скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Деструктивные культы (секты)

Вред от пребывания в деструктивных сектах не ограничивается только психической патологией. Многочисленные факты причинения вреда от пребывания в секте до того здоровым людям приводятся членами Комитета по спасению молодежи от деятельности тоталитарных сект, которые сами потеряли своих детей или других родственников в результате их изоляции в сектах. По их свидетельствам, попытки вернуть близких встречают ожесточенное сопротивление со стороны активистов сект. В тех случаях, когда удавалась вырвать молодежь из сект, у них помимо выраженных психических изменений, обнаруживали ряд приобретенных соматических заболеваний, таких как туберкулез, язва желудка, а также кожных и других инфекций.

Деятельность религиозных объединений «Белое братство», «Богородичный центр», «АУМ синрике», «Сознание Кришны» сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых и бредоподобных расстройств, патологически сверхценных идей, патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, в частности, прекращения детородных функций организма. Возникающие нарушения сопровождаются семейной и социальной дезадаптацией личности.

Деятельность перечисленных религиозных объединений наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них людей, страдающих психическими расстройствами, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений. Она причиняет тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.

Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического воздействия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей и обрядов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания, вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время сектантских обрядов. Деятельность руководителей и активистов указанных религиозных объединений под видом реализации права на свободу совести и вероисповедания противоречит Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свободы человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц.

Учения некоторых деструктивных, тоталитарных сект содержат свои особенности. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Создатель Церкви саентологии Рон Хаббард в 1978 году заявил о методе детоксикации – «очистительном марафоне», достойном, по его мнению, Нобелевской премии. Однако этот метод, входящий как составная часть в общий конгломерат истин Хаббарда, и практически реализуемый в России центром «Нарконон», не смог пройти государственного лицензирования, и ни в одной стране мира не получил разрешения на применение. Более того, проведенные экспертизы показали разрушительное действие «марафона Хаббарда» на организм человека и его психику. В мировой научной литературе и в целом ряде судебных актов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжкого вреда здоровью пациентов вплоть до летальных исходов, тяжелых психических расстройств, доходящих до суицида. Примечательно, что даже врачи, которые помогали Хаббарду разрабатывать его «очистительный марафон» предупреждали его о потенциальной опасности очистительных процедур. Однако на повсеместное внедрение программы «Нарконон» тратились огромные средства, а деньги для Хаббарда всегда были смыслом жизни.

На первый взгляд эта программа вполне безобидна – ежедневная сауна в сочетании с бегом и приемом большого количества витаминов, от чего должно произойти полное очищение организма от токсинов и других вредных веществ. Но в сауне пациент должен в течение месяца ежедневно находиться по пять часов, а дозы витаминов превышают обычно рекомендуемые в 10 -15 раз.

Из заключения Комиссии по психическому здоровью штата Оклахома от декабря 1991 года, на основании которого саентологам было отказано в выдаче лицензии:

«… - не существует достоверной медицинской информации, подтверждающей свойства используемых витаминов выводить радиацию из тела человека, напротив, существует ряд медицинских свидетельств, говорящих об обратном;

 - большое опасение вызывает многочасовой стресс от длительного воздействия высоких температур в сауне, что в сочетании с приемом сверхдоз витаминов может способствовать возникновению новообразований в мозге и теле человека;

 - потенциально опасны для здоровья большие дозы витаминов…».

Сверхдозы витамина В1 вызывают эффект смещенного пространства, галлюцинации, схожие с воздействием некоторых «легких» наркотиков. Сверхдозы витамина В3 могут вызвать поражение печени.

Приказом Министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.06.96 № 254[2] четко определено: «…Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения…».

Причинение вреда здоровью людей вследствие применения «очистительных марафонов» Хаббарда должно преследоваться по закону.

Отличительной особенностью учения другой религиозной деструктивной организации  - свидетелей Иеговы или же общества «Сторожевая Башня», также являются факторы риска для здоровья и жизни.

В частности, свидетели Иеговы утверждают, что их наставники безошибочно знают дату конца света и события, сопровождающие этот конец. Пророчества о конце света содержатся в доктринах многих деструктивных сект, но свидетели Иеговы превзошли всех, конкретно определяя и неоднократно перенося дату гибели человечества. Идею о дате Второго пришествия Христа создатель секты иеговистов Чарльз Тейз Рассел (1852 -1916) заимствовал от Адвентистов Седьмого Дня, которые первоначально учили, что точная дата Армагеддона – 22 октября 1874 года. Рассел установил свою истинную дату – 1872 год. Пророчество не сбылось. Далее последовал 1874 год  - не сбылось. Новая дата – 1878 год – опять не подтвердилась. Тогда интервалы, устанавливаемые иеговистами, стали более продолжительными: 1914, 1925, 1975 годы.

