скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Необоротные и оборотные ресурсы и активы предприятий

Реферат: Необоротные и оборотные ресурсы и активы предприятий

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Экономика предприятия

На тему: Необоротные и оборотные ресурсы и активы предприятий


Содержание

1. Нематериальные ресурсы

2. Нематериальные активы

3. Общая характеристика и нормирование оборотных средств

4. Эффективность использования оборотных средств

5. Список литературы


1. Нематериальные ресурсы

Нематериальные ресурсы — составная часть потенциала предприятия, которая способна обеспечивать экономическую пользу на протяжении относительно продолжительного времени. Для этой составной характерны нематериальная основа и неопределенность величины будущей прибыли от ее использования в процессе производства. Термин «нематериальные ресурсы» применяется для характеристики совокупности объектов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность — юридическая категория, используемая для:

1.         определения результатов творческого труда человека;

2.         обозначения принадлежности таких результатов соответствующим субъектам творческой деятельности;

3.         закрепления за этими субъектами личных неимущественных и имущественных прав на разработку и использование созданных ими интеллектуальных продуктов.

Объекты интеллектуальной собственности делятся на три группы.

Группа I. Объекты промышленной собственности.

Изобретение — это результат творческой деятельности человека в любой области технологии. Объектами изобретения могут быть продукты (устройство, вещество, штамм) и способы (действия над материальными объектами с помощью других материальных объектов). Для определения патентоспособности изобретения используют конкретные критерии:

а)новизна изобретения;

б)наличие изобретательского уровня;

в)промышленная пригодность изобретения.

Полезная модель — это результат творческой деятельности человека, объектом которой может быть конструктивное решение устройства или его составных частей. Это означает, что вещества, штаммы микроорганизмов, а также способы не могут быть признаны полезными моделями. Полезная модель отвечает условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно пригодной.

Промышленным образцом считается результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. Объектом такой деятельности может быть форма, рисунок, цвета, определяющие внешний вид промышленного изделия и предназначенные для удовлетворения эстетичных и эргономических потребностей. Промышленный образец может быть объемным (модель), плоским (рисунок) или комбинированным. Не признаются промышленными образцами: объекты архитектуры, промышленные гидротехнические и иные стационарные сооружения; печатная продукция; объекты нестойкой формы из жидких, газообразных, сыпучих и подобных им веществ. Они должны иметь новизну и быть промышленно пригодными.

Знаками для товаров и услуг (в других странах товарными знаками и знаками обслуживания) являются оригинальные обозначения (символы), с помощью которых товары и услуги одних фирм отличают от однородных товаров и услуг других фирм. Главная задача таких знаков состоит в идентификации товара. Поэтому их размещают на самом товаре или на его упаковке. Основные требования к знакам и услугам:

·          их новизна относительно сферы использования и времени действия;

·          оригинальность, то есть существенное отличие от уже зарегистрированных и известных обозначений.

К обозначениям (символам), не подлежащим регистрации как знаки для товаров и услуг, относятся:

а)государственные гербы, флаги, официальные названия государств, наименования международных организаций, печати и т. п.;

б)обозначения, не обеспечивающие мгновенное распознавание товара, или такие, которые очень похожи на прежде зарегистрированные знаки.

Обозначение происхождения товара может быть двух видов: простое и квалифицированное. Простое — это любое словесное или графическое обозначение, прямо или опосредствованно указывающее на географическое место происхождения товара (страну, ее регион, населенный пункт, местность и т. п.). Словосочетание «квалифицированное обозначение происхождения товара» объединяет в один термин название места и «географическое обозначение происхождения товара». Наряду с названием определенной местности основными признаками происхождения товара могут быть:

·          географическая среда со специфическими природными условиями и (или) человеческим фактором;

·          наличие в товаре особых свойств, выделяющих его из других однородных товаров;

·          обязательная объективная зависимость особых свойств товара от географической среды.

