скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом

Реферат: Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом

Пушкарева Н.Л.

Российское государство было издавна вовлечено в историю мировых миграций. История иммиграции в Россию из других стран и внутренних перемещений народов в границах Российского государства привлекали внимание исследователей еще в XIX в. И вместе с тем складывание русской диаспоры за рубежом оставалось темой на удивление малоизученной.

До конца XIX в. данные об эмиграции из Российской империи практически не попадали в публикации, так как эта информация и тогда считалась секретной, а царское правительство предпочитало делать вид, что эмиграции не существует. В XX в. в ряде работ, опубликованных до начала Первой мировой войны, были впервые поставлены задачи изучения проблемы, собраны некоторые статистические данные, касавшиеся конца XIX в. (с начала 80-х гг.) и до 1914 г. После революции 1917 г. появился ряд работ по истории политической эмиграции в России в XIXXX вв. Но это были не столько исторические исследования, сколько отклики историков и публицистов на идеологические запросы того времени . Тогда же были сделаны первые попытки периодизации истории российской эмиграции XIX начала XX в., совпадающей с ленинской периодизацией истории освободительного движения в России. Это упрощало анализ сложного процесса эмиграции, хотя бы уже потому, что эмиграция из России была не только политической, а политическая далеко не сводилась к трем этапам освободительного движения, ее волн, потоков было значительно больше.

В конце 1920-х гг. появились и первые работы, рассказывающие об эмиграции из России после октября 1917 г. К этой теме приступали и возвращенцы 1920-х гг. , стремившиеся не столько дать общий исследовательский обзор численности, настроений, условий жизни русских за рубежом, сколько изложить собственные версии и воспоминания о недавних событиях .

Однако с 1930-х гг. все темы, связанные с эмиграцией, фактически попали в разряд запрещенных, а источники, в том числе и воспоминания, оказались в спецхранах библиотек и архивов. Поэтому вплоть до достопамятной оттепели 1960-х гг. в СССР не было опубликовано по эмигрантской теме ни одной сколько-нибудь значительной исследовательской работы.

В самом конце 1950-х начале 1960-х гг. в СССР возвратились некоторые бывшие эмигранты, обнародовавшие вскоре свои воспоминания . Историей белой эмиграции стали интересоваться те исследователи, которые занимались изучением борьбы партий и классов в начале XX в. Однако и работы советских ученых того времени, и публикации зарубежных авторов рассматривали главным образом ее послеоктябрьскую волну. При этом и те, и другие работы были политизированы .

Первым значительным шагом в изучении темы стали в 70-е гг. работы Л.К. Шкаренкова и А. Л. Афанасьева . В них собран значительный конкретный материал по истории белой и антисоветской эмиграции, несмотря на чинимые в то время препятствия к его выявлению и обобщению. Эмигрантской темой в годы застоя можно было заниматься, только разоблачая буржуазную идеологию и осуждая уехавших . Одновременно за рубежом появился ряд интересных, насыщенных конкретным материалом монографии по истории российской эмигрантской литературы, культурной жизни в целом . По мере того, как советское литературоведение, искусствоведение, науковедение старались забыть и вычеркнуть многие имена бывших соотечественников деятелей искусства, науки, культуры, зарубежные авторы ставили своей задачей сделать все возможное, чтобы эти имена сохранить . Задолго до появления в советской исторической литературе работ по истории инакомыслия в СССР в зарубежной историографии были уже опубликованы книги и по этой тематике .

С началом демократизации нашего общества с середины 1980-х гг. интерес к русскому зарубежью, всегда подспудно существовавший в стране, выплеснулся в виде множества статей на страницы газет, журналов, популярных книг. В них журналисты делали первые попытки переосмыслить старые представления об эмиграции , а историки коснулись некоторых конкретных страниц ее прошлого . За рубежом же исследователи русской культуры в изгнании получили новый импульс к расширению и углублению проблематики своих работ . Целью настоящего очерка является задача проследить на основе литературы и опубликованных источников главные этапы возникновения и формирования русской диаспоры за рубежом, начиная с истоков этого процесса и кончая современностью, выявить (на протяжении более широкого хронологического промежутка, чем это делалось ранее) связь эмиграции из России с внутренними процессами, происходившими в стране, как политическими, так и социально-экономическими. Нам хотелось бы представить масштабы российской эмиграции в прошлом и настоящем, раскрыть то новое, что она внесла в мировой процесс переселения народов в разные периоды истории и что внесло новое и новейшее время в проблему эмиграции российского населения в другие страны. Стремясь к обобщению результатов исследовательского анализа российских и зарубежных ученых, интересующихся проблемами российской эмиграции, необходимо сказать, что значительная часть конкретных фактических материалов по истории российской эмиграции за последние полвека взята из прессы и вторичных источников, в том числе и количественные данные статистических учреждений Российской Федерации.

