти люди подобны крыловским лебедю, раку и щуке...

Итак, Хализев делит мир на хороших людей и плохих людей.

Где же проходит граница между хорошими и плохими? Хализев указывает: по Культуре. Культурный значит хороший. Некультурный - значит плохой.

Но Культура при этом выглядит только ЯРЛЫКОМ, БРЭНДОМ.

При этом все позитивные определения Хализев свалил в одну кучу (тонко чувствовать, серьезно думать, дорожить своим человеческим достоинством), а все негативные - в другую кучу (жадность, грубость, тупость, распущенность).

Для того кто согласен с указанной выше логикой пьеса тривиально проста,

Лопахин. ...(о Раневской): Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой, покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет... "

Итак, отец Лопахина - пьяница и бьет сына по лицу кулаком - это плохой человек.

Сын - жертва, значит он - хороший человек.

Раневская жалеет молодого Лопахина, значит она тоже хороший человек.

Аня любит маму (Раневскую), мама любит Аню.

Аня любит Петю, Петя любит ее и ее маму.

Раневская любит Петю. Значит все они - хорошие люди.

Фирс их всех любит и они его. Значит, Фирс хороший.

Яша желает Фирсу сдохнуть, значит Яша плохой.

Яша: Надоел ты, дед. (Зевает.) Хоть бы ты поскорее подох.

Гаев не любит Лопахина и не любит Варю.

Лопахин: Ухожу, ухожу... (Уходит.)

Гаев: Хам. Впрочем, пардон... Варя выходит за него замуж, это Варин женишок.

Значит Гаев - плохой. Гаев и сестру свою (Раневскую) не очень жалует, хотя и стесняется этих своих мыслей.

Гаев: ...вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.

Ярославская тетка не любит Раневскую - значит тетка плохая.

Гаев: Не реви. Тетка очень богата, но нас она не любит.

Аня тоже не любит тетку - и правильно.

Аня: Я теперь покойна. В Ярославль ехать не хочется, я не люблю бабушку

Но это все - слова. Персонажи оценивают друг друга в меру своей проницательности и склонности.

В сторону слова, поговорим о делах.

Вспомним о тех немногих поступках персонажей, которые нам достоверно известны из текста пьесы:

Бабушкины деньги

Раневская: ...Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения - да здравствует бабушка! - а денег этих хватит ненадолго.

Перед этим

Любовь Андреевна: А Леонида все нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю! Ведь все уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении!

Варя (стараясь ее утешить): Дядечка купил, я в этом уверена.

Трофимов (насмешливо). Да.

Варя. Бабушка прислала ему доверенность, чтобы он купил на ее имя с переводом долга. Это она для Ани. И я уверена, бог поможет, дядечка купит.

Любовь Андреевна. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, - нам она не верит, -

Перед этим

Аня. Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно.

и еще

Лопахин. ... Вы все такая же великолепная.

Пищик (тяжело дышит). Даже похорошела... Одета по-парижскому... пропадай моя телега, все четыре колеса...

Итак

Те пятнадцать тысяч рублей, которые бабушка дала Ане на выкуп имения - в приданое - Раневская отбирает у Ани и уезжает Париж, - есть, пить, покупать себе дорогие наряды

Аня, Варя остаются без гроша. Леонид вынужден устроиться клерком в банк, за шесть (!) тысяч в год. Работа тяжелая, вряд ли он там долго продержится. То есть Раневская отбирает у близких людей зарплату Леонида за два с половиной года, чтобы проесть ее за два с половиной месяца - и снова приехать - и снова отбирать у них деньги.

А вот, что говорит о ярославской тетушке цитируемый выше В.Хализев

(стр 390) "Богатая ярославская тетушка Раневской ведет себя так, как, поступил бы на ее месте щедринский Иудушка Головлев".

Раневская обобрала Аню, Варю, тетушку - это хорошо. Тетушка дала обмануть себя только на пятнадцать тысяч - какая она жадная!

Порок и добродетель.

