скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Психоанализ Зигмунда Фрейда

Реалистическая тревога - вполне рациональна и понятна. Она определяется уровнем знания о реальности, ощущением собственной силы или бессилия. В ней содержится смесь аффекта и целесообразности действия, направленного на самосохранение. При исчезновении угрозы реалистическая тревога стихает. Невротическая тревога - форма страха, проистекающая из ожиданий ужасных последствий, которые, по мнению боязливых, но вполне нормальных людей, непременно наступят. Содержанием страхов являются различные объекты: свободное пространство, высота, темнота, открытые площади, звери, пауки, гроза, кровь, переходы мостов, поездки и другое. Сильная степень такого рода тревоги переходит в невроз. Природа невротической тревоги связана с боязнью, что “Я окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, исходящие от “ОНО". Моральная тревога - эмоциональная реакция на угрозу наказания для “Я” со стороны “Сверх-Я". Сверх-Я направляет поведение в русло действий, одобренных моральными императивами личности, и выражается это в переживаниях чувства вины, совести, стыда и пр.

3. Психологические защиты

Защитные механизмы, определение которым дано выше, помогают человеку справляться с тревогой путем выработки сознательной стратегии. Сами же защитные механизмы неосознаваемы и используются людьми в неравной степени и в любом сочетании. Ниже приведены некоторые защитные стратегии.

Отрицание. Это путь, используемый психикой для защиты от внешней угрозы. Любая неприятная, сильно травмирующая реальность не признается, вплоть до полного её игнорирования. Так бывает, к примеру, при отрицании смерти близкого человека, критики или серьёзной болезни. Отрицание угрозы снижает психологически остроту переживаний и может нанести вред (как и некоторые другие психологические защиты) только при сильном искажении реальности, когда человек чрезмерно полагается на защитные механизмы, не воспринимает того, как он выглядит в глазах окружающих и что его ожидает.

Подавление (вытеснение). Процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Фрейд полагал, что данная психологическая защита является основой для формирования более сложных защитных механизмов. Если отрицание направлено на внешние стимулы, то стратегия подавления блокирует со стороны “Я” внутренние импульсы и угрозы, идущие от Сверх-Я". В этом случае неприятные переживания вытесняются в сферу бессознательного и не влияют на реальное поведение. Главным образом блокируется распространение тревоги. Часто подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Положительная роль вытеснения не значительна по сравнению с теми психологическими проблемами, которые возникают под её влиянием. Вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, "прорываются" в сознание непрестанно. На предотвращение этого прорыва требуется колоссальное количество психической энергии, которая в более благоприятных для человека обстоятельствах могла бы использоваться для творчества, развития, адаптации. Фрейд в своих трудах показывал, как вытесненный материал в своих попытках к открытому выражению может получать удовлетворение в шутках, сновидениях, оговорках и во всем том, что он называл "психопатологией обыденной жизни".

Проекция. Приписывание другим людям нежелательных свойств и качеств, которых в самом себе человек не признает. Во всех случаях, когда люди ищут "козла отпущения", ссылаются на свою особую культуру или обычаи своего народа, на этические нормы "своего круга" имеет место защитная стратегия "проекция". В литературе приводятся классические примеры приписывания вины преподавателю не успевающим студентом, обвинение его в нечестности и необъективности. Проекция бывает и более примитивная по сравнению с приведенным примером (обвинение компьютера в неудачах выполнения задания) и более сложная, объясняющая социальные стереотипы, расовые и этнические конфликты.

