скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ресурсы труда и пути улучшения их использования

Реферат: Ресурсы труда и пути улучшения их использования

Федеральное агентство по образованию РФ

Волгоградский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра Экономики и управления проектами в строительстве

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономика и социология труда»

Ресурсы труда и пути улучшения их использования

Выполнила:

ст.гр.ЭУП 3-07

Покас О.

Волгоград 2010


Введение

Человек является активным участником и фактором производства. Изучение системы показателей состава, движения, воспроизводства и эффективности использования трудовых ресурсов - важнейшая задача экономики.

Проблемы регулирования занятости, трудовых отношений, организации труда имеют для экономики базовый характер, затрагивают ее основы. Не получив специализированных фундаментальных знаний в этой области, трудно найти и успешно применить соответствующие методы регулирования таких сложных объектов, какими являются сфера труда и рынок труда. Поэтому образовательные концепции предполагают обязательное получение знаний и навыков в этой области специалистами экономического и неэкономического профиля.

Под трудом понимается целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. С понятием “труд” неотъемлемо связано понятие “трудовые ресурсы”.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги.

Размеры, структура и качество трудовых ресурсов, обеспеченность ими и их использование оказывают решающее влияние на повышение эффективности производства. Структура и численность работников на предприятиях зависит от их организационно-правового статуса, специализации и форм собственности.

В данном реферате основное внимание концентрируется на комплексном анализе основных путей повышения эффективности труда на предприятии и улучшения использования трудовых ресурсов, нерешенных проблемах и трудностях в этой области, на определении главных направлений деятельности по их скорейшему и полному преодолению.


Роль, понятие и состав трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы как экономическая категория включает в себя население, находящееся в трудоспособном возрасте, как занятое в общественном производстве, так и не занятое. Границы трудоспособного возраста устанавливаются действующим законодательством с учетом физиологических факторов (возможностей) человека. В частности, в России трудоспособным для мужчин считается возраст 16 - 60 лет, для женщин – 16 - 55 лет.

Сущность трудовых ресурсов заключается в том, что они выражают общественные отношения, складывающиеся по поводу их формирования, распределения и использования в общественном производстве.

Таблица 1. Основные признаки классификации трудовых ресурсов

Классификационный признак Классификационная группа
1 2
По характеру участия в производственной деятельности Промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности) Персонал непромышленных подразделений, состоящих на балансе предприятия (персонал неосновной деятельности). Например, это санатории, профилактории, столовые, детские сады и т.д.
По характеру выполняемых функций (категориям)

Рабочие, их них: рабочие основного производства (основных рабочих);

рабочие вспомогательного производства (вспомогательных рабочих)

Служащие, из них: руководители; специалисты; прочие служащие.

Для изучения состава трудовых ресурсов предприятия их необходимо классифицировать по определенным признакам (таблица 1).

Для описания трудовых ресурсов на уровне предприятия различают понятия «трудовые ресурсы предприятия», «персонал предприятия» и «кадровый потенциал».

Трудовые ресурсы предприятия представлены работниками, прошедшими специальную подготовку, имеющими опыт и навыки в труде и занятыми на предприятии.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - совокупность работников, входящих в списочный состав предприятия.

Кадровый потенциал - способность кадров решать стоящие перед ними текущие и перспективные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности.

В зависимости от характера участия в производственной деятельности в составе персонала предприятия выделяют две группы: промышленно-производственный персонал, занятый в производстве и его обслуживании, и персонал непромышленных подразделений, состоящих на балансе предприятия.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на рабочих и служащих. Рабочие - это непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и другими работами. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия в производственном процессе, группа «рабочие», в свою очередь, делится на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс) рабочих. Служащие, в свою очередь, подразделяются на руководителей, специалистов и прочих служащих. Руководители - работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений, они наделены правами принятия решений и несут ответственность за их последствия. Специалисты - работники с высшим и средним специальным образованием, обладающие фундаментальными научными знаниями, а также специальными знаниями и навыками, достаточными для осуществления профессиональной деятельности. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.

Прочие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия. В целом состав персонала предприятия различается по профессиям, специальностям и уровню квалификации. Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Специальность - вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков, например экономист по финансовой работе, экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, экономист по труду, экономист по сбыту, экономист по материально-техническому снабжению в рамках профессии экономиста или слесарь-наладчик; слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация - уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.).

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

-   общей численностью трудоспособного населения;

-   количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется следующими показателями:

-   состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

-   качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Возрастная структура населения России следующая: моложе трудоспособного возраста насчитывается 34,5 млн. чел., в трудоспособном возрасте – 83,8 млн. чел., старше трудоспособного возраста – 29,7 млн. чел. Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занята в производстве, и следовательно, относится к трудовым ресурсам. В последние годы численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. Подобный процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие страны. Снижается численность учащихся, возрастает численность трудоспособного населения, не занятого в народном хозяйстве страны. Сокращение численности занятого населения и неуклонный рост незанятого населения углубляют понимание причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.

