скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Предприятие (фирма) как основная структурная единица предпринимательства

Если на индустриальной стадии общества приоритетной сферой выступает производственное предпринимательство, предполагающее наиболее рациональную комбинацию применяемых факторов производства, то в условиях постиндустриального развития предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, что способствует реализации его инновационной деятельности.

По правовому статусу. В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «компанией», т. е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие «предприятие» с его правовой формой.

В нашей стране в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации формируются различные организационно-правовые формы предприятий: а) индивидуальное предпринимательство и крестьянские хозяйства; б) хозяйственные товарищества и общества; в) производственные кооперативы; г) государственные и муниципальные унитарные предприятия; д) некоммерческие предприятия. На выбор хозяйственной деятельности влияют размеры капитала, степень готовности участников взять на себя ответственность.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, хотя индивидуальное предприятие, у которого - единственный собственник, обладающий исключительным правом владения и распоряжения своим имуществом, присвоения результатов хозяйственной деятельности, подобным статусом не обладает. Владелец данного предприятия несет полную ответственность всем своим имуществом за экономические результаты. Не случайно Гражданский кодекс выделяет физические и юридические лица. Физические лица включают индивидуальное предпринимательство и крестьянские хозяйства. Юридические лица это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечают этим имуществом по своим обязательствам. Юридические лица представлены коммерческими и некоммерческими организациями. Первые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли, вторые не ставят такой цели.

Хозяйственные товарищества и общества. Главная особенность этих форм — долевое участие в капитале и то, что все имущество как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности принадлежит участникам на праве собственности. Разграничительным признаком для них являются различия в форме объединения вкладчиков. Товарищества — это образования, построенные на началах членства и объединения капиталов, в то время как общества — только на объединении капиталов.

Товарищества — это объединения физических и юридических лиц для совместной экономической деятельности, в которых паи вносятся в любой форме и при выходе изымаются, как правило, в той форме, в какой были внесены, и все его члены лично участвуют в деятельности своего предприятия. Отношения между членами товарищества определяются, прежде всего, имущественной ответственностью.

Различают полное товарищество и товарищество на вере. Полное товарищество — это такая организационно-правовая форма, при которой все ее участники несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов его участников, полученных доходов и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. Пропорционально этим долям (паям) в соответствии с договором распределяется вся или часть прибыли товарищества. При отрицательных результатах деятельности полного товарищества и возникновении у него задолженности на ее погашение направляется стоимость имущества товарищества, а если оно недостаточно — то средства членов товарищества (их личные сбережения и др.).

Товарищество на вере объединение, включающее действительных членов и вкладчиков. Действительные члены несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а вкладчики — лишь в пределах своих, вкладов в стоимость имущества товарищества. Вкладчики личных средств (сверх принадлежащих им вкладов) не вносят.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО) объединяются граждане или юридические лица для совместной хозяйственной деятельности, уставный капитал (уставный фонд) формируется только за счет вкладов учредителей. Ограниченная ответственность участников 000 выражается в том, что по обязательствам они отвечают только в пределах своих вкладов, на их имущество или сбережения ответственность не распространяется. Имущество 000 принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. Каждый участник имеет право участия пропорционально его доле в уставном капитале. Вклады участников 000 могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников общества в порядке, предусмотренном уставом.

В обществе с дополнительной ответственностью (ОДО) участники солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. В случае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. В остальном к такому обществу применяются правила об обществах с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) это организационно-правовая форма юридических и физических лиц, объединивших свои средства путем выпуска акций. Владельцы акций являются пайщиками АО. Последние отличаются от товариществ тем, что их капитал образуется, как правило, в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине и неделимые паи в виде ценных бумаг — акций. Для стран с развитой рыночной экономикой типичны открытые АО. Их акции свободно покупаются и продаются. В закрытых же АО акции распространяются только между учредителями и на свободный рынок не имеют доступа. В России в результате приватизации государственной собственности наиболее крупные предприятия преобразовались в открытые акционерные общества.

Характерная черта АО — разделение в рамках пучка прав собственности функций владения и управления. Владельцами АО являются акционеры — собственники акций. А управляют этой собственностью по их поручению менеджеры — наемные управляющие, не являющиеся собственниками. Чтобы обладать реальной властью в управлении и распоряжении имуществом АО, необходимо владеть контрольным пакетом акций. Капитал акционерного общества состоит из собственного и заемного. Собственный капитал образуется путем объединения индивидуальных капиталов и денежных доходов за счет выпуска акций и облигаций, заемный капитал — за счет средств банковского кредита и средств от выпуска облигаций. Акционер имеет право на получение ежегодного дохода (дивидендов).