Фирменное наименование — это постоянное обозначение предприятия (фирмы, компании) или отдельного физического лица, от имени которого осуществляется производственная или другая деятельность. Оно используется для идентификации предприятий (отдельных предпринимателей) и выделения их из других, а также для общей характеристики их репутации на рынке.

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности. К недобросовестной конкуренции относят действия, связанные с:

а)неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования (использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; копирование внешнего вида изделия и т. п.);

б)созданием препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и использованием неправомерных преимуществ в конкуренции (дискредитация субъекта, купля-продажа товаров и предоставление услуг по принудительным ассортиментам; подстрекательство к бойкоту субъекта хозяйствования; подкуп поставщика или покупателя);

в)неправомерным сбором, разглашением и использованием коммерческих тайн других предпринимателей (фирм, компаний).

Группа II. Объекты, охраняемые авторским правом и смежными правами

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся произведения в области науки, литературы и искусства, которые существуют в таких объективных формах: письменной, устной, изобразительной, объемно-пространственной и др. Авторское право не распространяется на: официальные документы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; пресс-информацию; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; знаки для товаров и услуг; рационализаторские предложения.

Под компьютерной программой понимают объективную форму подачи совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования ЭВМ (набор инструкций; операционные системы и прикладные программы, выраженные в исходном или объектовом коде). Понятие «компьютерная программа» не распространяется на базы данных.

Базой данных принято называть совокупность данных, материалов или произведений, систематизированных в форме, которую «читает» машина. Все базы данных охраняются авторским правом. Тем не менее правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, положенные в основу базы данных.

Топологией интегральной микросхемы признается зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое размещение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом обязательным условием правовой защиты данного объекта есть его оригинальность.

Смежные права — это права, примыкающие к авторскому праву и являющиеся производными от него. Они подразделяются на три группы (вида):

·          права исполнителей;

·          права продуцентов фонограмм;

·          права организаций вещания. Права исполнителей охраняются, если исполнение:

1.         впервые имело место на территории Украины;

2.         зафиксировано на фонограмме, охраняемой законом;

3.         включено в передачу организации вещания, права которой охраняются законом.

Права продуцентов фонограмм охраняются, если:

·          продуцент является гражданином Украины или юридическим лицом с местонахождением в Украине;

·          фонограмма впервые озвучена на территории Украины. Права организаций вещания охраняются при условии, что они официально находятся на территории Украины и осуществляют передачи с передатчиков, размещенных на территории Украины.

Группа III. Иные (нетрадиционные) объекты интеллектуальной собственности

Рационализаторское предложение — техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия. Рационализаторскими считаются предложения по усовершенствованию используемой техники, изготовляемой продукции, способов контроля, а также предложения, повышающие производительность труда и позволяющие более эффективно использовать материалы, энергию, оборудование.

Ноу хау - (от англ. «знаю как») - не защищенные охранительными документами, но не известные хозяйственникам знание и опыт технического, производственного, управленческого, коммерческого и финансового характера, которые могут быть практически использованы в научных разработках, в процессе изготовления конкурентоспособной продукции. К ноу хау также относят незапатентованные по разным причинам изобретения.

Коммерческую тайну фирмы (предприятия, организации) составляют сведения, непосредственно связанные с ее деятельностью и разглашение которых может повредить субъекту хозяйствования. Коммерческой тайной считается совокупность научно-технической, производственно-хозяйственной и финансово-экономической информации о деятельности предприятия, разглашение которой может послужить причиной экономических убытков. Охрана коммерческой тайны является важной составляющей обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования.

2. Нематериальные активы

Нематериальные активы — это стоимость объектов промышленной, интеллектуальной собственности и иных имущественных прав, используемых предприятием в хозяйственной деятельности и приносящих прибыль на протяжении долгосрочного периода. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», программное обеспечение, авторское право, монопольные права и привилегии (включая права на изобретение, патент, лицензию на определенные виды деятельности, промышленные образцы, модели, использование художественно-конструкторских решений), организационные затраты (включая плату за государственную регистрацию предприятий, брокерское место и т. п.), торговые марки, товарные и фирменные знаки.

