скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Наука и религия в жизни современного общества

Реферат: Наука и религия в жизни современного общества

 

РЕФЕРАТ

по курсу "Естествознание"

по теме: "Наука и религия в жизни современного общества"

 


1. Понятие науки

Наука — это:

1. особая система знаний о природе, обществе, человеке;

2. особый вид деятельности человека, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;

3. система специфических организаций и учреждений.

Научное знание отличается от обыденного тем, что оно имеет цель выявить суть явления, причины и закономерности его проявления. Научное знание требует специальной подготовки и применения особых методов познания. Ему соответствует точность, строгая определенность. Обыденное знание является отражением человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Явления объективного мира оцениваются с позиции повседневных нужд, при этом не ставятся специальные познавательные задачи.

Функциями современной науки являются:

культурно-мировоззренческая (познавательная);

в современных условиях наука так тесно связана с производством, что выполняет непосредственную функцию производительной силы общества;

катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления ими (использование научных исследований для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития). Следует подчеркнуть ведущую, роль науки в единой системе "наука-техника-производство", что связано с превращением ее в производительную силу общества. Научная деятельность предполагает свободу творчества, нравственную ответственность ученого за последствия осуществленного им открытия.

Развитие научных знаний идет двумя магистральными путями:

первый — накопление научных знаний,

второй — развитие самого метода получения научных знаний.

На каждом историческом этапе наука суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в научную картину мира. Научные результаты не перечеркиваются дальнейшим развитием знания, они переосмысливаются, уточняются, или могут служить толчком к созданию более адекватной системы знаний: Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида памяти. человека, ёе называют "социальной памятью".

Необходимо отметить, что на каждом этапе развития науки познание использует определенную совокупность познавательных форм.

Познавательные формы — это категории и понятия, методы и принципы объяснения, т. е. то, что представляет стиль мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение, как способ получения знания. Наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство анализа, направляющего мышление на поиски простейших, неразложимых элементов. Характерной чертой современной науки является системный подход к решению проблем, основными понятиями которого являются: целостность, структура, самоорганизация и т. д.

Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, от которого наука получает толчок, так и развитием самого научного метода.

 

2. Развитие науки

Всю историю науки пронизывают процессы дифференциации и интеграции: освоение все новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания. Вместе с тем потребность в синтезе знания находит свое выражение в интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку. С вовлечением в процесс познания новых областей действительности появлялась необходимость в новой науке, в новом методе анализа. Для современной науки характерен переход от предметной к проблемной ориентации. Новые области знания могут возникать с выдвижением крупных проблем, как правило, междисциплинарного характера.

Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, математика, кибернетика, логика. Эти отрасли знания выступают как интегрирующие, потому что могут предложить наукам единый метод теоретического анализа, обеспечивающий получение научной картины мира.

Выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический.

Элементами эмпирического знания являются факты, которые человек, как правило, получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов. Факты прежде всего констатируют качественные и количественные характеристики объектов. Эмпирические связи между объектами выражаются с помощью эмпирических законов, имеющих вероятностный характер.

Теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов идеализации, индукции и дедукции, сравнительного анализа и др. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности явления, к познанию внутренних, устойчивых связей как внутри самого явления, так и между явлениями.

 


3. Научная картина мира

С понятием "научная картина мира" связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. В научной картине мира выделяют центральное теоретическое ядро и частные теоретические модели. Центральное Теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет достаточно -длительный срок своего существования. Частные теоретические модели постоянно достраиваются, изменяются и совершенствуются.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в единую целостность и систему. С этим связана системная функция научной картины мира. Из. требования к научной картине мира обеспечивать синтез' различного рода знаний вытекает ее интегративная функция.

Научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, задает этические ориентиры научного поиска. Научная картина мира накладывает определенные ограничения на характер допущений "разумных" новых гипотез, тем самым направляет движение научной мысли. Она влияет на стиль научного мышления, на способ аргументации, обоснования и объяснения. Поэтому необходимо выделять, как особо значимую, нормативную функцию научной картины мира.

Содержание научной картины мира, обусловливая способ видения мира, влияет на процессы активного отражения человеком объективной реальности. Когда проблему научной картины мира обсуждают естествоиспытатели (Л. Больцман, М. Планк, П. Дюгем, а также В. Амбарцумян, В. Казютинский и пр.), речь идет прежде всего о физической реальности, т. е. о системе фундаментальных физических параметров, характеризующих основные свойства мира: пространство, время, вещество, поле. К сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, трехмерность пространства и однонаправленность времени, принцип постоянного роста энтропии (меры хаотизации).

Задумываясь над вопросом: "Как же создается научная картина мира?", — обратимся к мнению видного современного физика А. Фридмана. Он убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать картину мира. Ответ ученого предполагает совокупную деятельность философов, а точнее, методологов, кропотливо заносящих на полотно новые штрихи современного образа мира.

Следовательно, в более широком смысле научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления. В структуру научной картины мира входит набор теоретических представлений о способах взаимодействия, генезисе (возникновении) и развитии.

Различают три этапа эволюции научной картины мира.

Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. В ней утвердился принцип жесткого детерминизма (Лаплас), означающий, что все состояния мира от бесконечно отдаленного прошлого до весьма далекого грядущего могут быть просчитаны и предсказаны. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, сами по себе в строго заданной системе координат. Особую роль играла однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая научная картина мира стремилась к обнаружению некоего единственно верного метода, гарантирующего достижение истины.

Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в классической, и учитывается новый фактор — роль случая. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии — "закону среднего". Таково содержание статистической закономерности.

Третий этап эволюции научной картины мира, связан с образом постнеклассической картины мира. Он разработан во второй трети XX в. с учетом достижений Брюссельской школы И. Пригожина. В нем с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации.

В современной постнеклассической картине мира анализ общества предполагает исследование динамичных, открытых систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. В перспективе становятся, допустимыми многочисленные комбинации последующего развития. Поэтому наиболее пригодной для описания поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика.

Таким образом, раскрытием научной картины мира занимаются прежде всего философы.

Философия есть форма общественного сознания. Философия, как и мировоззрение, вырабатывает систему взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Эта система взглядов отражается в понятийной и категориальной форме. Предмет философии исторически изменяется в связи с изменением общественной жизни, с развитием науки, с развитием самого философского знания.

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы; достигла в Древней Греции. Термин "философия", "философ" впервые встречается у Пифагора (2-я половина VI в. до н. э.). Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.

Первые философы античного мира стремились, главным образом, открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышлений. По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации перечисленного знания, выделение отдельных научных дисциплин. Но в самой философии также активно шел процесс развития. Прежде всего развивается категориальный аппарат, метод познания, как метод выявления всеобщих сторон познания, бытия, мышления. Формируются традиционные дисциплины, такие как онтология, гносеология, логика, философия истории, этика, эстетика.

Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между философией и частными науками протекает все более ускоряющимися темпами. Но философия как бы сводит знания воедино, создавая синтез универсальных законов бытия и мышления.

 

4. Роль религии как формы духовной культуры

Религия — одна из древнейших форм культуры. Она обладает относительной самостоятельностью по отношению к другим формам, таким как мораль, искусство, политика, право и др. Смысл современного слова "религия" многозначен.

Практика религиозной жизни и ее осмысление обогатило содержание слова религия как связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, трансцендентным или тем, что так называют. Выделено множество видов таких связей, главные из них:

связь посредством сознания, познания, чувств, бессознательного, Бога,

священное, сверхъестественное можно ощущать, воспринимать, воображать, эмоционально переживать.

Наиболее часто — это переживание страха и любви, страдания и покорности, чувства умиления, восторга и веры.

Связь предметно-практическая в виде религиозного культа (ритуала) в соответствии с религиозными представлениями, идеями и учениями человека. Различают два основных вида культовой деятельности: жертвоприношение и магия. Культовая деятельность обычно предполагает использование различных строений и вещей: церкви, мечети, синагоги, живопись, скульптура, музыка, культовые предметы: алтари, кресты, амулеты, одежда, четки, коврики, благовония и многое другое.

Связь человека с Богом, Священным, сверхъестественным путем общения непосредственно или через посредника: шаманы, колдуны, знахари, жрецы, пророки, маги, священники, пасторы, муллы, раввины и др.

В соответствии с законодательством Российской Федерации различают: религиозные объединения, религиозные организации и религиозные группы.

Для практики религиозных организаций в современном мире характерна тенденция распространять свою активность за пределы религиозной сферы жизни: они занимаются благотворительностью, образованием и воспитанием, действуют в политике, в здравоохранении, в культуре и др.

Ценностно-ориентационные виды связи человека с Богом, священным, сверхъестественным представляют собой ценностные ориентации, т. е. деятельность по выбору между Богом и его противниками в поисках религиозного добра или зла, навыки различать "истинную" или "ложную" религию, прекрасное и безобразное в сфере религии. В результате формируется, сохраняется и развивается мир религиозных культурных ценностей. Главные религиозные ценности — это Священные знания, закрепленные в Священных Писаниях, Священные предания — сведения о жизнедеятельности родоначальника религии (Моисее, Заратустре, Будде, Иисусе Христе, Мухаммаде и др.); святые места, связанные с обретением новых учений родоначальниками религий (Палестина для иудеев, Бенарес — для буддистов, Иерусалим - для христиан, Мекка — мусульман); сами религиозные сообщества (народ Израиля у иудеев, сангха буддистов, церковь христиан, умма мусульман), предания о деяниях их учеников и достигших наивысших высот знания, святости и благочестия других последователей данной религии.

Перечисленные виды деятельности существуют в форме религиозного сознания, религиозного культа, религиозных организаций и религиозных ценностей, которые в совокупности представляют элементы единой социальной системы под названием "религия".

 

5. Значение, роль и функции религии

Одни люди чрезвычайно высоко оценивают значение религии в своей жизни и жизни общества, характеризуют ее только словами в превосходных степенях, считают единственно надежным средством достижения Спасения, Истинного Знания, Блага, Мира, Добра, Красоты, Любви, Мудрости, Счастья и многих других непреходящих ценностей. Другие, опираясь на свой жизненный опыт, наблюдая или изучая историю реальной жизни религиозных людей и религиозных сообществ, на Действительную практику их отношений между собой и по отношению к другим людям и социальным группам, не входящим в их религиозное сообщество, сомневаются или Вообще отрицают правомерность таких оценок.

Религии выполняет в жизни общества, отдельных групп и личностей, по крайней мере, две специфические, присущие только ей функции:

связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, или тем, что так называют;

функцию сакрализации — ввода людей и вещей в сферу религиозной жизни, придания им качества святости.

Кроме этого религия может выполнять множество других функций-ролей:

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.