Рационализация. Данный защитный механизм имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих: "я мог бы…, но не хотел" или "я бы позвонил, но мне помешали обстоятельства". У Фрейда данный феномен описан, в частности, в "действиях по ошибке", когда они используются для того, чтобы выполнить желания, в которых следовало бы себе отказать. К примеру, испытывая бессознательное стремление позвонить определенному лицу, которому не следует звонить, мы "ошибочно" набираем его номер. "Я ошибся" - есть ложный аргумент, оправдывающий нас в собственных глазах и перед другими людьми. Рационализация есть способ разумного оправдания любых действий, противоречащих нравственным нормам или вызывающих беспокойство. Это бывает в случаях, когда люди оправдывают свою неспособность сделать что-либо нежеланием это делать, либо, когда поступок оправдывается неблагоприятно сложившимися обстоятельствами. Не сдав испытательные экзамены в университет, человек утешает себя тем, что на самом деле ему не очень то и хотелось этого. Потерпев неудачу в отношениях с девушкой, юноша утешает себя тем, что она непривлекательна. “Рационализация" снимает напряжение при заниженной самооценке студента, когда другие его сокурсники представляются ему не столь совершенными, как сами считают. Она также скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли лидера группы. Считается, что рационализация, искажая реальность, помогает справиться с фрустрацией и тревогой, защитить самооценку.

Интеллектуализация. Данный защитный механизм помогает уйти из эмоционально угрожающей ситуации с помощью ее обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Пересказывая сюжеты собственной жизни, мы отстраняемся от них на расстояние, позволяющее нам менее пристрастно отнестись к их неприятному содержанию, ещё раз "взвесить" и "понять" ситуацию.

Формирование реакции. Сокрытие от других и самих себя мотива собственного поведения. Например, неприязненное отношение может выражаться в нарочитом внимании к человеку. Социально одобряемое поведение может быть выражением скрытого противоположного влечения. В обыденной жизни это проявляется в активной критике общественных пороков, преувеличенной добродетелью или пристрастной заботой о нравах.

Замещение. Проявление инстинктивного импульса и его переадресовка. Проявляется вспышками ярости, направленной на объект, не являющийся действительной причиной раздражения или аффекта. Этот феномен лежит в основе того, что называется толерантностью по отношению к человеку, находящемуся в гневе, обрушившемуся неожиданно, безо всякой причины сделавшего из нас "мячик для битья". Отмечается и такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя, приводящая человека в состояние подавленности и переживаниям чувства вины.

Сублимация. Частичное удовлетворение чем-либо косвенным (если нельзя достичь этого, буду заниматься другим). Фрейд полагал, что данная психологическая защита изменяет импульсы таким образом, что становится возможным их выражение в социально-приемлемой форме. Сублимация считается конструктивной стратегией защиты, совершающей перенос психической энергии с агрессивной ориентации на социально приемлемую, удовлетворяющую лежащую в основе агрессии претензию на превосходство над другими. В этом её социальная роль.

Регрессия. Подобно отрицанию и подавлению защитный механизм регрессия помогает избавиться от щемящей, изматывающей душу и сковывающей тело тревоги. В каждом возрасте и в каждом периоде жизни человека есть моменты вдохновенного подъема, полной самореализации, которые постепенно стираются из памяти, но к которым в трудные минуты человек возвращается с помощью психологической защиты. Фрейд описывал случаи смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Человек словно впадает в детство, демонстрируя обиду, недовольство, капризы, неоправданный риск или ребячливые модели поведения.

По Фрейду душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и темные, даже дикие элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить свои демонические силы. В мир бессознательного есть проводники: сны, свободные ассоциации, фантазии, обмолвки и описки, невротические симптомы, остроумие, творчество. Формируется бессознательное в силу того, что его элементы (желания, влечения, аффекты и др.) не соответствуют правилам, нормам, идеалам, запретам, которые вырабатываются у человека во взаимодействии с окружающей средой и под влиянием воспитания. Но, поскольку, это естественные для человека переживания, как бы аморальны с точки зрения воспитания и социальных норм они не были, то неизбежен их конфликт, подавление и вытеснение в область бессознательного.

4. Развитие личности

По Фрейду личность развивается на основе четырех источников напряжения:

Физиологический рост;

Фрустрации;

Конфликты;

Угрозы

Личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и есть развитие. Есть два метода, посредством которых личность обучается разрешать Фрустрации, конфликты, тревоги: идентификация и смещение.