Можно было бы оставить на совести руководителей «Сторожевой башни» их предсказания, несовместимые с традиционным христианским таинством Последнего Дня, если бы не постоянная деятельность свидетелей Иеговы по созданию ситуации, глубоко психотравмирующей их последователей.

Конкретная дата конца света по мере ее приближения вселяет страх определенному кругу людей. Лица, склонные к тревожным неврозам и расстройствам, теряют интерес к повседневной жизни, у них опускаются руки, развиваются стрессовые состояния и депрессия. Выгода от организованной таким способом паники доставалась и достается организаторам мистерий. Ежедневные, непрерывные с утра до вечера собрания, постоянное нагнетание напряженности, поддержание атмосферы мистического ужаса перед надвигающимся Армагеддоном, приводят к резкому ухудшению физического самочувствия, к обострению неврозов и психических расстройств. На этом фоне прямые указания активистов «Сторожевой башни», что спастись еще можно, но только путем материальных пожертвований в пользу организации, до сих пор приводят к распродажам имущества и передаче денег секте. Так, одни получают вред здоровью, другие, пользуясь этим  - деньги.

Другим фактором риска для здоровья и жизни человека в учении свидетелей Иеговы является “божественный» запрет на переливание крови.

Каждый иеговист должен постоянно носить с собой «Медицинский документ», в котором крупным шрифтом указано: НИКАКОЙ КРОВИ. На обороте отпечатан текст под заголовком «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности». В нем говорится: «Я, ___________, даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или для моей жизни. Это распоряжение оформлено по моей собственной инициативе. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как свидетеля Иеговы. Библия приказывает мне воздерживаться от крови. Это является моей религиозной позицией на протяжении _________ лет. Я даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови.      Я согласен на любой дополнительный риск, к которому это может привести. Я освобождаю врачей, анестезиологов, и иной медицинский персонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа, несмотря на их квалифицированное лечение. В случае потери мною сознания, я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения». За этим следует подпись, дата и данные двух свидетелей с указанием, кем они приходятся владельцу сего документа.

Все солидно, официально, эмоционально насыщено и эффектно.

Пожалуй, нет другой страны, где иеговисты развернули свою деятельность так же, как  в России. Страны, из которой с такой же пугающей частотой поступали бы сведения о трагической смерти и самих иеговистов, и детей, погибших по воле родителей, фанатично убежденных в библейском запрете на переливание крови.

При всей несомненности причинения вреда здоровью от деятельности сект, вместе с тем было бы неправильным утверждать, что у всех сектантов возникают психические расстройства. Огромную организаторскую и финансовую работу, какую ведут современные секты, могут проделать только люди достаточно волевые, энергичные, имеющие ясную мотивацию своего поведения. Здесь в психолого-психиатрическом аспекте встает вопрос о дифференцированной мотивации лиц, вовлеченных в сектантскую деятельность. В основе этой дифференциации должен лежать индивидуальный анализ мотивов прихода в секту и анализ вероятности для конкретной личности получить начальную психическую патологию в виде синдрома психологической зависимости.

Применительно к вопросу о подверженности личности вербовке в секту провоцирующими факторами являются упоминавшиеся психологический надлом, потеря смысловых ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, духовная опустошенность, чувство одиночества и ненужности, непонимание в семье, другие конфликтные, психотравмирующие, фрустрирующие обстоятельства. Наложение этих негативных обстоятельств на макро- и микросоциальное самоощущение личности вносит определенную коррекцию в вероятность развития психической патологии.

К числу факторов риска для развития психической патологии относятся и такие индивидуальные характерологические черты как внушаемость, ведомость, пассивность, мистическое своеобразие типа мышления (восприимчивость к магическому, пралогическому, астральному). Кроме того, факторами риска могут выступать и такие вполне нормальные сами по себе социально-психологические особенности личности как протест против идеологического монизма, жажда познания, поиск истины, сочетающиеся с преимущественной ориентацией на макросоциальные ценности, и равно праводоискательство и желание справедливости, сочетающиеся с преимущественной ориентацией на микросоциальные ценности.

