Реферат: Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя
Реферат: Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра прикладной экологии и охраны труда
Реферат
по дисциплине «Основы экологической теории»
Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя
Выполнил:
Студент гр. АВ – 52- З.
№ зач. кн. 051463
Ченакал А. В.
Севастополь 2009 г.
Оглавление
1. Природоохранная деятельность предприятий
2. Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя
3. Вывод
Список литературы
Приложение
1. Природоохранная деятельность предприятий
Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организация научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д.
Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий.
Первое очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.
И, например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.
Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.
Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.
Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.
Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырьё и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.
Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.
Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружающей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (по) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.
Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.
2. Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя
Учёные бьют тревогу: долговременное и бесконтрольное загрязнение севастопольских бухт и других прибрежных акваторий Крыма привело к тому, что ряд бухт, в том числе и Севастопольскую, сейчас можно отнести к числу основных загрязнённых районов Чёрного моря.
По мнению специалистов ИнБЮМа, относительно Севастопольского региона положение резко ухудшилось после постройки в 1976-1977 гг. защитного мола у входа в Севастопольскую бухту, в результате чего ширина входа сузилась с 940м до 550м, а величина водообмена уменьшилась в среднем за год на 40-70%. Как следствие, в настоящее время целый ряд бухт Севастополя фактически превратился в отстойные резервуары, в которые поступают неочищенные или частично очищенные промышленные и хозяйственно-бытовые стоки.
По различным оценкам, ежегодно в прибрежную зону Севастополя поступает от 8 до 14 тыс. тонн взвешенных веществ, до 6,5 тыс. тонн органических веществ, от 10 до 19 тонн нефтепродуктов, от 65 до 98 тонн детергентов, а также большое количество тяжелых металлов.
В настоящее время по увеличению степени загрязнённости севастопольские бухты можно расположить в следующем порядке: Южная, Килен-бухта, Северная, Стрелецкая, Артиллерийская, вершина бухты Круглой, Карантинная, Камышовая, Казачья.
Вполне естественно, что перед городом стоит серьёзнейшая проблема: что необходимо сделать, чтобы вернуть севастопольским бухтам их природную чистоту и привлекательность или хотя бы выйти на стандарты, определяемые Европейским сообществом.
По научным данным, из-за высокой концентрации нефтяных продуктов, тяжелых металлов и хлорированных углеводов, содержащихся в донном иле севастопольских бухт, доля мёртвых организмов доходит до 70%! Смертность икры рыб и других особей достигает 100%! То есть севастопольские бухты биологический продукт практически не производят!
Состояние атмосферного воздуха в Севастополе из года в год ухудшается. Это и понятно: транспортные потоки возрастают, а состояние дорог становится всё хуже. Нагляднее всего это подтверждают цифры. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в городе такова: 2001 год – 16,87 тыс. тонн; 2002 год – 17,58 тыс. тонн; 2003 год – 25,76 тыс. тонн; 2004 год – 26,88 тыс. тонн
Загрязнение атмосферного воздуха не может не сказаться на состоянии людей. Прямых исследований по этому поводу в городе не ведётся. Однако, выступая по телевидению, главный врач онкодиспансера говорила о том, сто сегодня в Севастополе на первом месте находится онкология верхних дыхательных путей. Это свидетельствует о том, что в Севастополе плохая атмосфера.
Основой для оценки ситуации с загрязнением атмосферного воздуха и принятия решений государственными органами является мониторинг. Для его выполнения, как этого требуют нормативные документы, в городе необходимо иметь специальные посты контроля. Однако есть всего два специализированных пункта контроля: один – на улице Коммунистической, 10 и другой – на Павловском мысе. К сожалению, так и не введён в эксплуатацию оборудованный пост в Инкермане. До сих пор не выполнены проектные работы по созданию поста в Балаклаве. В городе недостаточно приборов контроля за атмосферным воздухом.
Об Инкермане разговор особый. И продолжается он на протяжении последних десятилетий. Ввод в строй объездной дороги проблемы не решил. Плюс к этому идёт загрязнение атмосферы токсичными выбросами промышленных предприятий.