Идентификация - это метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Человек моделирует поведение по чьему-то другому. Он не столько копирует (имитация) поведение, сколько стремится сделать его своим более-менее постоянным приобретением. Часто это неосознаваемый процесс. Моделями являются те, кто нам кажется более успешно справляется с удовлетворением своих потребностей. В ходе идентификации возникает множество проб и ошибок, так как нет уверенности в том, что же именно в другом обеспечивает успех. Если в результате идентификации удается снизить напряжение, то она принимается. Если нет - то отвергается и начинается поиск другого объекта. Можно идентифицироваться с воображаемыми персонажами (искусство), сообществами, абстрактными идеями, неживыми объектами (компьютер, техника). Итоговая структура личности представляет аккумуляцию ряда идентификаций в различные периоды жизни.

Смещение - это другой метод, разрешающий фрустрации, тревоги, конфликты. Когда изначальный объект-выбор недоступен в силу внешних и внутренних барьеров, происходит смещение, и так до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. После присвоения желаемого, возникает новый поиск подходящего объекта. Но замещающий объект не может полностью удовлетворить. Оригинал всегда желаннее. И, поэтому, человек всегда находится в напряженном поиске снятия напряжения. Он выступает в эти моменты как творец, создает разнообразие жизни, ситуаций.

С возрастом происходит относительная стабилизация, когда достигнут компромисс между настояниями инстинкта и сопротивлением ЭГО и СУПЕР-ЭГО.

Благодаря смещению стало возможно развитие цивилизации. Первобытные объекты-выборы переходили в социально приемлемые культурные и творческие каналы. Известно, что Леонардо обращался бесконечно к образу Мадонны, так как найденный образ не удовлетворял его, и он стремился к идеалу.

Через воспитание, которое определяет смещение, ребёнок узнает, что допустимо сосать леденец, а не большой палец ноги. Вся система интересов, предпочтений, ценностей, отношений, привязанностей возникла благодаря смещению. Если бы психика не была способна к смещению и распределению энергии, не было бы развития личности


5. Перспективы психоаналитического направления в психологии личности

1. Психоанализ, как метод исследования и психотерапии.

Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Её влияние испытывают такие области как антропология, искусство, религия, экономика, история, образование, философия, социология, криминалистика.

К методам психоанализа относится сравнительно небольшой круг психотерапевтических действий и воздействий. Это "свободные ассоциации", "интерпретация сопротивления", "анализ сновидений", "анализ трансфера", "эмоциональное переучивание".

Основополагающим понятием в психоанализе является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. С точки зрения психоаналитика психодинамической ориентации, причины проблем личности кроются в детском опыте, заболевание (проблема) вызвано бессознательными факторами. Классический психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии и является законченной и целостной системой. В основу теории общего психического развития вошли два варианта процесса мышления, представления о психической энергии, концепция о стадиях детской сексуальности. Теория неврозов включает представление о психологическом конфликте, возникающем в результате столкновения двух или многих несовместимых тенденций, мотивов, чувств.

Свободные ассоциации нуждаются в специальной терапевтической подготовке: условия для расслабления, раскрепощения пациента, возможность и готовность произносить вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову. В основе правила свободных ассоциаций лежит предпосылка о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые пациентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств.

Согласно фрейдовской позиции детерминизма, "свободные ассоциации" на самом деле вовсе не являются свободными. Как и другие формы поведения, когнитивные и аффективные ассоциации направляются неосознаваемым процессом.

Интерпретация сопротивления. Пациент склонен оказывать сопротивление воспоминанию вытесненного материала, хотя, и имеет желание избавиться от страданий. Сопротивление означает тенденцию не затрагивать неосознанный конфликт. Здесь нужна умелая интерпретация причин сопротивления и терапия для раскрытия подавленных конфликтов, избавление пациента от бессознательной защиты.

Анализ сновидений важный метод раскрытия тайн бессознательного. Фрейд характеризовал сны как "королевскую дорогу" к бессознательному. Его клинические наблюдения показали, что сны можно понимать и истолковывать как символическое удовлетворение желаний и что в их содержании частично отражаются ранние детские переживания.