История переселения наших соотечественников, в результате которого за границей складывается русская диаспора, насчитывает несколько столетий, если учитывать вынужденные бегства за рубеж политических деятелей еще в период средневековья и раннего нового времени . В Петровскую эпоху к политическим мотивам отъезда за рубеж добавились религиозные . Процесс же экономических миграций, столь характерный для стран Центральной и Западной Европы и вызванный излишками трудовых ресурсов и малоземельем, практически не затрагивал Россию до второй половины XIX в. Правда, от XVIXVIII вв. до нас дошли сведения о русских переселенцах в дальние земли, в том числе в Америку , Китай , Африку , но подобные миграции, будучи очень незначительными по численности, вызывались зачастую не только экономическими причинами: одни чувствовали зов дальних морей, другие бежали от злосчастия, ища на чужбине покоя или успехов.

Российская эмиграция стала действительно массовой лишь в XIX в., так что о процессе формирования русской диаспоры можно говорить не ранее второй четверти прошлого столетия, когда антицаристская политическая эмиграция из России стала беспрецедентным явлением в истории мировых переселений народов и этносов, причем не столько из-за многочисленности, сколько из-за масштабности и исторической роли. История ее в советской историографии рассматривалась в связи с этапами освободительного движения. Действительно, подъемы и спады выезда политэмигрантов из России находились в прямой связи с внутренней политикой правительства и его отношением к революционным мыслям, однако периодизация истории российской политической эмиграции не свегда совпадает с ленинскими этапами.

Первая волна политэмигрантов из России, состоявшая всего лишь из нескольких десятков россиян, прибегнувших к невозвращенчеству, была прямым следствием репрессий правительства, вызванных выступлением на Сенатской площади в 1825 г. Главным центром российской эмиграции того времени был Париж. После революции 1848 г. он преместился в Лондон, где, как известно, была основана первая Вольная русская типография. Благодаря ей русская эмиграция оказалась связанной с политической жизнью самой России и стала одним из ее существенных факторов . Особенностями дворянской эмиграции из России во второй четверти XIX в. был сравнительно высокий уровень жизни выехавших за рубеж россиян (например, А.И.Герцен и Н.П.Огарев успели распродать свою недвижимость в России и перевести свои состояния во Францию, да и другие дворяне были обеспечены капиталами) . Многие политэмигранты первой волны выехали в свое время вполне легально.

Другое дело политэмигранты второй волны, возникшей не столько после отмены крепостного права, сколько после польского восстания 1863 1864 гг. Эта так называемая молодая эмиграция состояла из тех, кто бежал из России, уже разыскиваемый полицией, кто спасался от тюрьмы, самовольно оставил место ссылки и т.п. Уехавшие в первой четверти XIX в. не рассчитывали на возвращение и старались заранее обеспечить свою жизнь за рубежом. Эмиграция же второго потока была куда более текучей: уехавшие нередко возвращались обратно. Поэтому ни демократы-шестидесятники, ни сменившие их народники не успевали создать за границей налаженного быта . Зачастую их выездные документы были даже не до конца оформлены. Российские чиновники, как известно, ограничивали пребывание россиян за границей сроком в пять лет. после истечения этого срока нужно было просить губернатора (а для дворян чиновника в Министерстве иностранных дел России) о продлении срока действия паспорта (стоившего более 15 рублей). Отсутствие же соответствующей бумаги могло вести к лишению российского гражданства, а его имущество в этом случае переходило в опекунское управление. Государственный налог, взимавшийся с официально выезжавших, превышал 25 рублей . Понятно, что при таких порядках выехать обычным путем за границу и жить там могли лишь состоятельные люди.