В связи с тем, что по весу более половины выбросов в атмосферу даёт автомобильный транспорт, Министерство экологии совместно с Министерством экологии совместно с Министерством внутренних дел Украины ежегодно в два этапа проводит операцию «Чистый воздух». В Севастополе такую плановую регулярную работу осуществляет государственное управление экоресурсов в г. Севастополе совместно с горгосавтоинспекцией.
По мнению начальника госуправления экоресурсов в г. Севастополе В.М. Артеменко, для улучшения состояния атмосферного воздуха в городе необходимо разработать программу мониторинга атмосферного воздуха и внедрить систему регулирования транспортных потоков на магистралях и узловых пунктах движения автотранспорта.
Вывод
В данном реферате я закрепил теоретические знания полученные при изучении «Прикладной экологии и охране труда». Изучил задачи экологии: они заключаются во взаимоотношении организмов, в том числе человека со средой, определением масштабов и допустимых нагрузок на среду, а так же возможности их воздействия или полной нейтрализации. Стратегии экологии состоят в выходе из экологического кризиса который приобретает глобальные масштабы в пределах всей земли.
Существует четыре закона Камонера: 1) Всё взаимосвязано со всем 2) Всё должно куда-то деваться 3) Природа знает лучше 4) Ничто не даётся даром.
Только при бережном отношении к окружающей среде со стороны человека, возможно его дальнейшее существование как «хомосапиенс», и дальнейшее существование человека как вида. Только бережное отношение к природе спасёт человечество от вымирания. Если не возможно полностью исключить выброс вредных веществ в окружающую среду, то мы должны хотя бы минимизировать её последствия для природы.
Список используемой литературы
1. Воронков Н.А. «Основы общей экологии» - Москва, 1999.
2. Краснянский М.Е. «Утилизация и рекулизация отходов» - Донецк. 2004.
3. В реферате использованы газетные статьи публикуемые в газетах «Слава Севастополя», «Известия» и др.
4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http://avlita.com.ua/documents/detail.php?ID=189
http://works.tarefer.ru/98/100425/index.htm
Приложение
Заключение Общественной экологической экспертизы Раздела ОВОС Технико-экономического обоснования строительства УПК в Севастополе
Технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства универсального перегрузочного комплекса (УПК) в г. Севастополе.
1. Вступительная часть.
Согласно государственным строительным нормам Украины «Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» - ДБН А.2.2-1-2003, основными задачами ОВОС являются:
- общая характеристика существующего состояния территории района и площадки (трассы) строительства или их вариантов, где планируется осуществить планируемую деятельность;
- рассмотрение и оценка экологических, социальных и техногенных факторов, санитарно-эпидемической ситуации конкурентно-возможных альтернатив (в том числе технологических и территориальных) планируемой деятельности и обоснование преимуществ выбранной альтернативы и варианта размещения;
- определение перечня возможных экологически опасных воздействий (далее - воздействий) и зон влияний планируемой деятельности на окружающую среду по вариантам размещения (если рекомендуется дальнейшее рассмотрение нескольких);
- определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду;
- прогноз изменений состояния окружающей среды соответственно перечню воздействий;
- определение комплекса мероприятий по предупреждению или ограничению опасных воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, необходимых для соблюдения требований природоохранного и санитарного законодательств и других законодательных и нормативных документов, которые касаются безопасности окружающей среды;
- определение приемлемости ожидаемых остаточных воздействий на окружающую среду, которые могут иметь место при условии реализации всех предусмотренных мероприятий;
- составление Заявления об экологических последствиях деятельности.
Разделом 5 ДБН А.2.2-1-2003 «Требования к ОВОС в схеме инвестиционного процесса строительства» определено, что основной объем работ по ОВОС, как правило, выполняется на стадии технико-экономического обоснования инвестиций (ТЭО инвестиций) или эскизного проекта (ЭП) и уточняется в случае изменения принятых решений в проекте (рабочем проекте), в частности, при изменении технологического процесса, мощности предприятия (объекта), а также выделении новых пусковых комплексов и др.