Анализ трансфера. Обратимся к рассмотренному уже замещению, как защитному механизму, при котором неосознанный импульс разряжается на каком-либо объекте или человеке, но не на том именно, на который он был направлен изначально. В процессе терапии такое явление называется трансфером. Пациенты переносят на аналитика чувства любви или ненависти, которые они ранее испытывали к другому значимому лицу. Аналитик играет роль заместителя объекта, на который пациенты хотели бы выразить свое вытесненное чувство. Феномен трансфера действует на бессознательном уровне. Терапия поощряет развитие трансфера до тех пор, пока у пациента не сформируется то, что Фрейд называл неврозом трансфера. Он повышает у пациента появления инсайта - внезапного осознания своих прочно укоренившихся способов переживания, чувств и реакций на значимых людей, начиная с раннего детства.

Эмоциональное переучивание - есть поощрение пациентов к использованию новых для них интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Оно в основном осуществляется на завершающих этапах терапии, поскольку сначала необходимо достичь требуемого осознания. Цель: пациенты должны применить новое понимание себя в повседневной жизни, научиться думать, воспринимать, чувствовать и вести себя по-другому.

6. Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда

За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти невротические симптомы - компромисс между влечением и внутренней цензурой "Я". Как компромисс Фрейд рассматривал сновидения, оговорки, остроты и т.д. Он поставил в психологии проблему: есть или нет общие психические механизмы в виде символов между нормальными и патологическими психическими процессами. Установить эту связь и доказать ее оказалось сложнее, чем опровергнуть Фрейда. Кроме того, за преувеличение роли "либидо" в формировании психики человека. Его пансексуализм вызвал наибольшую критику, в том числе и со стороны его учеников. Между тем, именно пансексуализм Фрейда является едва ли не главной причиной невероятного влияния его теории за пределами психологии и, прежде всего, в искусстве. В пансексуализме Фрейд распахнул мир человеческого “душевного подполья” и поэтому стал для художников “своим", близким, узнанным. Его взгляды находят, так или иначе, отражение в философских размышлениях самих художников. Так, Ф.М. Достоевский писал о сексуальных переживаниях, что здесь “... по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе и не подверженное фантазии (сознательным желаниям, намерениям), нечто всегдашним, разожженным угольком в крови пребывающее... ” (Соч.: В 10 т. Т.5.М., 1985. С.491). Или у Л.Н. Толстого читаем в “Воскресении” (Повести и рассказы. С.273): “Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая, спрашивали: “Можешь любить меня? ” - и отвечали: “Могу" и половое чувство, принимая самые неожиданные и радужные формы, влекло их друг к другу”.

Лучшим методом применения в педагогике и психологии идей З. Фрейда было бы глубокое постижение его философии путем изучения основных положений психодинамического подхода к человеку. Овладение психодинамическим способом мышления откроет педагогу целые психологические миры, такие как комплекс, сублимация, проекция, психологическая защита, катарсис и др. Мыслить психодинамически означает учитывать влияние бессознательных психических сил, взаимодействующих динамически с процессами защиты, аффекта и мышления для достижения большей или меньшей адаптации.

Понимание природы и значения неосознаваемых процессов в психике человека поможет осмыслить уникальные решения и компромиссы, взгляды и позиции, которые демонстрирует человек. Психодинамическое мышление осуществляет широкий охват внутреннего мира человека, его порывы, чувства, влечения, фантазии, одновременно наделяет педагога терпимостью и увлеченностью, способностью и готовностью выслушивать, узнавать и даже резонировать с людьми способами, которые сами по себе являются психотерапевтическими и обладают колоссальной воспитательной энергией.


7. Гений З. Фрейда

... Человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них... (З. Фрейд).

Фрейд был первым психологом - теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности. Фрейд полагал, что базовое формирование личности происходит к концу пятого года жизни, а в последующие годы развиваются уже базовые структуры. Развитие происходит на основе четырех источников напряжения: процессов физиологического роста; фрустраций; конфликтов; угроз. Под влиянием огромного разнообразия исходящих из этих источников напряжений, личность находится в постоянном движении, поиске новых способов редукции напряжения. Этим положением объясняется стремление развивающей педагогики создать проблемную ситуацию и систему противоречий в учебном процессе.

