Реферат: О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги
Реферат: О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги
О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги
Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (с изм. и доп. по состоянию на 03.10.2006) (далее - Указ № 285) полномочия по регулированию тарифов на платные медицинские услуги возложены на Министерство здравоохранения по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.
В целях установления методов регулирования тарифов на платные медицинские услуги и обеспечения единых подходов к их формированию юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями Министерством здравоохранения Республики Беларусь разработана и по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь постановлением от 22.12.2003 № 51 (с изм. и доп. по состоянию на 15.06.2006) утверждена Инструкция о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги (далее - Инструкция № 51).
Инструкция 51 введена в действие с 1 марта 2004 г. и обязательна к применению юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями. При этом на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, не распространяются нормы п. 4-7 Инструкции № 51.
Руководствуясь Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (с изм. и доп. по состоянию на 31.12.2005) (далее - Закон о ценообразовании) и учитывая большое количество субъектов хозяйствования, оказывающих платные медицинские услуги и различный уровень их технической оснащенности, Инструкцией 51 установлено, что регулирование тарифов путем утверждения их фиксированного уровня осуществляется только на наиболее значимые услуги, оказываемые юридическими лицами государственной формы собственности, а на другие виды платных медицинских услуг, оказываемых юридическими лицами государственной формы собственности, и все виды услуг, оказываемых юридическими лицами негосударственной формы собственности и индивидуальными предпринимателями, - путем установления предельного норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы.
Перечень услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, на которые Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики устанавливаются фиксированные тарифы, приведен в приложении 9 к Инструкции 51. В этот Перечень включены:
- коррекция зрения с помощью контактных линз;
- протезирование глаз, за исключением соответствующих услуг, оказываемых лицам согласно законодательству бесплатно;
- все виды профилактических осмотров;
- консультации врачей-специалистов, в том числе сотрудников кафедр, при отсутствии медицинских показаний или без направления врача;
- стоматологическая помощь, осуществляемая по желанию граждан, в том числе протезирование зубов, за исключением соответствующих услуг, оказываемых лицам согласно законодательству бесплатно в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения;
- диагностические мероприятия (инструментальные, лабораторные), осуществляемые при отсутствии медицинских показаний (по желанию пациента);
- иммунизация по желанию пациента против инфекционных болезней, не входящих в календарь профилактических прививок, утверждаемый Министерством здравоохранения;
- медицинское освидетельствование граждан для получения разрешения на приобретение, хранение, ношение оружия и боеприпасов; на допуск к управлению транспортными средствами, маломерными судами (за исключением инвалидов ВОВ и приравненных к ним граждан с нарушением опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в специальном транспорте);
- платные медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам.
Тарифы, утвержденные Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики на перечисленные выше услуги, подлежат обязательному применению всеми юридическими лицами государственной формы собственности и их структурными подразделениями.
Если юридические лица государственной формы собственности осваивают новые виды платных медицинских услуг (по группам услуг, которые включены в приложение 9 к Инструкции № 51), тарифы на которые не предусмотрены соответствующим прейскурантом, утвержденным Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики, им необходимо внести в Министерство здравоохранения предложения о дополнении прейскуранта соответствующими видами услуг (работ). При этом в Министерство здравоохранения направляется пакет необходимых документов, который включает:
· наименование услуг, которыми предлагается дополнить прейскурант;
· технические характеристики услуг;
· нормы времени на выполнение услуг;
· плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат;
· проект прейскуранта.
Тарифы на новые виды услуг применяются только после их утверждения в установленном порядке.
При отсутствии тарифов на отдельные платные медицинские услуги, выполнение которых носит разовый характер, плата за услуги определяется на основе стоимости нормо-часа и времени на их выполнение, согласованного с заказчиком, или на основе разовой калькуляции, согласованной с заказчиком.
Как упоминалось выше, тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами государственной формы собственности (за исключением услуг, на которые Министерством здравоохранения утверждаются фиксированные тарифы), и все виды платных медицинских услуг, оказываемых юридическими лицами негосударственной формы собственности и индивидуальными предпринимателями, регулируются предельным нормативом рентабельности.
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.02.2006 № 9 "О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 51" (далее - постановление № 9) предельный норматив рентабельности при формировании тарифов на платные медицинские услуги снижен на 10 процентных пунктов и установлен в размере 20%.
Формирование тарифов на платные медицинские услуги осуществляется на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также с учетом особенностей, установленных Инструкцией № 51, о которых будет сказано ниже.
Включение затрат в себестоимость платных медицинских услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат с учетом отраслевых особенностей состава затрат и других нормативных документов по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг.
Тарифы на медицинские услуги определяются на основе экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, утвержденных руководителем организации, если не установлен иной порядок.
Тарифы на платные медицинские услуги юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения) формируются без учета стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, используемых при оказании услуг. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог или применяющие упрощенную систему налогообложения, устанавливают тарифы на платные медицинские услуги с учетом либо без учета стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, используемых при оказании услуг.
Стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения, используемых при оказании платных медицинских услуг, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения) по розничным ценам, сформированным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 "О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику". Стоимость других материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог или применяющими упрощенную систему налогообложения) по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению. В затраты на приобретение материалов включаются транспортно-заготовительные расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стоимость материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, используемых при оказании медицинских услуг, определяется в соответствии с частью второй п. 2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (с изм. и доп. по состоянию на 08.02.2006) (далее - Положение о порядке формирования цен).
Уровень тарифов на каждую платную медицинскую услугу должен подтверждаться экономическими расчетами. Пакет необходимых документов по экономическому обоснованию уровня тарифов включает в себя нормы времени на выполнение услуг, утвержденные в установленном порядке, плановую калькуляцию с расшифровками статей затрат, справку об уровне накладных расходов и технические характеристики услуг, включенных в прейскурант.
Приведем пример расчета тарифа на медицинскую услугу (медосмотр врачом-терапевтом), включая разработку и заполнение всех необходимых документов (приложения 1-7 к Инструкции № 51). Цифры в примере условные.
Прежде чем начать расчет тарифов на медицинские услуги, необходимо разработать технические характеристики услуг, то есть представить их описание, и утвердить нормы и нормативы материальных и трудовых затрат, если они не утверждены вышестоящей организацией или в ином порядке.
Нормы времени на выполнение услуг утверждаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем по следующей форме:
Таблица 7
№п/п | Наименование медицинских услуг | Единица измерения | Специалисты |
Норма времени |
1 | Медицинский осмотр врачом-терапевтом | мин |
Терапевт Медицинская сестра |
8 2 |
На основе норм времени на проведение медосмотра врачом-терапевтом рассчитывается сумма основной заработной платы, которая включается в калькуляцию для обоснования уровня тарифа на данную услугу. Для этого первоначально определяется заработная плата всех специалистов, непосредственно участвующих в оказании услуги, в расчете на 1 мин исходя из должностного оклада в месяц:
Таблица 8
Специалисты, оказывающие услуги | Количество рабочих часов в месяц | Должностной оклад (руб.) | Заработная плата за 1 мин (руб.) |
Терапевт | 170 | 380 000 | 37,3 |
Медицинская сестра | 170 | 190 000 | 18,6 |
Затем определяется сумма основной заработной платы на оказание услуги с учетом премиальных выплат, которые не могут составлять более 30% (п. 1.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 № 10 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики") (с изм. и доп. по состоянию на 28.11.2003).
Таблица 9
№п/п | Наименование медицинских услуг и специалисты, их оказывающие | Норма времени (мин) | Зарплата за 1 мин | Зарплата в расчете на услугу | Премия 30% (руб.) | Всего - основная зарплата (руб.) |
1 | Медосмотр врачом терапевтом: | 436,3 | ||||
терапевт | 8,0 | 37,3 | 298,4 | 89,5 | 387,9 | |
медсестра | 2,0 | 18,6 | 37,2 | 11,2 | 48,4 |
Если согласно действующему законодательству медперсоналу установлены надбавки за стаж работы, вредные условия труда и т.п., то они включаются в сумму основной заработной платы.
Все расходы субъектов хозяйствования, которые не имеют с оказанием отдельных видов медицинских услуг прямой связи и не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретной услуги (заработная плата управленческого персонала, общехозяйственные, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и др.), включаются в себестоимость услуг пропорционально расходам на основную заработную плату. Как правило, указанные расходы объединяются в одну статью "Накладные расходы".
Для определения процента накладных расходов необходимо осуществить следующий расчет:
Таблица 10
№ п/п | Наименование статей затрат |
Сумма, тыс. руб. |
1 | Заработная плата управленческого и вспомогательного персонала | 16 700 |
2 |
Начисления на заработную плату управленческого, обслуживающего и вспомогательного персонала - всего, в том числе: |
6 596,5 |
отчисления в Фонд социальной защиты населения (35%) | 5 845 | |
чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости единым платежом (4%) | 668 | |
страховой взнос по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (0,5%) | 83,5 | |
3 |
Хозяйственные расходы - всего, в том числе: |
22 784 |
транспортные услуги | 950 | |
услуги связи | 275 | |
коммунальные услуги, освещение | 2 425 | |
охрана объекта | 1 800 | |
канцелярские расходы | 1 500 | |
стирка белья | 200 | |
аренда помещений | 634 | |
другие хозяйственные расходы | 15 000 | |
4 | Итого | 46 080,5 |
5 | Основная заработная плата за соответствующий период | 19 800 |
6 | Процент накладных расходов (стр. 4 / стр. 5) х 100 | 232,7 |
На основании полученных данных составляется плановая калькуляция, и рассчитывается тариф на услугу:
Страницы: 1, 2