По этому рассматриваемая нами ОВОС, разработанная на стадии ТЭО, должна максимально отвечать требованиям ДБН А.2.2-1-2003.
Планируемый ЗАО СК «Авлита» вид деятельности по строительству и эксплуатации названого перегрузочного комплекса входит в «Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность» (п.9. Угольная, горнодобывающая промышленность, добыча и переработка торфа; и п.17. Строительство аэропортов, железнодорожных узлов и вокзалов, автовокзалов, речных и морских портов, железнодорожных и автомобильных магистралей, метрополитенов), утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины 27.07.1995г. №554.
Намерения ЗАО СК «Авлита» по строительству объекта подобного назначения на Северной стороне Севастопольской бухты рассматривались в городе в 2005-2006 гг. и не получили поддержки у жителей и властей города Севастополя. Рассматриваемый ТЭО новый еще более масштабный универсальный перегрузочный комплекс является резонансным, поскольку затрагивает ряд крупных проблем: экологическую, экономическую и социальную.
Из приведенных выше замечаний следует, что на стадии ТЭО ОВОС должен быть достаточно полным и профессиональным.
1.1. Генеральный проектировщик объекта и разработчик материалов оценки воздействия на окружающую среду – научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт ГП «ЧерноморНИИпроект» (65058, Украина, г. Одесса, проспект Шевченко, 12).
Работа выполнена на основании Задания на разработку материалов ОВОС, утвержденного Председателем правления ЗАО СК «АВЛИТА» и «Заявлении и намерениях», согласованного председателем Севастопольского городского Совета народных депутатов Борисовым В.М..
1.2. Заказчик проектной документации – ЗАО «Стивидорная компания «АВЛИТА» (г. Севастополь).
1.3. Документация подлежит утверждению Городской государственной администрацией и Городским Советом.
1.4. Строительство объекта входит в «Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность» (см. п.п. 9 и 17), для которых осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным в соответствии с требованиями Постановления Кабинета Министров Украины № 554 от 27.07.95 года.
1.5. Общественная экологическая экспертиза проведена комиссией по экологическим экспертизам Севастопольского общественного экологического Совета по проблеме размещения угольного терминала в г. Севастополе при участии:
- Ученых и Президиума Крымской академии наук;
- Профессоров, доцентов, преподавателей профильных кафедр ВУЗов (Севастопольского национального технического университета; Черноморского филиала Московского государственного университета; Севастопольского национального университета ядерной энергии и промышленности; Крымской академии природоохранного и курортного строительства; Лаборатории предгорного садоводства ЦБС – ННЦ УААН; Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия) и др.;
- Лицензированной проектной экологической фирмы ООО «ЭКРИС ЛТД» (Севастополь);
- Общественных экологических организаций: «Экология и мир» (Симферополь), Всеукраинской общественной организация «Чиста хвиля» (Киев), «Екологія Право Людина» (Львов), Фонда общественного мнения «Севастополь», Ассоциации устойчивого развития Севастополя «Аура», Общественного совета педагогов и учених Украины, Севастопольского отделение Всеукраинской общественной женской организации «Дар жизни», Общественного экологического движения «Экоправо», МОНОО «Морская экология» и др.
- В настоящем Заключении учтены ответы по запросам Общественного совета государственных органов и учреждений: Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины; Севастопольской городской санитарно-эпидемиологической станции; Крымской бассейновой санитарно-эпидемиологической станции; Морского отделения Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института МЧС Украины субъекта системы государственного мониторинга окружающей природной среды; заключения – Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Севастополе Минприроды Украины; Государственной экологической инспекции в г. Севастополе Минприроды Украины; Института биологии южных морей НАНУ (Севастополь); Морского гидрофизического института НАНУ (Севастополь); Южного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии Госкомрыбхоза Украины (Керчь); Харьковское государственное отделение комплексных исследований и оценки воздействия на окружающую среду Украинского НИИНТИЗ (Харьков) и др.