Итак - в момент продажи сада Гаеву - 51 год, Раневской, видимо, 40. Ане - 17, Варе - 24, Лопахину, видимо - 35. В эпизоде с разбитым носом молодому Лопахину - 15, Раневской - 20.

Раневская вышла замуж, видимо, в 22 года, муж умер шесть лет назад, ей было тогда 34 года. Муж был старше, служил чиновником.

Гаев. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина... и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно.

Говоря по русски, Раневская изменяла мужу у всех на глазах. Теперь понятно, почему он спился.

Любовь Андреевна. ... Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, -

Будешь пить, когда красавица-жена изменяет тебе у всех на глазах. Был бы муж покрепче - лупил бы, а этот оказался чересчур деликатный. А если пить - то откуда деньги?

Любовь Андреевна. ... вышла замуж за человека, который делал одни только долги.

Итак, именно Раневская свела в могилу мужа, которому вряд ли было тогда более 45 лет. (Ей было тогда - 34 года, она вышла по любви, разница между нами в годах не могла быть слишком большой).

Любовь Андреевна....и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик,

Между смертью мужа (о которой Раневская горевала не слишком - он для нее пьяница, никчемный человек) и смертью сына - прошел только месяц. И за это время Раневская успела не только найти любовника, но и "удариться во все тяжкие".

Аня (задумчиво). Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик.

Итак - между смертью мужа и новым, теперь уже совершенно открытым, любовником - меньше месяца.

Как говорит Гамлет в аналогичной ситуации "Еще и башмаков не износив, в которых хоронить ходила мужа..."

При этом Раневскую все хвалят как чистую добродетельную женщину.

Лопахин. ...Хороший она человек. Легкий, простой человек.

Аня. ...Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя.

Один только Гаев еще сохраняет некоторую трезвость оценок, но эта трезвость никому не нужна.

Гаев. ...Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.

Аня. ..., милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?

Отчего утонул Гриша

Грише было тогда семь лет. Он не мог сам за себя отвечать. Ане было тогда одиннадцать. Она не могла тогда за него отвечать. Варя все время в доме, по хозяйству. У Гаева свои дела.

Отвечать за семилетнего мальчика из известных нам взрослых могли только двое - мать (Раневская) и учитель (Трофимов). Но Раневская занята с любовником, ей некогда.

То есть в смерти Гриши прямо виноват Петя Трофимов.

Аналогичная ситуация случилась в романе Пушкина. В смерти Ленского виноват Евгений Онегин. Но Онегин мучается содеянным, ему стыдно тех, кто знает его вину - он бежит с этого места, чтобы не смотреть в глаза людям.

Трофимов не знает ни мук стыда, ни мук совести. Он стыдит весь мир, но его самого пристыдить никак невозможно.

Трофимов. ..Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет,

Сам Петя ест и пьет за их счет - по крайней мере в пространстве пьесы. Он с удовольствием общается с теми, которых стыдит, обнимается с ними, этими обитателями дома, где он утопил ребенка, с матерью и сестрой утонувшего, продолжая обличать тех, с кем обнимается и обниматься с теми, кого обличает.

Раневская. (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь... (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек. Трофимов. Вы знаете, я сочувствую всей душой.

Биллиард

Гаев (...плача)... Я сегодня ничего не ел... Столько я выстрадал!

Дверь в бильярдную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: "Семь и восемнадцать!"

Биллиард в пьесе упоминается одиннадцать раз.

Гаев вставляет слова из "биллиардной жизни" в трудную минуту разговора.

Епиходов ломает кий - ему НЕ позволено играть на биллиарде.

Яша играет на биллиарде за сценой - позволено ему или нет.

Биллиард - символ дворянской интеллигентской тусовки. Именно эта тусовка, старые связи, доставляют Гаеву место в банке, шесть тысяч в год.

Ни Раневская, ни Лопахин не верят, что он сможет удержаться на на этом месте.

Гаев. Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год... Слыхала?

Любовь Андреевна. Где тебе! Сиди уж...

