Реферат: Виды поселений и погребений в первобытном обществе
Реферат: Виды поселений и погребений в первобытном обществе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
Кафедра «Философии, культурологии и права»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему
«Виды поселений и погребений в первобытной культуре»
Группа 2211
Студент Ф.Б. Кялбиева
Преподаватель
Т.В. Горшкова
МОСКВА 2008
Содержание:
1. Погребения
1.1. Ориньяко-Солютрейское время
1.2. Конец Палеолитического времени.
1.3. Анимизм
2. Поселения
2.1. Поселения охотничьих общин ранней поры. Развитие оседлости
2.1.1.Мустьерская эпоха
2.1.2.Мадленская эпоха
2.2. Расцвет первобытного общества. Раннеродовая община
2.3. Разложение первобытного общества. Патриархат
3.Список используемых источников
1. Погребения
1.1. Ориньяко-Солютрейское время
Как известно, погребальная обрядность, непосредственно связанная, прежде всего, с, заботой об умершем, как и сопровождающие его предметы и самый способ устройства могилы, отражают в значительной мере ступень общественного развития и обычно находятся в определенном соотношении с хозяйственными условиями и общественным строем той или иной исторической эпохи. Если в условиях поздних эпох они часто отражают воззрения и отношения не данного, а предшествующего! периода, то есть сохраняют некоторые черты более древних форм существования, — по отношению к палеолитическому времени такое соображение играет значительно меньшую роль, поскольку для Данного времени приходится принимать во внимание чрезвычайную его Длительность, весьма простой характер культуры и несложность идеологических представлений.
Во всяком случае, уже для начальной поры позднего палеолита известен ряд погребений, своей обстановкой свидетельствующих о том, что заботе о мертвом члене общины здесь уделялось много внимания. В этом смысле охотники позднего палеолита не делали различия между мужчинами, женщинами и детьми, даже очень маленькими, — они оказываются одинаково представленными в дошедших до нас погребениях.
Особенностью погребений того времени является обилие связанных с ними вещественных находок, главным образом в виде ожерелий, пронизей, нашивок на головных уборах и одежде из разнообразных раковин, зубов животных, позвонков рыб, привесок и бус, выточенных из слоновой кости, и пр.
Многочисленные факты этого рода, относящиеся к погребениям в Мальте (Сибирь), свидетельствуют, что мужчины и женщины погребались в описываемую эпоху, видимо, в полном убранстве, в одежде из мехов, с целым набором разнообразных украшений. Часто они бывают присыпаны порошком красной охры, игравшей очень большую роль в представлениях первобытного человека, главным образом как символ огня, а также, очевидно, и крови.
Палеолитические погребения бывают часто заботливо обставлены каменными плитами, которые обычно защищали голову похороненного и, вероятно, дополнялись сооружениями из дерева, ветвей и т. п. Большей частью скелеты находятся здесь в характерном положении, на боку, с сильно подогнутыми конечностями; это, как видно, вызывалось и тем соображением, чтобы тело умершего занимало меньше места. Иногда эта согнутость является чрезмерной, скелет оказывается скорченным настолько, что колени почти пригнуты к подбородку. Такое положение умершего практиковалось многими примитивными народностями еще в недавнее время. Оно достигается обвязыванием тела веревками или ремнем и обертыванием его, например, в шкуру животного. Очевидно, кроме заботы об умершем и сохранении его телесных остатков, здесь сказывался и страх, заставлявший потуже связать тело и прикрыть его камнями или чем-нибудь подобным.
Многочисленные погребения, открытые в гротах Гримальди около Ментоны (приложение 4.3.), из которых некоторые были обставлены каменными плитами, дали очень многих украшений. При двух детских скелетах, например, было найдено свыше 1000 просверленных раковин, которыми, очевидно, была обшита их одежда. В других погребениях раковины лежали в области груди, лба, вокруг головы или образовывали перевязь, нечто вроде браслета на руке. Здесь же находили привески и пронизи из зубов оленя, позвонков рыб и т. п. Многие скелеты были окрашены красной краской.