Самостоятельность, лидерство, стеничность, достаточная степень личностной защищенности нивелируют отмеченные факторы риска. Хотя личностная самостоятельность, сориентированная на макросоциальные ценности, и может предопределить уход в секту, но эта же личностная особенность будет и фактором сопротивляемости формированию синдрома психологической зависимости и быстрого выхода из секты при возникших сомнениях в ее принципах и божественности.

Важно, что предлагаемые сектой духовные «услуги» могут соответствовать наиболее слабым, уязвимым местам личностного склада. Сектанты это учитывают, и после психологической «разведки» умело используют индивидуальный подход при вербовке.

При всей многочисленности наблюдаемых вариаций характеристик личности рядового сектанта все же возможно определить два типовых противоположных набора признаков личностей, поддающихся вербовке и участвующих в деятельности сект.

Первую типовую группу составляют лица с хорошо развитым критическим мышлением, без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные на макросоциальные, духовные ценности. У этих лиц отмечается неудовлетворенность ортодоксальным материализмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины – все это причины, формирующие мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиозным учением. У них доминирует интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.

У человека с хорошо развитым критическим мышлением, при достаточном знакомстве с сутью проповедуемого в секте учения обычно возникает неудовлетворенность жажды познания. Интеллектуальное разочарование в предложенном учении побуждает к разрыву с сектой, что при отсутствии эмоциональной связи с ней позволяет без особых усилий ее покинуть. Психических расстройств у представителей этой группы не наблюдалось.

Противоположная типовая группа характеризуется отсутствием личностной защищенности при наличии фрустрации, то есть при психологическом стрессе, переживании неудачи или разочаровании в своей жизни. Этим людям нужен катарсис – очищение от психотравмирующего комплекса, «отреагирование» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. В противоположность первой группе, у лиц представителей данной группы мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других людей в своей проблемной ситуации. Иными словами, их поведение определяет чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда имеются в арсенале каждой секты.

Чувственная мотивация и повышенная потребность в эмоциональной поддержке снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития психологической синдрома зависимости. Для таких людей уход из секты – это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам, страх за свою жизнь. Эти люди в учении секты нашли свой психологический «якорь», им все стало ясно, а от этого просто и спокойно на душе. Обычно они говорят, что обрели в секте счастье, которого не хотят и боятся лишиться. Это обусловлено подсознательным комплексом беззащитности вообще и направленно сформированным чувством беззащитности вне секты. У этих людей отмечается активное нежелание принимать какие-либо доводы покинуть секту. Все большая потеря своего «Я», подчинение воле наставника делают этих лиц по существу интактными к попыткам показать им их трагическое положение и принять помощь. Именно у представителей этой группы быстро развивается то состояние, которое по Международной классификации болезней МКБ-10 обозначено как «Зависимое расстройство личности». Эти люди чаще других подвержены развитию глубокой, психотического уровня, психической патологии.

В обозначенном диапазоне полярных свойств личности и мотиваций прихода в секту имеется много вариаций. Но отметим дополнительно лишь две подгруппы.

Первая имеет сходство с группой выше упомянутых стеничных, самостоятельных, с развитым критическим мышлением личностей, но представители данной группы отличаются отсутствием внутренней честности и порядочности, их характеризуют амбициозность, властность, авантюризм. Довольно скоро они замечают всю химеру «религиозного» учения своей секты, но при этом также быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро выйти из серой массы, занять «офицерскую» должность в секте (то есть роли надзирателя, активного помощника, ассистента руководителя, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими не малыми земными благами. Чем выше они поднимаются в иерархии секты, чем ближе они к большим деньгам – тем меньше в них даже сектантской духовности. Данных о психической патологии у подобных личностей не имеется.

Другую подгруппу составляют наивные искатели чего-то нового, необычного, таинственного. Они также хотят выйти из серой массы, быть причастными к современному, международному духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить за границу. На предупреждения об опасности связываться с сектами они самонадеянно говорят, что когда захотят, легко бросят это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома психологической зависимости, после формирования которого, обратный ход практически закрыт.

Как при решении вопроса о вменяемости, так и вопроса о дееспособности сектантов судебно-психиатрическая оценка психических изменений в результате негативного социально-психологического воздействия в секте должна исходить из общих принципов определения глубины психической патологии. Статья 22 УК РФ, предусматривающая вменяемость при отсутствии возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, действует в отношении значительного числа сектантов, обнаруживающих «зависимое расстройство личности». Во всех этих случаях суд может назначить принудительное лечение, поскольку без специального психотерапевтического и иного способа избавления от синдрома психологической зависимости риск рецидива преступления по причинам сектантского фанатизма остается высокой.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.