Разновидностью акционерных обществ являются холдинги. Их организационная структура более сложна. Холдинговая компания «держит» крупные, часто контрольные, пакеты акций других акционерных обществ с целью осуществления контрольных, управленческих и финансовых функций.

Производственные кооперативы предполагают добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанное на личном труде и объединении их паевых взносов; создается гражданами числом не менее пяти человек. Собственность здесь долевая. Каждый член кооператива сохраняет право на свой пай и часть имущества.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Если АО и товарищества основаны на имуществе, принадлежащем им на правах собственности, то закрепленное за государственными предприятиями имущество целиком принадлежит собственнику-учредителю государству или муниципалитету. Такие предприятия в российской экономике представлены двумя типами: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Предприятие первого типа самостоятельно распоряжается закрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах. Предприятие второго типа только использует имущество по заданию собственника, а распоряжение им осуществляется исключительно с согласия собственника. Такое предприятие учреждает только Правительство Российской Федерации. Поэтому оно называется федеральным казенным предприятием. Продукция, произведенная по плану-заказу, реализуется казенным предприятием по ценам, установленным уполномоченным органом управления. Прибыль этого предприятия, полученная от выполнения плана-заказа, направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по соответствующим нормативам. Свободный остаток прибыли подлежит изъятию в бюджет.

Некоммерческие организации. Это — организации, не ставящие в качестве цели своей деятельности получение прибыли, хотя в определенных случаях могут ее и получать, но не могут распределять прибыль среди участников. К ним относятся: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; учреждения; благотворительные фонды и др. Суть их деятельности состоит, прежде всего, в защите интересов различных групп населения. Они финансируются их собственниками, коммерческими структурами, спонсорами.

Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Процесс формирования предприятий продолжается. В последние годы, в связи с переходом к рынку, в России возникают принципиально новые для нашей экономики фирмы. Важнейшие их них: инвестиционная компания - организация, мобилизующая денежные средства путем выпуска акций и облигаций и вкладывающая денежные средства в ценные бумаги других коммерческих предприятий; лизинговая фирма — специализированная финансовая организация, в качестве посредника приобретающая с целью последующей передачи в аренду средства производства или недвижимое имущество на длительный период; венчурная (рисковая) фирма —- инновационное предприятие, действующее в сфере наукоемкого производства с повышенной долей риска; аудиторская фирма коммерческая организация, специализирующаяся на проведении бухгалтерских ревизий состояния и ведения финансовой > отчетности других фирм.

Мировой опыт показывает, что современная рыночная экономика в большой степени олицетворяется крупными промышленными корпорациями и их интегрированными формами. В этом отношении заслуживают внимания финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие комплекс разноотраслевых производственных предприятий (промышленных, транспортных, строительных, научных) и финансовых институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), объединенных общностью экономических и финансовых интересов для осуществления скоординированной хозяйственной и инвестиционной деятельности. Обычно они территориально группируются вокруг крупных промышленных предприятий или банков. Общим для них является многоотраслевой характер деятельности и отсутствие четких организационных рамок. Образование ФПГ способствует преодолению дезинтеграции экономики, концентрации финансовых ресурсов, структурным преобразованиям. Обладая высоким экономическим и научно-техническим потенциалом, ФПГ могут обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность как на отечественных, так и на международных рынках.

В России пока что масштабы развития ФПГ существенно уступают экономически развитым странам.

Приведенная характеристика в целом свидетельствует о том, что в российской экономике все в большей степени развиваются рыночные отношения с учетом своей специфики.

5. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства

Изменение и усложнение условий предпринимательской деятельности в реальной действительности вызвали необходимость формирования эффективной системы мер по управлению рынком. Этим обусловлено появление в XX веке маркетинга и менеджмента.

Маркетинг представляет собой сферу человеческой деятельности, связанную с производством продукции. Ключом к пониманию концепции маркетинга являются определенные правила:

производите то, что можно продать, вместо того, чтобы пытаться продать, то, что можете производить; выявите потребности и удовлетворите их; любите клиента, а не товар. Маркетинг, с одной стороны, предполагает тщательное изучение рынка. С другой стороны, он сам активно воздействует на рынок. Современный маркетинг — это система изучения, управления и регулирования рынка; это совокупность экономических, социальных и этических норм делового общения, правил добросовестной коммерческой деятельности в интересах потребителей и общества в целом. К дел ям современного маркетинга относятся: удовлетворение потребностей групп потребителей и общества в целом в соответствующих товарах, услугах, готовых изделиях, технологиях, получение высоких коммерческих результатов, прежде всего, прибыли.