Расширение социального состава эмиграции в 1860-х начале 80-х гг. коснулось лишь политической ее части: к дворянам прибавились мещане, разночинцы, интеллигенция. Именно тогда, в третьей четверти XIX в., в этой среде появились и профессиональные революционеры, по нескольку раз уезжавшие за рубеж и вновь возвращавшиеся в Россию. За границей они старались найти контакт с обучающейся там российской молодежью, с деятелями русской культуры, длительно жившими в Европе (И.С.Тургенев, С.А.Ковалевской, В.Д.Поленовым и др. ) В немецкой части Швейцарии возник новый крупный регион расселения политических беженцев, пользовавшийся репутацией второй России. Этому способствовало и перемещение герценовской Вольной русской типографии из Лондона в Женеву . Русские политические беженцы того времени жили уже не за счет личных капиталов, а за счет литературного труда, уроков в семьях и т.д.

Третья волна российской политической эмиграции, возникшая после второй революционной ситуации и внутриполитичсекого кризиса начала 80-х гг., охватила почти четверть века. Вначале упадок революционного движения в стране сделал русскую политическую эмиграцию более прочной, замкнутой, более отрезанной от российских реалий. В среде ее появились провокаторы, сформировалась система политического сыска за границей (глава Гартинг-Лангдезен ). Однако спустя десятилетие оторванность русских политических эмигрантов от родины была преодолена: эмигранты-марксисты создали свой Союз русских социал-демократов за границей. И хотя В.И.Ленин и считал этот союз оппортунистическим, призывая создать в противовес ему настоящую революционную организацию , стоит учесть то, что Первый съезд РСДРП признал Союз официальным представителем социал-демократической партии за рубежом. Левое крыло российской политической эмиграции (большевизм) занял ведущее место в ней в первые же годы XX в. Издательства, типографии, библиотеки, склады, касса партии все это находилось за границей .

Менее тщательно изучена советскими историками деятельность политэмигрантов иной идейной ориентации, хотя их тоже было немало . Известно, например, что некоторые активные деятели российской политэмиграции этой волны оказались привлеченными к масонским ложам. Весной 1905 г. в них вступили десятки представителей российской интеллигенции, как временно проживавшие за рубежом, так и эмигранты со стажем, заставив царскую охранку задуматься над внедрением своих осведомителей и в эти объединения .

Социальный состав политической эмиграции из России третьего потока сильно изменился, особенно после революции 1905 1907 гг.: в эмиграции появились рабочие, крестьяне, солдаты. 700 матросов бежали в Румынию только с броненосца Потемкин . Они устраивались на работу на промышленные предприятия. Интеллигенция зарабатывала себе на жизнь трудом по найму в качестве чертежников (один из эмигрантов работал даже факельщиком при погребальных процессиях) . Найти работу считалось удачей . Дороговизна заграничной жизни вынуждала к частой перемене места жительства, переездам в поисках приемлемых условий. Поэтому учет численности русских, находящихся по политическим причинам на чужбине, так сложен, а выводы о значимости тех или иных центров или регионов их размещения расплывчаты. Если в начале 80-х гг. XIX в. в вынужденном изгнании за рубежом находилось около 500 человек , то за четверть века за счет расширения социального состава политэмиграции это число по меньшей мере утроилось.

Кроме того, третья волна политической эмиграции из России совпала с первым заметным потоком трудовых (экономических) миграций за ее пределы. В основе их лежало не столько относительное перенаселение, сколько различия в заработной плате за одни и те же виды труда в России и за рубежом. Несмотря на слабую заселенность, исключительные природные богатства, огромные площади неосвоенных земель, Россия была страной растущей эмиграции. Желая сохранить реноме, царское правительство не публиковало данные о ней. Все подсчеты тогдашних экономистов были основаны на иностранной статистике, прежде всего германской, долгое время не фиксировавшей национальную и конфессиональную принадлежность выехавших . До начала 80-х гг. XIX в. число покинувших Россию по экономическим мотивам не превышало 10 тыс. человек, нос указанного периода начало расти. Этот рост продолжался вплоть до торгового договора России и Германии 1894 г., облегчившего переход границы с краткосрочными разрешениями, заменявшими населению паспорта и позволявшими ненадолго выезжать и быстро возвращаться .