Лопахин.... Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год... Только ведь не усидит, ленив очень..

Гипноз

Итак, если судить по фактам и поступкам - а не по намерениям, словам и взаимным оценкам персонажей - Раневская и Трофимов - очень плохие люди.

Они виноваты в смерти Гриши, в смерти отца Гриши, в будущей - неизбежной - смерти Фирса, в нищете Ани и Вари. (Часть вины за смерть Фирса - на Ане.)

Почему же их так все хвалят? Есть только одно тому объяснение - гипноз.

Раневская гипнотизирует всех вокруг - и мужчин и женщин - своей женской гиперсексуальностью.

Не до конца поддается этим чарам только Гаев - он как старший брат помнит ее еще девочкой.

(Нет пророка в своем отечестве - кто помнит пророка слабым ребенком, тот не поддается его нынешней гипнотической силе).

Гаев... она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.

Трофимов гипнотизирует окружающих по-другому - он впадает в шаманство, в пропагандистский экстаз.

Речи, говоримые им в этом экстазе, во-первых, НЕ ИМ придуманы, все это вполне заемное, и,

во-вторых, речи эти не имеют ничего общего с реальной, протекающей здесь же жизнью.

Трофимов... у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота...

... вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней...

К присутствующим это не имеет абсолютно никакого отношения. Под гипнозом Трофимова и Раневской Аня говорит и ведет себя совершенно неадекватно.

Аня. ... Мы насадим новый сад, роскошнее этого!

Где это, интересно, она собирается сажать сад? Для этого ей придется "отнять и поделить" землю для сада...

Трофимов. ... Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Лопахин. Дойдешь?

Трофимов. Дойду... или укажу другим путь, как дойти.

Это про Петю Трофимова сказано у http://members.tripod.com/symposion0/problems/onegin - nadoАлександра Галича

А бойтесь единственно только того,

Кто скажет "Я знаю, как надо!"

Кто скажет "Идите, люди, за мной,

Я вас научу, как надо!"

Только находясь под гипнозом Раневской, Лопахин соглашается жениться на Варе - как только Раневская выходит из комнаты, гипноз проходит, согласие исчезает. Почему это Раневская убеждена, что Лопахин любит Варю? Он ведь любит ее, Раневскую.

Также как и Трофимов, Раневская живет не в реальном, а в выдуманном мире и не пытается проверить свою картину мира на адекватность.

Работа

По настоящему работают в пьесе четыре человека.

Любовь Андреевна. Отчего у тебя лицо такое? Ты нездоров? Шел бы, знаешь, спать...

Фирс. Да... (С усмешкой.) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом.

Лопахин. ...Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего.

Лопахин. Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера.

Варя... Только вот без дела не могу, мамочка. Мне каждую минуту надо что-нибудь делать.

Любовь Андреевна. Вторая моя печаль - Варя. Она привыкла рано вставать и работать, и теперь без труда она как рыба без воды. Похудела, побледнела и плачет, бедняжка...

Шарлотта. (подает Пищику колоду карт). Вот вам колода карт, задумайте какую-нибудь одну карту.

Пищик. Задумал.

Шарлотта. Тасуйте теперь колоду. Очень хорошо. Дайте сюда, о мой милый господин Пищик. Ein, zwei, drei. Теперь поищите, она у вас в боковом кармане...

Только эти четверо работают от души.

Гаев не работает (ленив очень), хотя из любви к сестре и племяннице пытается что-то делать.

Болтун Трофимов, правда, получил какие-то деньги за перевод.

Аня собирается сдавать экзамены, ей только семнадцать.

Вынуждены работать Яша, Дуняша.

Епиходова нанял Лопахин смотреть за домом - это показывает только, что Лопахин совершенно не разбирается в людях. Двадцать два несчастья. Дом этот к весне сгорит непременно. Вместе с Фирсом. Фирс, правда, умрет раньше.

Культура

Из всех персонажей пьесы активно положительно соотнесен с культурой только Лопахин. В первой же сцене:

Лопахин... Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.