скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Перспективы инвестиций в фармацевтический рынок

Реферат: Перспективы инвестиций в фармацевтический рынок

Перспективы инвестиций в фармацевтический рынок

Сильная активизация российских фармацевтических фирм в поисках внешних источников финансирования объясняется заинтересованностью каждого из участников рынка в развитии своего сегмента деятельности. Так для российских производителей, стремящихся привлечь инвесторов, сегодня особенно актуально обновление имеющейся производственной базы в соответствии с международными стандартами (GMP), увеличение круга клиентов, расширение ассортимента за счет выпуска новых лекарственных препаратов.

Для национальных дистрибьюторов реализация инвестиций означает возможность расширения присутствия в регионах и увеличение оборотных средств, создание и развитие розничной сети. Региональные дистрибьюторы, при условии финансового участия со стороны, получают возможность выжить и успешно развиваться в дальнейшем.

Розничное звено фармацевтического рынка, получающее финансовые инъекции, рассчитывает провести необходимую реконструкцию, в том числе с целью создания "уникальных" сетей типа аптечных супермаркетов.

В свою очередь для иностранных инвесторов появляется возможность войти в рынок, отличающийся стремительными темпами роста и высокой прибыльностью. Однако пока рано говорить о том, что произошли действительно крупные инвестиции. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2001-2007 гг., предприятия медицинской промышленности получили кредитные линии в сумме 479,9 млн. марок и 171,9 млн. долл. США.

Из-за высоких кредитных и других рисков субъектам российского фармацевтического рынка доступны в основном краткосрочные займы (на полгода - год), что снижает ценность процедуры финансового участия из-за крайне недостаточных сроков для полномасштабного развития производственных процессов. Фирм, реально получивших долгосрочные вложения не так много, среди них - Инвакорп, Время, Экохелп.

Эксперты считают, что существуют четкие критерии, оказывающие влияние на судьбу любого инвестиционного проекта: во первых, это - руководство, отвечающее следующим качественным характеристикам: молодые, энергичные и профессионально работающие управленцы, которые не опасаются быть открытыми в разговоре с потенциальными инвесторами, способные работать на перспективу. По отношению к ним применимо определение Томаса Бэкмана (Альфа Капитал) - "GMP люди".

Во вторых, наличие четко сформулированного бизнес плана, который ясно представляет стратегию компании и определяет ожидаемые финансовые результаты; готовность компании к процедуре реструктуризации. Разумеется, говоря о необходимых изменениях, важно учитывать, идет речь о дистрибьюторской или производственной сфере. Российскому производству, к примеру, кроме налаживания финансовый дисциплины и выработки "ноу-хау", нужно вложить достаточно крупные инвестиции в переоснащение с целью достижения GMP стандартов, кроме того, необходимы дополнения и/или изменения в продуктовый ряд.

Рассмотрим более подробно некоторые перспективные направления работ с участием зарубежных фирм по развитию фармацевтического рынка в России.

Строительство нового завода совместно с местным партнером

Строительство новых заводов совместно с местным партнеров - стратегия Серл и Гедеон Рихтер. Преимущества проектов подобного рода - это возможность начать производство в соответствии с GMP стандартами, а также обучить всех людей в необходимом корпоративном стиле.

Gedeon Richter.

Венгерская фирма Gedeon Richter, чей фармацевтический бизнес традиционно тесно связан с отечественным рынком, уже около 40 лет представляет в России свою продукцию, хорошо известную потребителям своим высоким качеством.

Строительство завода - не первый опыт Gedeon Richter, похожие проекты уже существуют на территории Украины (в Киеве), Белоруссии, планируется осуществлять их реализацию также и в Западной Европе.

Проект под названием "Фармоград" был задуман еще 3 года назад как шаг, позволяющий закрепить положение фирмы на российском рынке, что является приоритетным направлением деятельности компании. В 2005 году фирма начала поиск будущего партнера среди фармацевтических заводов, но поиски не привели к успеху, так как состояние упадка в экономике России того периода привело к развалу производства и в фармацевтическом секторе.

На тот момент не оказалось ни одного завода, способного начать полноценное деловое сотрудничество. Поэтому руководство компании решило найти партнера, чья деятельность могла быть ранее и не связана с фармацевтикой. От него требовалось желание и реальные возможности начать новый для себя бизнес.

Свой выбор компания остановила на фирме Адамантан, не имевшей до того момента опыта в работе на рынке фармацевтики. Деятельность двух фирм было решено организовать как совместное предприятие под одноименным названием Фармоград.

В начале партнерской деятельности в уставном капитале компаний участвовало примерно равное количество акций с обеих сторон, сегодня контрольным пакетом акций владеет Gedeon Richter. До начала сотрудничества компании Gedeon Richter с фирмой Адамантан для реализации своих коммерческих планов под Москвой был куплен текстильный завод, на территории которого и началось планирование закладки фундамента Фармограда. Таким образом, на единой территории будут функционировать два автономных завода.

