скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыСочинение: Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Сочинение: Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Творческая работа

На тему  «Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника» 


Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К.М. Фофанов.

Введение

Устное народное творчество, как средство социализации ребенка.  Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать,  обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем  становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными  произведениями детской литературы цель которых, как писал К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Как же  развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий  безусловно правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в  жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как  сделать этот стихийный процесс целенаправленным. Этот путь лежит через  художественную литературу. Почему именно литературу? Да потому, что искусство, литература- богатейший источник побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Хорошо известна  побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подрожать героям,  которые эму симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в  детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к  духовному и нравственному опыту. Детская литература- это искусство. Как  искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной  форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный  герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном  произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.        

Поэтому при отборе литературных произведений нам педагогам,  необходимо прежде всего видеть, какая позитивная концепция выдвигается в произведении. Идейная направленность детской книги должна отвечать  задачам нравственного воспитания. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение действительности, несут целую программу позитивных норм  поведения.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего  являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своими  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и  развития ребенка.


II. Роль произведений русского устного народного творчества вдуховно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.

2.1 Фольклор в жизни малышей.

 Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится  буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим,  внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много  вековое существование в народной поэзии, педагогики?     Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим  удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и  интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм  детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения  взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и  тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются  материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной  степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей,  объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения  подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе  слово, мелодию , действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми,  смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского»  фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в  его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим,  доброжелательность, доброту, трудолюбие.    Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все  моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого  фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих  отмечают эту функцию – воспитывать развлекая (см. прилож. №   )

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют  о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым  маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки»,  «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей  наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих  потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» ,  «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые  действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки,  например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только  начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка  походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное  обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у  малыша радость, удовольствие.     Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым  содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков-

 « Чики, чики ,чикалочки», «Ай тюшки,тюшки». Повторение в различных  комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух  взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для  развития слухового внимания.    Действенность- одно из необходимых условий, приближающих  произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он  воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек,  песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях,  которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну  валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в  описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки , которые  бегут по дороженьке.

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической  форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек»  и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в  разговор в той мере, в какой им это доступно.    Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует  их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих  произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно  произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны,  причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках,  предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный,  плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно,  так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения,  быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу  по бору, тебе ягод наберу».   Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем  соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- «  Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова  бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных  текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора  внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы.  Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему  пониманию и запоминанию текста.

2.2 Воспитательная ценность малых форм устного- народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки).

К малым формам народного творчества относятся так же пословицы,  поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы  указывали имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды  совестного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них  можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступна  школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются  детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и  поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную  жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд,  взаимоотношение людей. Некоторые пословица содержат в себе поучения,  выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть- играй, да дело знай»,  иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые  дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел  везде поспел», «всё готово, да бестолково». Ещё один вид малых форм  словесного народного творчество- загадки. Самый простой прием составления  загадок- указание основных признаков, характеризующих предмет. Например  «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются  некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на  основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц,  желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы  (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца,  масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения  предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в  загадке признаки. Отгадывая загадку ,дети должны путём умственного  напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их  мышление, пытливость, наблюдательность.                

2.3  Сказки - для ума и души закваски.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки.  Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно  собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей.  Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех,  независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали  испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Русские  писатели с присущим им мастерством образно им живо рассказывают, кА под  влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в их  детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости,  о добре и зле, о прекрасном и безобразном. К.Д. Ушинский подчеркивал не  только художественную, но и воспитательную ценность сказок.     К.И. Чуковский говорит, что ребенок, лишенный сказки, сам создает  сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует  использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью  классических, веками испытанных художественных образов. Народные  художники, создавшие сказки для детей, с удивительным педагогическим  тактом умели учитывать запросы и особенности своих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию.  Они вызывают интерес детей к сказке помогают им осмыслить её идейное  содержание.      Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка  вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться,  слушать внимательно.

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются  присказки или заставки (см. прилож. №). Присказка, как правило,  несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых  гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках,  внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают  сказку». Необычность, юмористический характер такого вступления сразу  привлекает внимание детской аудитории, а в дальнейшем оно поддерживается  уже фабулой сказки.      Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде « сейчас они в этой  избушке живут , нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как  бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена  (см. прилож. №   ). Присказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех  сказок для детей, тем не менее они свидетельствуют о мудрости и чуткости  народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка.  Присказки, зачины и концовки составляют обрамление сказок.   

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их  внешнего облика с характером и поведением определяют художественную  цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие.    Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило ,каждой  из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто а тереме живет?»     

Подобное построение сказок облегчает слушателям восприятие их. Часто  встречающиеся в сказках диалоги, живой язык, острый юмор отдельных  эпизодов так же составляют их большую художественную ценность.    В волшебных сказках, как и в сказках о животных нет описание природы  или портрета персонажей. Внешность положительных героев характеризуется  краткой традиционной формулой- герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни  пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера  мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие.  Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные  эпитеты- «море синее», «лес дремучий» и так далее.   

Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и  конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными  образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения,  выводы.      

Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её  основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»-  путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся  выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной  действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность  достигается тем, сто герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной  чертой характера- добротой, трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в  полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его  особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев  помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними  конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их  поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих  слушателей.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.