По характеру применения нематериальные активы схожи с основными средствами. Они используются продолжительный период, приносят прибыль, с течением времени большая их часть теряет свою стоимость.

Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения. Оценка нематериальных активов проводится по согласованию сторон при их взносе в уставный капитал на основе цен мирового или внутреннего рынка. В стоимость нематериальных активов входят: цена покупки; затраты, связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов. Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость продукции путем начисления износа.

Износ нематериальных активов начисляется ежемесячно по нормам амортизации к первичной стоимости нематериальных активов.

Нормы амортизации нематериальных активов определяется исходя из срока их полезного использования, но не более, чем срок деятельности хозяйствующего субъекта.

Патент представляет собой документ, который выдается компетентным органом государства и удостоверяет признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право владельца патента на изобретение, его использование или продажу нового изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение. Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые технические изобретения, применяемые в производстве и позволяющие достичь качественно нового технического результата. Разного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат, контроль над ними сохраняется путем засекречивания. В международном торговом обороте основное значение придается указанному исключительному праву, при наличии которого возникает возможность в границах срока действия патента производить и сбывать продукцию, воплощающую соответствующее изобретение, на монопольной основе. Тем самым исключается доступ фирм конкурентов к запатентованной новинке и обеспечивается условие получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли. Срок действия патента, равно как и другие вопросы его выдачи, определяются национальным законодательством и составляет в среднем 15 — 20 лет. Однако реальный срок действия патента в современных условиях значительно меньше (6 — 9 лет). Это связано прежде всего с быстрым научно-техническим прогрессом и появлением у фирм-конкурентов более современных технических решений, обесценивающих старое изобретение.

Большинство владельцев патентов, в особенности большие фирмы, сами используют запатентованные изобретения путем производства и реализации изделий, воплощающих изобретение. Однако в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на рынке патент выступает не только и не столько как средство охраны производственной и хозяйственной деятельности владельца патента, сколько как самостоятельный объект коммерческих, в особенности внешнеторговых, операций.

В современных условиях практически все изобретения в развитых странах патентуются, поэтому все новые товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными.

Патентоспособность понимается как основанная на законе возможность получения правовой охраны изобретений. Для определения такой возможности необходимо прежде всего учитывать специфику патентуемого объекта. В большинстве развитых стран для признания за объектом патентоспособности необходимо наличие таких признаков: моральная новизна, промышленная применимость и неочевидность. Повсеместным требованием является отсутствие предыдущих заявок, публикаций, раскрывающих суть изобретения и доступных неопределенному кругу лиц. Промышленным применением в многих странах признается использование изобретения в любой области экономики, включая сельское хозяйство и торговлю. Неочевидность признается за теми объектами, разработка которых означает определенный «изобретательский шаг» вперед по отношению к достигнутому в данной области техники уровню.

Лицензия - разрешение на использование иным лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки на протяжении определенного срока за обусловленное вознаграждение.

В современных условиях в развитых странах новые технические решения, изобретения и товары, как правило, патентуются, то есть владельцу патента предоставляются исключительные права на их использование. Лицензия на передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау» называется патентной лицензией. В последние годы все большее распространение получают лицензии на использование «ноу-хау» без патентов на изобретение — беспатентные лицензии.

Различают три вида лицензий: неисключительная (простая), исключительная и полная. Основой для такого разделения служит объем передаваемых лицензиаром лицензиату прав по использованию научно-технических изобретений.

При продаже неисключительной лицензии лицензиар разрешает лицензиату на определенных условиях использовать изобретение или секрет производства, оставляя при этом за собой право как на их самостоятельное использование, так и предоставление аналогичных прав другим заинтересованным лицам.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.