В трудоспособном населении выделяют экономически активное и пассивное население. Под экономически активным население понимается та часть трудоспособного населения, которая занято во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность этой группы включает как занятых, так и безработных, при этом она имеет тенденцию к сокращению.

Выявив теоретические аспекты проблемы трудовых ресурсов, перейдем к раскрытию самой проблемы.

Состояние проблемы трудообеспеченности и эффективного использования трудовых ресурсов в народном хозяйстве

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе – повышение уровня и качества жизни населения. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

В качестве ресурсной базы обеспечения развития народного хозяйства России выступают трудовые ресурсы. Россия обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов с 70005,6 тыс. в 2005 году до 75110 тыс. человек в 2009 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города.

Численность занятых в экономике уменьшилась в 2009 году до 71500 тыс. человек.

Сокращение уровня занятости в общественном производстве сопровождается оптимизацией численности кадрового персонала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест, улучшением использования рабочего времени. Положительные изменения наметились в динамике отраслевой структуры занятости в сторону усиления ее социальной направленности. Устойчивая тенденция снижения численности кадрового персонала наблюдалась в промышленности и сельском хозяйстве, при наметившемся росте численности занятых в строительстве. Доля работающих в сфере услуг по сравнению с 2005 годом увеличилась с 49,6 процента до 53,7 процента в 2009 году.

Ряд позитивных процессов отмечается на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 процента в 2003 году до 1,5 процента в 2008 году от численности экономически активного населения. Наметилась тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Улучшилась его конъюнктура, хотя она по-прежнему остается трудоизбыточной. На конец 2008 года предложение превышало спрос в 2,4 раза, в то время как в 2003 году – в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 2 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 году.

В 2011 – 2012 годах формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием прироста трудоспособного населения до 2010 года и его абсолютного сокращения в последующие годы в связи с вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Данные тенденции обусловят уменьшение численности трудовых ресурсов до 72000 – 73150 тыс. человек в 2011 году (на 1,4 процента).

Намечается тенденция роста уровня занятости населения. С учетом активизации процессов реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест прогнозируется увеличение численности занятых в экономике до 68100 69500 тыс. человек в 2011 году.

Динамика отраслевой структуры занятости будет характеризоваться дальнейшим расширением ее социальной направленности. По прогнозу, доля занятых в сфере услуг возрастет к 2011 году до 56 процентов против 53,7 процента в 2008 году.

В ближайшие годы на фоне увеличения трудовых ресурсов прогнозируется сокращение численности работающих в общественном производстве – численность занятых в экономике может уменьшиться до 67800 тыс. чел.

В 2011–2012 гг. с учетом активизации структурной перестройки экономики ожидается более активное высвобождение работников из общественного производства. Численность занятых в экономике к 2011 г. может уменьшиться до 67000 тыс. чел. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда. В результате уровень безработицы к концу 2011 г. сократится до 3,0–3,5%.

Трудовые ресурсы в России практически просто не знают, что такое активная конкурентная борьба на национальном и мировом рыночном уровне. Их потенциал конкурентных возможностей, будь то рабочий, инженер, техник, технолог, директор завода и т.д., чаще всего можно оценивать как нулевой. С "нулевым" или близким к нему конкурентным потенциалом трудовых ресурсов России, который во многом носит искусственный характер, как следствие, в частности, крайне слабого управления экономикой на всех ее уровнях, согласуется мизерная и нерегулярная часовая оплата рабочих в обрабатывающей промышленности России, которая по данным МЭФ занимает в мировой иерархии 45 место. Эта оплата не обеспечивает прожиточного минимума ни работающему, ни его семье. Таким образом, образуется замкнутый круг, который по данным МЭФ на 1995 г. имеет место не только в России, но и во многих слаборазвитых странах, таких как Бразилия, Колумбия, Индия, Малайзия, Зимбабве, Украина и др. В "падших" экономиках этих стран оплата труда рабочих настолько низка, что официально проходит под рубрикой "нет данных (п/а)".

Россия, по расчетам МЭФ, находится на 41 месте по развитости подготовки, переподготовки и постоянному технологическому развитию рабочей силы.

Основными проблемами в сфере занятости являются:

1)  содержание излишней численности персонала;

2)  нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным составляющим;

3)  расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы.

В процессе формирования трудовых ресурсов, как элемента производительных сил, экономика совместно с учреждениями образования и воспитания закрепляют в человеке навыки и сознание особой значимости в трудовой деятельности способности к экономической конкуренции. Освоение навыков соревнования происходит в три этапа.

На первой исходной ступени (средняя шкала и дошкольные учреждения) абсолютная часть контингента будущих трудовых ресурсов получает полное школьное образование, знакомясь с элементами конкуренции в процессе учебы и дошкольного воспитания и обучения.

На второй ступени обучение продолжается по трем направлениям: - получение рабочего профессионального образования различной квалификации;

·     получение среднего специального (младший колледж, техникум) и высшего образования;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.