Строительство планируется выполнить по стандартам GMP, но конечный результат будет во многом зависеть от местных условий. Запуск предположительно состоится в начале 1999 г., однако до самого процесса производства предстоит пройти несколько этапов: блистерование, упаковка. По плану на заводе будет создано 250 рабочих мест. Производственные мощности не фиксированы: на первоначальном этапе предполагается выпускать около 100 млн. таблеток и капсул в год.

Завод ориентирован на выпуск исключительно сухих форм препаратов, так как требования к производству ампул гораздо более жесткие и трудновыполнимые. Затраты, связанные с выполнением норм GMP не рассматриваются руководством компании как фактор объективно способствующий повышению цен на конечную продукцию.

Цены на выпускаемые фирмой препараты считаются средними и один из пунктов стратегического плана компании - сохранение их на нынешнем уровне. На заводе предполагается выпускать собственные препараты компании Gedeon Richter, болеутоляющие средства, антибиотики - препараты, на которые существует постоянный спрос. Планируется наладить производство небольшого ассортимента психотропных веществ, выпуск которых будет целесообразен в связи со сложной процедурой получения лицензии на их ввоз в Россию.

Главным препятствием для работы крупных производителей в стране считает Иштван Чаки, директор представительства Gedeon Richter в Москве, активно действующую бюрократическую систему. Такие проблемы он не называет крупными, но, накапливаясь, они могут существенно затруднять реализацию спланированных действий. Gedeon Richter, даже обладая огромным опытом работы в российских условиях, зачастую не может предугадать новые "сюрпризы".

Существующая политика отнюдь не стимулирует развитие подобного рода проектов, делает затруднительным долгосрочное прогнозирование.

Еще одной проблемой для коммерческих структур, действующих на территории России, является существующее налогообложение. В Венгрии дела с налогообложением обстоят не легче, поэтому для компании проблема налогообложения не является неожиданностью. Для консультации по этим вопросам компания намерена приглашать иностранные фирмы, но самое главное - сотрудничество с местными специалистами.

К прогнозам об экономическом кризисе, стагнации производства руководство компании относится достаточно серьезно и считает, что один из способов страховки - и есть строительство завода, так как в случае кризиса, как показывает история, правительство, в первую очередь стремится поддержать местное производство. В компании сохраняют уверенность в том, что Россия все же преодолеет затяжной кризис и нормальные условия для развития экономики будут созданы. Конечно не сразу, но Россия, огромная и богатейшая страна, займет достойное место на мировом рынке.

Searle.

Традиционно для крупных американских компаний российский рынок не является ключевым направлением, что характерно и для фирмы Searle, основной товарооборот которой приходится на территорию Соединенных Штатов. Но в перспективе компания предполагает увеличить объемы продаж и на территории России. Эта стратегия повлияла на принятие решения о строительстве завода в России - стране с высоким потенциалом роста и неисчерпаемыми возможностями для ведения успешного бизнеса.

Строительство завода началось как проект, осуществляемый в рамках деятельности комитета по развитию экономических и политических связей между Россией и США "Гор-Черномырдин", в котором, в свою очередь действует подкомиссия по оказанию технической помощи строительству заводов согласно стандартам GMP. Несмотря на то, что первоначально в проекте участвовало несколько компаний: Mеrк Sharp & Doum, Bristol Myers Squibb, к настоящему моменту проект по строительству завода, полностью соответствующего стандартам GMP, реализовывается только фирмой Searle.

По решению комиссии “Гор-Черномырдин” существенная финансовая поддержка на осуществление проекта была оказана американским агентством USAID, финансирование которого идет через федеральный бюджет США. С предложениями по строительству завода компания Searle обратилась в Минздрав России, который в качестве партнера порекомендовал РАО "Биопрепарат", которое предоставило землю и коммуникационное оснащение в виде взноса в уставный капитал предприятия.

В совместном предприятии ООО Searle РАО "Биопрепарат" принадлежит 25% акций и 75% - компании Searle. Общий объем инвестиций в оборудование и инфраструктуру составляет примерно 32 млн. долларов, что для предприятий подобного масштаба является достаточно крупной суммой. Строительство завода началось чуть больше г. назад в Подмосковье, недалеко от аэропорта Внуково (Изварино), работы закончены более чем на 80 процентов. Предположительно завод обеспечит 150 рабочих мест, а производственные мощности составят 350 млн. таблеток и капсул в год.

Реализация такого масштабного, дорогостоящего проекта требует максимальной продуманности и спланированности действий. Обычно возникновение неприятных неожиданностей при осуществлении подобных проектов стремятся свести к минимуму. Но в России контролировать этот процесс намного труднее.

Так, согласно российскому закону об инвестициях, оборудование и материалы, ввозимые из-за рубежа в виде вклада в уставный фонд совместного предприятия освобождаются от таможенных пошлин и НДС. Но существует также и постановление правительства Москвы, делающие обложение пошлинами практически неизбежным. В результате с фирмы все же потребовали уплаты пошлин. Появление на каждом шагу подобных препятствий, которые невозможно предусмотреть, к сожалению, не исключение, а норма. Такое положение вещей не способствует нормальной работе и может существенно сказаться на стоимости проекта.