Одно из первых мест по всей обстановке находок, в особенности же Погребение по обилию вещественного инвентаря в этом смысле, ребенка должно занять погребение ребенка в Мальте (под Иркутском). По времени оно может относиться приблизительно к той же ступени позднепалеолитической культуры, как и погребение в Брно, то есть к поздней поре ориньяко-солютрейского времени. При раскопках М. М. Герасимова в 1929 г. им здесь, на месте древнего стойбища, было обнаружено целое сооружение из камней, прикрывавшее погребение ребенка трех-четырех лет. Благодаря тщательно производившимся раскопкам все существенные детали его могут быть восстановлены, несмотря на плохую сохранность скелета. Погребение, как, оказалось, помещалось в неглубокой яме, имевшей овальную форму, размерами 1,15 на 0,68 м, под толстым слоем культурных отбросов; оно было обставлено большими плитами известняка, отчасти сохранившими вертикальное положение, и прикрыто такой же плитой. Скелет лежал, видимо, на спине, но с ногами, подогнутыми в коленях. На костях и под ними сохранились следы красной охры. При нем был положен, среди других вещей, целый набор украшений, вырезанных из бивня мамонта. Это, прежде, всего, ожерелье из множества мелких пронизей и привесок с более крупной бляхой оригинальной формы, занимавшей в нем центральное место; далее обруч из бивня мамонта, лежавший непосредственно на голове и, очевидно, таким образом, входивший в состав головного убора, затем круглая тонкая пластинка из той же слоновой кости, украшенная на лицевой стороне рядами зигзагообразных полосок, причем последние на другом подобном же предмете, найденном в культурном слое стоянки, воспроизводят, вполне отчетливо фигуры змей. Эта бляха лежала, как удалось установить, в области поясничных позвонков, с правой стороны; она имела посередине небольшое отверстие, служившее, очевидно, для ее прикрепления. Несмотря на несколько странный характер изображений змей с большими треугольными головами, трудно усомниться в стремлении художника изобразить именно это животное. В связи с этим интересно вспомнить, что у ряда народностей Северной Азии, например у чукчей, совершенно не знающих змей, сохранилась легенда о большом черве, живущем вблизи страны мертвых, который может убить оленя, сжав его в своих кольцах, и затем проглотить его целиком.
На правой плечевой кости погребенного выше локтя был надет браслет в виде обруча, меньшего размера, чем уже упомянутый ранее, ко с таким же способом закрепления с помощью ремешка или шнура, который продевался в отверстия на его концах. Под грудными позвонками в области нижних ребер среди других обломков каких-то украшений была найдена небольшая фигурка, схематически передающая летящую птицу с длинной вытянутой шеей. Подобные фигурки были найдены на месте самого поселения в довольно большом количестве. В ногах ребенка было положено крупное колющее орудие из бивня мамонта вроде кинжала и несколько кремневых орудий.
Все эти факты говорят о том, что забота об умершем играла большую роль в жизни охотничьих общин позднего палеолита. Она, очевидно, должна была переплетаться с выработавшимися в течение многих веков и сложившимися в определенную обрядность первобытными воззрениями, в частности с представлениями о потребностях умерших близких в жилище, одежде и т. п. Нам приходится воспринимать все это как естественное следствие существования, связанного с возникающей оседлостью и обеспеченного такого рода материальными благами, которые в нашем представлении выходят из рамок примитивного хозяйства, например, бродячих охотников.
1.2. Конец Палеолитического времени.
Явление коллективного захоронения женщин и детей повторяется и в пещере Офнет (Бавария), где в слое, относящемся к азильскому времени, был обнаружен исключительно любопытный случай коллективного погребения. Здесь были встречены два больших углубления круглой формы, выложенные слоем красной краски (охры), где в правильном порядке были расставлены в одном — двадцать семь, в другом — шесть человеческих черепов, из которых девять принадлежали женщинам и двадцать — детям и подросткам. Все они сопровождались украшениями из просверленных раковин и клыков благородного оленя, представлявшими наиболее обычный вид украшений в азильско-тарденуазское время. Четыре черепа, которые были определены как мужские, никаких украшений не имели.