Более половины выезжавших из России по экономическим мотивам в конце XIX в. оседало в США. За период с 1820 по 1900 г. сюда прибыло и осталось 424 тыс. подданных Российской империи . Какая часть этих подданных была собственно русской вопрос нерешенный, поскольку нет репрезентативных данных. В российской историографии начала XX в. господствовало мнение, что тогда эмигрировали лишь политические и инородцы, а коренное население за границу не уходило . Действительно, отъезд нескольких тысяч собственно русских (что составляло 2% уехавших) вряд ли сопоставим с исходом евреев (38% убывших), поляков (29%), финнов (13%), прибалтов (10%) и немцев (7%) .

Выезжали российские эмигранты через финские, русские, германские порты, где и велся учет отъезжающих. На основании данных германской статистики известно, что за 1890 1900 гг. выехало всего 1200 православных. Преобладали мужчины трудоспособного возраста. Женщины составляли всего 15 %, дети (до 14 лет) 9,7 %, по роду занятий выезжали больше всего ремесленники . Никаких законоположений, регулирующих эмиграционные потоки, в России не было. эмиграция была, по сути, противозаконной и нелегальной. С большими сложностями столкнулись в то время некоторые представители православных религиозных сект, пожелавшие законным путем оставить Россию и избрать себе иное место жительства. Число их было столь значительным, что в историографии даже сложилось мнение, что уехавшие по религиозным мотивам в конце XIX - начале XX вв. составили преобладающую часть русских эмигрантов из России . Согласно сведениям В.Д.Бонч-Бруевича, с 1826 по 1905 г. Российскую империю покинуло 26,5 тыс. православных и сектантов, из которых 18 тыс. выехало в последнее десятилетие XIX в. и пять предреволюционных лет (подавляющая часть выехавших была великороссами ).

На примере истории эмиграции духоборов (около 8 тыс. человек) можно составить представление об этом первом потоке религиозных эмигрантов из России и о причинах их отъезда . Конфликт с властями (отказ от несения воинской повинности) плюс утопические надежды, что переселение в свободную страну уничтожит имущественное неравенство и эксплуатацию, послужили толчком к принятию решения о выезде . В августе 1896 г. лидер духоборов П.Б.Веригин подал прошение, но лишь в мае 1898 г. Министерство внутренних дел России дало согласие на отъезд духоборов в Канаду. Положительное решение вопроса об эмиграции духоборов в немалой степени было результатом активной поддержки сектантов со стороны Л.Н.толстого и толстовцев . В первые годы нашего века из России выехали и другие недовольные отсутствием свободы совести в России. Это были штундисты (более тысячи), отправившиеся в Америку, духовные молокане, группа Новый Израиль (крестьяне Юга России, относившиеся к секте субботников и переселившиеся в Палестину) .

Российские события осени 1905 г. оказали прямое влияние на эмиграцию. Манифест 17 октября 1905 г., бывший своеобразной конституцией буржуазной России, способствовал возвращению на родину многих эмигрантов, провозгласив амнистию политическим заключенным. Вернулись почти все представители народнических демократитческих партий, их органы перестали существовать. (Из всех российских марксистов за рубежом остался один Г.В.Плеханов). Но такое положение сохранялось лишь несколько месяцев . В условиях спада революции в 1906 1907 гг. по стране прокатилась лавина арестов, вызвавшая новую волну политической эмиграции: вначале уезжали в автономную Финляндию, а когда российская полиция добралась и до этих своих окраин в Европу . Начался четвертый этап в истории российской политэмиграции. Ехали из России в париж, в швейцарские города, Вену, Лондон, Северную и Южную Америку, в Австралию. В последней из названных стран под руководством Артема (Ф.А.Срегеева) образовалась даже особая организация Социалистический союз русских рабочих . Всего за рубежом, по неполным данным, в 10-х гг. ХХ в. проживало несколько десятков тысяч русских политических эмигрантов .

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.