С экономической точки зрения, стран, удобных для ведения фармацевтического бизнеса и установления местного производства немного - Ирландия и Пуэрто-Рико, где отмечается экономическая и политическая стабильность, а также лояльные условия налогообложения. В России таких условий, к сожалению, нет, но так как Searle работает на долгосрочную перспективу, степень риска при строительстве завода оценена компанией как приемлемая.

Повышение в июле таможенных пошлин почти в 2 раза свидетельствует о том, что решение о строительстве завода - стратегически дальновидное решение. К тому же руководители компании считают, что преимущества компаний-первопроходцев перевешивают чашу возможного риска: проектом интересуются, ему оказывается разного рода поддержка.

В компании трезво оценивают ситуацию и не рассчитывают на какую бы то ни было отдачу в ближайшем будущем: по разным схемам стратегического развития завод начнет окупать себя не ранее, чем через 5-7 лет. На первом этапе его рентабельность планируется повышать с помощью толлинга, производства упаковки и капсулирования ряда сторонних компаний. Это позволит заказчикам получать продукцию, выпущенную по стандартам GMP. Для обеих сторон это будет взаимовыгодным сотрудничеством.

Сегодня, одним из возможных вариантов организации местного производства является строительство завода "под ключ", у такого пути есть преимущества: к моменту продажи готового завода уже проделана вся "черная" работа, установлено оборудование, обучен персонал, но компания Searle не пошла по этому пути, потому что работа завода рассчитана на перспективу. Учитывается предполагаемое наращивание мощностей, а при покупке завода пришлось бы дополнительно производить закупку и установку оборудования. Завод в Подмосковье строился как раз "на вырост": имеющиеся сейчас производственные условия позволяют в случае необходимости резко увеличить производство.

На заводе планируется выпускать как дженериковые препараты, доминирующие на российском рынке, что в частности обуславливается их низкой ценой, так и оригинальные препараты, разработанные компанией Searle. Это будут препараты нового класса, в частности новый нестероидный препарат Целебра, которые позволят компании увеличить мировой объем продаж почти в 2 раза.

В компании Searle уверены в успешном завершении проекта, и, несмотря на некоторые неизбежные трудности, на начало 1999 г. планируется запуск завода.

Лицензионные соглашения.

Лицензионные соглашения - это достаточно распространенная модель. Как удачный ее пример применения в России можно привести кооперацию BMS с Акрихином по производству капотена.

Bristol-Myers Sguibb (ВМS)

По мнению директора фармацевтического отдела компании Феликса Кижнера, средства, направляемые компанией на развитие производства, закупку оборудования, строительство, ремонт, составляют лишь часть истинных потребностей в инвестировании. Необходимо инвестировать также в науку, обучение персонала и т.д.

Так, например, Bristol-Myers Sguibb финансирует участие российских ученых-медиков в международных конгрессах, проводит симпозиумы и семинары, цель которых - информирование врачей о последних достижениях фармацевтической промышленности. При этом участники проводимых мероприятий получают научную информацию о новейших лекарственных препаратах. Это - как пример инвестиций в науку, в повышение общего интеллектуального уровня здравоохранения.

Еще один объект инвестирования, о котором редко говорят - это оборотные средства оптовых фирм, работающих в основном на условиях товарного кредита, объем этих инвестиций составляет около 300 млн. долларов США. При этом важно учитывать не только объем финансирования, но и связанный с этим риск, тем более, что никаких реальных гарантий возврата кредитов нет. Необходимо учитывать, что незащищенность кредитных рисков негативно сказывается на желании многих крупных компаний развивать свою деятельность в России.

Что касается Bristol-Myers Sguibb, то примером готовности вкладывать средства в Российскую промышленность является сотрудничество по лицензионному соглашению с заводом Акрихин, совместный проект по производству капотена. В настоящее время обеспечивается 90-95% потребления этого препарата, то есть практически все, что раньше выпускалось за рубежом, теперь производится внутри страны, незначительный импорт капотена - это необходимая страховка на случай форс-мажорных обстоятельств. Кроме капотена уже освоено производство капозида, а в ближайшем будущем начнется выпуск липостата. Таким образом, деятельность Bristol-Myers Sguibb реально влияет на развитие сегодняшнего фармацевтического рынка. По мнению представителя компании, первое условие для привлечения иностранных инвестиций - это финансовая стабильность.

От государства важно получить гарантии возвращения кредитов, в том числе предоставленных в рамках обслуживания государственных закупок. Готовность инвестора к работе на российском рынке напрямую связана с условиями взаимовыгодного сотрудничества, которые могли бы быть обеспечены российским правительством. Кроме того, в российских условиях важную роль играет такой фактор, как поддержка регионов.

Приобретение российских заводов.

Приобретение российских заводов - модель, ярко воплощенная в стратегии ICN Pharmaceuticals Inc. Ее преимущества:

экономия времени за счет того, что нет необходимости строить завод, получать лицензии, производить набор и обучать людей;

покупка хорошо известных торговых марок и определенной рыночной доли;

возможность воспользоваться опытом и знанием специфики местного рынка со стороны существующих руководителей.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.