скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Защита телефонных сетей от злоумышленников. Борьба с телефонным пиратством

Реферат: Защита телефонных сетей от злоумышленников. Борьба с телефонным пиратством

Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники

Кафедра РТС

Реферат по дисциплине

”Основы информационной безопасности” на тему:

Защита телефонных сетей от злоумышленников. Борьба с телефонным пиратством.

Выполнил

         . ___________

Принял

Доц.  каф.  РТС

.__________


Содержание.

Введение

Отыскание лазеек

Самое уязвимое место

Кто там?

Попрошу документы

Кодирование сигнала

Секретные переговоры

Черный ход надо запирать

Защита телефонных линий от  нелегального использования


Введение

Получить удаленный доступ к вычислительной сети очень просто - достаточно подключить к телефонной линии несколько модемов. Ниже описаны способы защиты вычислительной системы от несанкционированного доступа по телефонным линиям.

Подключиться к удаленной вычислительной сети по телефонной линии ничуть не сложнее, чем снять трубку с телефонного аппарата. Об этом стоит задуматься - так ли уж хорошо, когда доступ к корпоративной вычислительной сети (и ко всему, что в ней содержится) осуществляется настолько легко? Судя по тому, какое количество информации хранится сейчас в коммерческих компаниях в цифровом виде, - никто, конечно, не может назвать точной цифры, однако ясно, что речь тут идет о колоссальных объемах данных, - вычислительные сети, а также входящие в их состав серверы файлов и приложений стали основной инфраструктурой, обеспечивающей нормальную работу организаций.

Те, чьим делом стало совать нос в дела других, легко могут воспользоваться телефонными линиями для входа в сеть, получив, таким образом, доступ к вышеупомянутой инфраструктуре.

Не ошибемся, если скажем, что система удаленного доступа не может считаться хорошей, если при ее разработке не была предусмотрена защита данных. Кому-то, возможно, данное утверждение не покажется особенно глубоким, однако не следует забывать, что в области защиты данных пренебрежение даже самыми простыми вещами может впоследствии обернуться серьезнейшими проблемами.


ОТЫСКАНИЕ ЛАЗЕЕК

Доступ по телефонной линии к корпоративной сети (dial-in access) необходим четырем основным категориям пользователей: мобильным пользователям, надомным работникам, сотрудникам удаленных филиалов, а также пользователям, у которых время от времени возникает необходимость обратиться к корпоративной сети из собственного дома.

На Рис. 1 представлены типичные конфигурации доступа к вычислительной сети по телефонным линиям. Удаленные пользователи набирают телефонный номер при помощи модема. Если пользователь подключен к локальной сети (что вполне возможно, когда речь идет об удаленном офисе), то для соединения можно использовать коммуникационный сервер. В противном случае абонент использует общедоступную телефонную сеть для соединения либо с модемом на рабочей станции в офисе компании, либо с устройством удаленного доступа в локальной сети.

Рисунок 1.
Типичная конфигурация системы удаленного доступа, в состав которой входят мобильные пользователи, удаленные рабочие места и офисы. Все пользователи используют городскую телефонную сеть для связи с сервером удаленного доступа в локальной сети. Некоторые пользователи могут также напрямую связываться с модемами, подключенными к рабочим станциям локальной сети.

Возможности удаленных пользователей существенно ограничены низкой скоростью информационного обмена через модемы (как правило, 14,4 Кбит/с или 28,8 Кбит/с), поэтому чаще всего их работа сводится к простейшим функциям удаленного узла, дистанционному управлению и использованию специализированных приложений.

Любое приложение удаленного доступа несет в себе потенциальную угрозу для корпоративной сети. Программное обеспечение удаленного узла позволяет злоумышленнику копировать на свой компьютер конфиденциальную информацию, распространять по сети данные и вирусы, а также портить файлы и сетевые ресурсы. С помощью программного обеспечения дистанционного управления злоумышленник может просматривать информацию и уничтожать или модифицировать файлы.

Специализированные приложения для доступа к сети обычно используют собственные шлюзы, что позволяет создать альтернативное окно доступа, помимо сервера удаленного доступа или коммуникационного сервера.

САМОЕ УЯЗВИМОЕ МЕСТО

Любой, кто задастся целью дестабилизировать работу информационной системы, должен, прежде всего, получить доступ к ней. Задача эта не особенно сложна, если линии телефонной связи для входа в систему не снабжены специальной защитой. Ниже мы сформулируем четыре основных проблемы защиты информации в системах удаленного доступа.

Первая проблема - идентификация пользователя. Как установить, что лицо, пытающееся осуществить удаленный доступ к системе, является законным пользователем? Любой, у кого есть модем, может набрать номер точки входа в систему и запросить доступ к данным. Поскольку увидеть удаленного пользователя нельзя, следует позаботиться о том, чтобы в системе имелись средства верификации того, что абонент на линии действительно является тем, за кого себя выдает.