Педагогика в свое время стыдливо отмахнулась от Фрейда, который вскрыл душевное подполье и попытался объяснить, почему “лучшее вижу, хвалю, но, к дурному - влекусь”. В психоаналитической теории заложены громадные теоретические ценности, которые станут достоянием научной практики. К примеру, педагогические средства должны быть направлены на то, чтобы использовать, скрытые в бессознательном, возможности и способности. До тех пор, пока педагогическая психология будет ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы не найдем ключ к воспитанию и развитию личности. Фрейд показал, что в структуре здоровой психики содержатся болезненные элементы, проявляющиеся в “патологии обыденной жизни". Человек по природе своей антисоциален. Он устремлен к реализации своих стремлений, влечений, желаний, страстей. А общество - это враждебное окружение, которое контролирует поток желаний и препятствует их осуществлению. Не потому ли воспитательные цели не реализуются, а нормы культуры не выполняются? Но если и выполняются, то в борьбе между желаемым и должным. Как принцип удовольствия согласовать с принципом реальности? Через психологические защиты - механизмы глубокой психической мотивации.

Ближайшие причины воспитательного эффекта скрыты в бессознательном. Но, процессы, начинающиеся в бессознательном, находят продолжение в сознании. И, наоборот, многое в рациональных действиях вытесняется в бессознательное. Признавая роль бессознательного в развитии и обучении, преподаватель и психотерапевт должен так организовать сознательные процессы, чтобы вызвать процессы бессознательные. Методы, формы, стили, технологии, которыми владеет психолог, педагог, - есть проводники в бессознательное. Надо относиться к бессознательному, как фактору, который призван помочь нам понять самих себя, смягчить болезненные противоречия между индивидуальными склонностями и требованиями культуры, которые несет с собой развитие цивилизации.

Меняются формы общения, критерии оценки социального опыта, отношения к индивидуальности, рациональности. То обстоятельство, что есть “”ОНО", и есть конфликт, между “ОНО” и “СВЕРХ - Я”, заставляет искать компромиссные формы поведения. Необходимо учиться компромиссу, согласию.

Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Он оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Это влияние проявляется через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини ("Ночи Кабирии", "Восемь с половиной", "Аморкорт", "Репетиция оркестра", "Джинджир и Фред"), И. Бергмана ("Осенняя соната", "Фани и Александр"), в прозе А. Мердок ("Дикая роза"), в произведениях М. Булгакова, живописи С. Дали и др. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, просто обыденную жизнь в Европе и Америке просто невозможно. Представления о его психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры ХХ века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно даёт ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни (З. Фрейд). .

Вопрос о том, что новое внес Фрейд в объяснение личности один из самых интересных в науке. Хотя - с другой стороны, нет сколько-нибудь образованного человека, который бы не имел самого общего представления о психоанализе и его создателе. Термин “психоанализ” имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии,

2) метод терапии личностных расстройств,

3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Психическое не сводимо к сознанию. Сознание не является сущностью психического, а только его качеством, как какие-либо иные качества.

Гений Фрейда и одновременно трагизм его творчества заключается в том, что он значительно опередил свою эпоху, обратив внимание на клинические проявления, для раскрытия природы которых, психология, нейрофизиология, психотерапия были совершенно не подготовлены. Активность бессознательного была открыта в условиях отсутствия теории бессознательного. Но вопросы, которые поднял Фрейд в этой неизведанной, странной сфере оказались не только понятными широкому кругу интеллектуальной элиты, но и, как ещё раз показал ХХ век, никогда не переставали волновать человека и культуру. Это вопросы Жизни и Смерти, влечений, любви, сновидений, удовольствий, психопатологий, творчества и многих других. Международное распространение психоанализа стало неоспоримым фактом его научного признания, эвристической ценности и клинической эффективности.

"человечество никогда не живет полностью в настоящем, в идеологиях Сверх-Я продолжает жить прошлое, традиция расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через Сверх-Я, оно играет значительную независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни" (З. Фрейд).


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.