Судя по тому, что при черепах сохранились нижние челюсти и, как правило, один-два шейных позвонка, на которых иногда были заметны следы порезов, естественно думать, что найденные головы были отделены от туловища вскоре после смерти, причем можно установить, что они не были сложены сразу, в одно время, а накапливались в течение довольно продолжительного срока, на что указывает значительно худшая сохранность черепов, помещавшихся в середине площадки. В связи с этой весьма показательной находкой интересно вспомнить об обычае, существовавшем в Новой Каледонии, где черепа начальников родовых общин, знахарей и вообще выдающихся членов рода часто собирались в особом священном месте где-нибудь в уединенной пещере или в расселине скалы.
Среди не частых погребений того же времени нельзя не вспомнить еще об открытии на островке Тевиек (близ полуострова Киберон, в Бретани) среди обширного скопления раковин съедобных моллюсков, заключавшего остатки очагов, свыше десятка погребений, аналогичных погребениям Мугема. Все найденные скелеты — как взрослых, так и детей (последние здесь преобладали) — сопровождались украшениями, главным образом в виде ожерелий из раковин и зубов благородного оленя. Как обычно в ту эпоху, все они имели характерное скорченное положение и были посыпаны порошком красной и желтой охры. При двух погребенных были встречены странные украшения, вероятно, от головного убора, состоявшие из рогов оленя, как на известном изображении „шамана" мадленского времени в пещере Трех братьев.
Коллективные погребения на месте стойбища, среди отбросов жилья, примером чего в известной степени являются и погребения, открытые в пещерах Крыма (Мурзак-Коба, Фатьма-Коба), указывают, очевидно, на какие-то новые представления, складывавшиеся в данную эпоху в отношении умерших членов общины. Дальнейшее развитие подобных представлений, корни которых следует искать в крепнущих общественных связях и общем росте культуры, уже в сравнительно раннее время неолита приводит к практике регулярных захоронений членов первобытной общины в определенном, освященном обычаем месте, то есть к появлению настоящих родовых кладбищ.
1.3. Анимизм
Переходя к культурным народам, мы можем указать сиамцев как пример народа, который принимает, что душа состоит из тонкого вещества, недоступного зрению и осязанию или как бы связанного с быстро движущимся воздушным телом. В классическом мире можно найти следующее мнение Эпикура: «Те, которые говорят, что душа бестелесна, говорят бессмысленные вещи, потому что она не могла бы ни делать, ни чувствовать что бы, тони было, если бы имела такие свойства». Из отцов церкви св. Ириней описывает душу как нечто бестелесное в противоположность смертному телу, а Тертуллиан упоминает о видении или откровении одной монтанистской пророчицы, видевшей душу в телесном образе тонкой и светлой, воздушной по своему цвету и имеющей форму человека.
Дикие племена в их первоначальном воззрении на человеческую душу представляли ее себе как эфирное или парообразное существо, и это воззрение занимало видное место в человеческой мысли во все века. Действительно, позднейшее метафизическое понятие о невещественности души «два ли могло бы иметь какой-нибудь смысл для дикаря. Кроме того, нужно заметить, что по отношению к природе и действиям призрачных душ низшая философия свободна от многих затруднений, которые до наших дней тревожили метафизиков и теологов цивилизованного мира.
Душа, или дух, покидающий тело при смерти, способна по своей воле оставаться у могилы, странствовать по земле, летать в воздухе или отправляться в настоящую обитель духов—в загробный мир. Люди не останавливаются на убеждении, что смерть возвращает душу к свободному и деятельному существованию. Они совершенно логично стараются помочь природе, убивая людей, чтобы освободить их души для служения духам. Таким образом, возникает один из наиболее, распространенных, определенных и понятных обрядов анимистической религии— обычай погребальных человеческих жертвоприношений на пользу умершего.