При простых способах идентификации пользователю вначале предлагается назвать себя, а затем ввести пароль. Считается, что этого вполне достаточно для идентификации пользователя. Чуть позже мы узнаем, почему этот способ не обеспечивает должной защиты. Более совершенное средство - раздать удаленным пользователям персональные устройства идентификации или, иначе, аппаратные ключи (token).

Следующая проблема - конфиденциальность обмена сообщениями. По телефонной линии, используемой для входа в систему, данные передаются открытым текстом, а значит, злоумышленник, подключившийся к этой линии, может узнать и имя пользователя, и пароль. Чтобы избежать подобного "пассажа", администратору сети необходимо позаботиться о кодировании передаваемых данных.

Третья проблема - управление доступом к сети. Посты следует выставить на всех дорогах, ведущих в информационную систему. Прежде чем пользователь получит доступ к системе, необходимо установить наверняка его личность. Поэтому хорошая система управления доступом должна представлять собой устройство, подключаемое к телефонной линии перед коммуникационным устройством.

Четвертая задача - обнаружение несанкционированного доступа. Если злоумышленнику все же удастся проникнуть в сеть, то администратор сети должен уметь определить, как был осуществлен доступ, в каком примерно месте это произошло и какой урон понесет компания от несанкционированного входа.

Современные системы удаленного доступа имеют некоторые встроенные средства защиты данных. Например, в сетевых операционных системах применяется идентификация пользователя с использованием имени и пароля. Кроме того, некоторые устройства удаленного доступа поддерживают работу со списками пользователей, где перечисляются не только имена и пароли, но и права пользователей на доступ к центральным ресурсам. В настоящее время на рынке появился ряд устройств удаленного доступа, рекламируемых в первую очередь как надежные средства обеспечения защиты данных. Это несомненное свидетельство того, что и производители, и потребители осознали важность данной функции.

Тем не менее, следует отметить, что система защиты данных оказывается надежной лишь тогда, когда она обеспечивает решение всех четырех вышеперечисленных проблем. Кроме того, использование системы защиты не должно создавать пользователю особых проблем. Если пользователи сочтут, что система защиты данных причиняет им неудобства, они, вполне вероятно, найдут способы обойти эту систему. В частности, пользователь может не выходить из системы, отлучаясь со своего рабочего места, - тем самым при возобновлении работы ему удастся избежать повторения ритуала входа в систему.

Те же самые соображения касаются и администратора сети. Если система трудна в установке и эксплуатации, то ее нельзя считать удачной, как нельзя считать удачной и систему, требующую постоянного внимания в течение рабочего дня.

На Рис. 2 представлен пример системы удаленного доступа по телефонным линиям с защитой. Пользователи получили аппаратные ключи для входа в систему, сеть оборудована устройством управления доступом, включенным перед устройством удаленного доступа. Кроме того, система оснащена сервером защиты, в задачу которого входит управление и мониторинг системы защиты.

Рисунок 2.
Существуют различные системы защиты данных при удаленном доступе. Они основаны на применении разных методов или их комбинаций. В качестве примера можно привести аппаратные ключи, устройства идентификации, кодирование информации и серверы защиты данных.

                                                        КТО ТАМ?

При внимательном изучении рынка средств защиты доступа к информации по телефонным линиям можно выявить целый ряд продуктов, решающих некоторые или даже все из вышеописанных задач. В основе этих продуктов лежат различные механизмы обеспечения защиты данных при удаленном доступе через телефонную сеть. Несмотря на такое разнообразие, используемые в этих механизмах базовые методы весьма немногочисленны.

Наиболее простым, пожалуй, является метод идентификации пользователя при помощи пароля. Использование пароля обеспечивает так называемую однофакторную идентификацию; это означает, что идентификация пользователя осуществляется только по одному признаку.

Безусловно, любая система защиты данных должна обеспечивать использование пароля. Тем не менее, не следует думать, будто пароль - это полная защита от несанкционированного доступа. Проблема тут в том, что пользователи часто используют легко угадываемые пароли. Как показывает практика, люди предпочитают пароли, в основе которых лежат реально существующие слова. К примеру, очень популярны разнообразные комбинации из фамилии, имени и отчества. Другой пример - содержательные комбинации цифр, например дата рождения, номер паспорта и тому подобное.

Тот, кто склонен поступать именно таким образом, делает свой пароль легкой добычей. Первое, что предпринимает злоумышленник, пытаясь определить пароль, - перебирает разнообразные вариации на тему фамилии пользователя и всевозможные осмысленные комбинации цифр, вроде номера паспорта или водительского удостоверения. Кроме того, есть программы, производящие поиск пароля прямым перебором всех слов из обычного словаря. Ясно, что такая программа легко подберет любой пароль, в основе которого лежит реально существующее слово.

Надежность системы защиты определяется надежностью наиболее ненадежного ее звена. Поэтому администратор сети должен принять некие меры общего характера. В частности, для укрепления системы защиты на основе пароля следует задать определенные критерии допустимости пароля. Например, надо запретить использование простых схем выбора паролей и обязать пользователей выбирать в качестве паролей комбинации букв, цифр и символов; подойдут также бессмысленные всевозможные слова.