Основные функции маркетинга: комплексное изучение и прогнозирование рынка; оценка фирмой своих производственных и сбытовых возможностей; разработка долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов, механизмов и управления ассортиментом товаров, услуг, исходя из требований рынка; формирование спроса и стимулирования сбыта; выявление и оценка конкурентных преимуществ.

Выделяют внутреннюю и внешнюю маркетинговую среду. Внутренняя среда - это организационный механизм фирмы. Внешняя среда - условия, на которых возможно применение маркетинга; они включают наличие на рынке покупателя, конкуренцию, долговременную мотивацию, свободу деятельности во внешней среде, свободу помещения капитала и рабочей силы. Управление маркетингом предполагает выявление новых рынков, более глубокое проникновение в процессы рынка, расширение его границ, разработку и предложение новых товаров на новых рынках, оценку маркетинговых возможностей конкурентных преимуществ, отбор целевых сегментов рынка (групп потребителей, адекватно реагирующих на одинаковый набор побудительных стимулов маркетинга).

Неотъемлемой составляющей маркетинга является разработка стратегического плана, определяющего деятельность фирмы в перспективе. Стратегия маркетинга включает: а) развитие рынка — разработку нового плана сбыта, направленного на расширение объема продаж или повышение эффективности производства, улучшение деятельности фирмы; б) разработку нового товара, расширение номенклатуры товаров со сбытом на «старом рынке», заполнение рыночных ниш'; в) расширение рынка товаров: географическое расширение рынка, поиск новых рынков или новых сегментов; г) диверсификацию — разработку новых товаров и одновременно освоение новых рынков, имеющих конкурентные преимущества.

Маркетинговая деятельность фирмы основывается на теории жизненного цикла товара. Суть ее в том, что, какими бы потребительскими свойствами ни обладал товар, наступает период, когда он будет вытеснен с рынка другим, более совершенным товаром, то есть имеет свой жизненный цикл. Этот цикл предполагает прохождение товаром пяти основных стадий: 1) внедрение товара на рынок; 2) рост объема продаж; 3) зрелость — когда достигается максимальный уровень прибыльности товара; 4) насыщение рынка товаром и стабилизация продаж; 5) спад объема продаж, сокращение прибыли и снятие с производства.

В XX в. рост масштабов производства, научно-технический прогресс усложнили процесс управления предпринимателей-собственников. В новых условиях функция управления все более переходит от собственников к управленцам. В поисках эффективных методов управления производством и трудом возникает наука об управлении — менеджмент. Это - организация предпринимательской деятельности и выработка экономической стратегии фирмы, а также организация управления. Объектами менеджмента являются предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства; субъектами менеджмента выступают хозяйственные руководители, различные органы управления.

Необходимо отличать менеджмент от предпринимательства, а менеджера — от предпринимателя. Предприниматель, как отмечалось выше, самостоятельно действует на свой страх и риск, под свою ответственность, в том числе — имущественную. Менеджером может быть и наемный работник, реализующий поставленные предпринимателем задачи. В этом случае он несет меньшую ответственность за свои действия, нежели предприниматель. Правда, в настоящее время, когда коммерческая деятельность получила широкое распространение, разделение на менеджмент и предпринимательство становится менее резким. Предприятия, стремящиеся к развитию, все чаше используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Менеджер должен владеть такими функциями управления, как анализ, прогнозирование, планирование, организация, учет и контроль. Он также должен уметь строить отношения с людьми. В частности, отношения между руководителем и коллективом следует строить не на слепом подчинении, а на основе партнерства. В этом случае пробуждается общий, совместный интерес к успеху. Важная черта менеджмента предпринимательского стиля - это создание и поддержание определенной культурной среды предприятия, дающей всем занятым на нем чувство единства и причастности к важному и полезному делу.

Приведем основные правила поведения руководителя из международной практики менеджмента:

уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное;

не поручать подчиненным самые главные вопросы, от решения которых зависит будущее компании;

не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые надо передавать и доверять исполнителям;

действовать только в рамках достижимого, реального, избегать слишком рискованных, авантюрных действий;

действовать быстро и решительно в тех случаях, когда промедление ведет к большим экономическим потерям;

быть хорошо информированным по вопросам, которые входят в компетенцию руководителя;

уметь проигрывать, отступать в ситуациях, когда это неизбежно;

быть справедливым, последовательным в своих действиях;

находить удовлетворение в работе.


Список использованной литературы

Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.

Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.