Весьма отчетливое описание жестоких обычаев, к которым ведет такое воззрение, встречается в рассказах о племенах Индийского архипелага. Вот описание похорон знатных людей у диких каянов на острове Борнео: «У них в обычае убивать рабов, чтобы они могли следовать за господином и служить ему. Перед тем, как убить их, родственники знатного покойника обступают рабов, внушая им служить усердно господину, за которым они последуют, ухаживать за ним и растирать его тело, когда он будет болен, не отходить от него и исполнять все его приказания. Затем родственницы покойного берут копье и наносят жертвам легкие раны, после чего мужчины закалывают их до смерти». С этим же понятием связан варварский обычай «охоты за головами», бывший столь распространенным у даяков до времени раджи Брука. Они полагали, что обладатель каждой головы, которую они могли добыть, будет служить им в будущем мире, где положение человека будет определяться числом голов, находившихся в его власти в этой жизни. Они обыкновенно носили траур по умершем, пока не успевали достать голову, другими словами, пока не успевали снабдить его рабом в «жилище душ». Отец, потерявший сына, должен выйти и убить первого встречного ему человека в виде погребального обряда. Молодой человек не имеет права жениться, пока не добудет себе головы, а у некоторых племен в обычае хоронить вместе с умершим первую, добытую им голову, копье, одежду, рис и бетель. Подкарауливать людей и убивать их из-за головы сделалось национальной забавой у даяков. По их выражению, «белые читают книги, мы же вместо того охотимся за головами».
В Америке погребальные приношения в жертву людей имеют весьма характерную физиономию. Хорошим примером их могут служить обычаи племени осаго, которые иногда втыкали в могильный холм шест со скальпом убитого неприятеля. Они думали, что душа убитого неприятеля, скальп которого вешался над могилой покойного, становилась подчиненной в другом мире духу похороненного воина. Отсюда последней и лучшей услугой, какую можно было оказать умершему родственнику, считалось умерщвление врага и принесение его скальпа, что делало его будто бы рабом покойника. Сходство этого понятия с только что описанным у даяков крайне поразительно. С этой же целью караибы убивают на могиле господина всех его рабов, которых могут схватить. У дикарей, стоящих на более высокой ступени социального и политического развития, эти обычаи не только не исчезли, но даже усилились. Мы видим это в возмутительных жертвоприношениях воинов, рабов и жен, которых посылали на тог свет продолжать их прежнюю службу при погребении вождей или царей в Центральной Америке, Мексике, Боготе и Перу.
Если мы обратимся к преданиям Азии и Европы, то мы увидим, что в древние времена жертвоприношение слуг было весьма распространено на обоих материках.
В Китае легенды сохраняют еще воспоминание о древних человеческих жертвах при погребении. Брат Чин-янга, ученика Конфуция, умер. Его вдова и домоправитель пожелали схоронить вместе с ним несколько живых людей, которые служили бы ему в загробном мире. На это мудрец сказал, что «настоящими жертвами были бы жена и управитель», но так как это не вполне согласовалось с их взглядами, то дело оставлено было без последствий, т. е. покойник был похоронен без свиты.
Арийцы дают поразительные примеры обряда погребальных человеческих жертвоприношений, притом в самой жестокой форме. Предания о них сохранились как в истории, так и в мифах, которые передают не менее верно нравы прошлого. Рассказ о троянских пленниках, поверженных вместе с лошадьми и собаками на погребальный костер Патрокла, об Эвадне, бросающейся на костер мужа, и рассказ Павзания о самоубийстве трех мессенских вдов служат памятниками этих обрядов у греков. В скандинавских мифах Бальдер сжигается со своим пажем, лошадью и седлом, Брунгильда ложится на костер возле любимого ею Сигурда, мужчины и девушки следуют за ними в подземное царство. Галлы во времена Цезаря сжигали при торжественных похоронах все, что было дорого покойному,— животных, любимых его рабов и клиентов. Древние рассказы о славянском язычестве описывают сжигание умерших с одеждой и оружием, с лошадьми и собаками, с верными слугами и женами. По словам св. Бонифация, венды так строго соблюдают супружеские обеты, что жены часто отказываются переживать мужей. Великим уважением пользуется женщина, убивающая себя собственноручно, чтобы быть сожженной на одном костре со своим мужем.