Не мешает установить временные пределы использования паролей, обязав пользователей менять их через определенные промежутки времени. Еще один способ повышения надежности - ограничить допустимое число попыток войти в систему в течение определенного промежутка времени.

Другой метод однофакторной идентификации состоит в том, чтобы система перезванивала пользователю, пытающемуся войти в систему (callback). Получив звонок от пользователя, система немедленно отключается, и сама перезванивает пользователю по тому номеру, с которого ему разрешено входить в систему. Недостаток здесь в том, что злоумышленник может, воспользовавшись технологией переключения телефонного вызова (call forwarding), перехватить звонок, адресованный на зарегистрированный номер пользователя. Кроме того, ответный вызов совершенно не пригоден для мобильных пользователей, ведь им приходится входить в систему с самых разных телефонных номеров.

ПОПРОШУ ДОКУМЕНТЫ!

Двухфакторная система идентификации позволяет повысить надежность защиты системы. Этот метод предполагает применение пароля или персонального идентификационного номера (personal identification number - PIN) и персонального устройства идентификации пользователя, именуемого также аппаратным ключом. Примером двухфакторной идентификации может служить система доступа к банкоматам. Для получения доступа к счету клиент должен иметь банковскую карточку (аппаратный ключ) и правильно ввести свой идентификационный номер.

Существует два вида аппаратных ключей для удаленного доступа по телефонной сети: ручные устройства и модули, включаемые между модемом удаленной станции и телефонной розеткой. В будущем, вполне возможно, появятся комбинированные устройства, сочетающие в себе функции модема и аппаратного ключа. На ручных аппаратных ключах обычно имеется цифровая клавиатура и экран для считывания информации. Аппаратные ключи по виду напоминают утолщенную кредитную карточку. Такое устройство представляет собой интеллектуальную карточку.

Любой аппаратный ключ предполагает наличие в сети главного (master) устройства идентификации, работающего в паре с этим аппаратным ключом. Главное устройство, включаемое обычно перед модемом или устройством удаленного доступа, выполняет функции контроля за удаленным доступом. Некоторые из имеющихся на рынке систем защиты представляют собой комбинацию устройств удаленного доступа и двухфакторной идентификации.

В основе идентификации пользователя при помощи аппаратных ключей лежит процедура типа "запрос - ответ" (challenge - response, см. Рис. 3). Обмен сообщениями в этой процедуре начинается в тот момент, когда пользователь, имеющий аппаратный ключ, набирает номер для входа в систему. Главное устройство идентификации пользователя перехватывает звонок и требует, чтобы пользователь ввел свой идентификационный номер. По пути введенный пользователем идентификационный номер проходит через аппаратный ключ и запоминается.

Система запрос-ответ хороша тем, что при ее использовании не надо передавать пароль и ключ (в кодированном или декодированном виде) по открытым телефонным линиям, а также тем, что идентификация пользователя при каждом входе в систему осуществляется по-новому.

Получив идентификационный номер, устройство идентификации обращается к базе данных, чтобы выяснить, принадлежит ли введенный код к числу зарегистрированных. Помимо базы данных идентификационных номеров в устройстве идентификации имеется также база данных уникальных "кодов", - как правило, это алгоритмы шифрования, присвоенные каждому аппаратному ключу. Чуть позже мы поподробнее расскажем о таких кодах.

Если идентификационный номер принадлежит к числу зарегистрированных, устройство идентификации генерирует случайное число, используя в качестве начальных параметров генератора случайных чисел идентификационный номер пользователя и уникальный код аппаратного ключа. Это случайное число посылается в качестве запроса. По получении запроса аппаратный код генерирует случайное число, используя в качестве начальных параметров свой ключ и идентификационный номер пользователя. Получившееся таким образом число отправляется на главное устройство идентификации в качестве ответа.

Тем временем устройство идентификации самостоятельно генерирует число-ответ, используя число-запрос, идентификационный номер пользователя и код аппаратного ключа. Если получившийся ответ совпадает с присланным по линиям связи, то удаленная система получает доступ к сети.

Для идентификации пользователей с ручными аппаратными ключами используется похожая, но несколько менее автоматизированная процедура. Получив запрос от устройства идентификации, пользователь должен вручную набрать на клавиатуре аппаратного ключа запрос и свой идентификационный номер. Аппаратный ключ генерирует ответ и выводит его на экран, а пользователь должен набрать этот ответ на клавиатуре рабочей станции, которая в свою очередь посылает ответ устройству идентификации пользователя.

Описанная процедура хороша не только тем, что пользователь должен знать правильный идентификационный номер и иметь аппаратный ключ, но еще и тем, что ответ, однажды признанный корректным, не может быть использован повторно. Каждый раз как пользователь входит в систему, генератор случайных чисел выдает новое число-запрос. Соответственно меняется и ответ, поэтому бессмысленно пытаться выяснить, какой ответ был признан корректным при инициализации конкретного сеанса.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.