скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыСтатья: Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты

Проблему качества рабочих программ предлагаю решать за счет повышения статуса и качества типовых программ. Каждая такая программа  содержала бы  необходимый и достаточный минимум качественного содержания по учебному курсу. Она входила бы (обязательным дублированием)  в соответствующие рабочие программы на местах в качестве единого для всех и неизменного ядра. В республике нетрудно подобрать группы квалифицированных специалистов, и за два три года вся армия преподавателей работала бы по готовым программам высокого качества, постепенно подтягиваясь до их уровня и в классе преподавания.

Одновременно была бы решена и проблема соответствия итогов внутреннего контроля результатов в каждом учебном заведении и  независимого внешнего тестирования, - за счет единого банка единиц содержания (минимума, подлежащего усвоению и внешнему тестированию).

1.1. Типовая учебная программа по конкретному учебному курсу (в новом понимании) – представляет собой единый для всех учебных заведений Республики Казахстан стандартный перечень теоретических и практических знаний, практических умений и навыков (профессиональная компетентность), который должен быть обязательно освоен каждым, кто изучает данный курс, - как необходимый и достаточный минимум подготовки специалиста.

Она должна иметь варианты: для основного курса по специальности; для вспомогательного курса по смежным специальностям. Каждый вариант должен иметь особую структуру и редакцию содержания в зависимости от того, является ли курс вводным для родственных дисциплин, обобщающим (заключающим) ряд уже освоенных дисциплин, или же самостоятельной (одиночной) дисциплиной.

Ее содержание должно соответствовать:

-           образовательному стандарту Министерства образования и науки Республики Казахстан;

-           квалификационным требованиям реальной работы по конкретной специальности;

-           требованиям самостоятельного и непрерывного образования 

     (магистратура, докторантура, переквалификация).

Поскольку типовая программа является эталонной, она должна задавать единые цели,  критерии, показатели оценки и процедуры контроля  результатов обучения (тестирования). Ее содержание в обязательном порядке должно включать батарею тестов (комбинированный тест) для внутреннего (учебное заведение) и внешнего (министерство образования и науки) контроля результатов (в виду особой важности качества тестирования в начале реформы, оно рассматривается ниже как отдельный критерий).  

Требование эталонности означает также однозначность выделения и толкования каждой единицы содержания. Отсюда следует обязательность четкого и обоснованного его структурирования, конкретизация целей курса до элементарных единиц, подлежащих освоению (и контролю), при полном исключении любых деклараций и неопределенности.

В противном случае невозможно обеспечить объективный мониторинг продвижения, контроль и сопоставимость результатов, без которых вся реформа ставится под сомнение.

Проблема «творчества и свободы»  решается за счет двух моментов: во-первых, типовая программа задает лишь необходимый  минимум содержания, так что образовательное учреждение имеет право по своему усмотрению расширить его, или  включить другие требования в своих рабочих программах в сторону их повышения относительно стандарта типовой программы;  во-вторых, - за ним остается полная свобода относительно процесса и способов обучения, кроме обязательного требования обеспечить заданный минимум результатов.

Рекомендации по структурированию содержания курса

При структурировании учебного курса необходимо учитывать особенности сознательного мышления и соответствующие различия в структуре и освоении знаний (теоретический курс или его часть) и новых видов деятельности (практический курс или его часть). Мышление есть процесс моделирования действительности. Знание – результат этого процесса. Структура этого знания имеет системно-функциональный характер.

Сознательное логическое мышление моделирует действительность в знаковой форме – в отвлеченных образах  понятий и терминов. Такая модель обозначается термином «знание». Знания либо заимствуются (усвоение готовой модели), либо создаются (самостоятельное формирование модели какой-то части реальной действительности). В любом случае этот процесс, обозначенный словом понимание,  начинается с ответа на вопросы «Что это? Для чего это?»  Он характеризуется первичным выделением объекта внимания как простой системы (с одним дроблением). Обычное определение понятия и есть такое первичное выделение системы: указание класса, к которому относится объект, и его существенных отличий  (указание свойств)  от других однородных объектов этого же класса. Это уровень элементарного знания.

Следующий, более высокий уровень представлен процессом осмысления. Он характеризуется выделением и фиксированием сложной целостной структуры системы, ее назначения (главной функции), генезиса, функций составляющих ее элементов, связей и взаимодействия между ними, завершаясь обозначением функции системы по отношению к надсистеме.  Это мировоззренческий уровень системного знания.

Заключительный уровень – освоенный процесс  свободного и творческого применения знания, а также  поиска нового знания. Он характеризуется накоплением опыта и навыков поиска, осмысленного применения, свободного и самостоятельного переноса знания на другие масштабы и сферы деятельности, становится органичной частью личности. Это личностно-активный (личностно-деятельностный) уровень знания.

Содержанием теоретического курса является теоретическое знание, его усвоение и  применение.

Усвоить теоретический курс – это значит:

-           иметь систему представлений (теоретическую, системно-

функциональную модель какой-то части реального мира, изучаемой в данном курсе);

-            уметь применять ее на практике по образцу, под контролем сознания (уровень умения);

-            уметь применять ее свободно, освоение  навыка переноса в сфере своих профессиональных обязанностей (уровень навыка, эвристический);

-            уметь применять ее творчески, свободный перенос на другие

     сферы и проблемы, самостоятельный поиск нового знания   

    (уровень творчества и исследования).

Кстати, указанная структура может служить основанием для дифференциации тестовых  оценок по уровню усвоения (первая и вторая позиция – «удовлетворительно»; первая и третья – оценка «хорошо»; первая – четвертая – «отлично»).

С учетом изложенного, можно сформулировать ступенчатый принцип дробления (последовательность усложнения и детализации в процессе обучения) содержания теоретического курса в учебной программе: от обобщенного  и мало структурированного представления системы знания в форме целей, задач и основных понятий, к максимальной детализации содержания в темах курса, излагающих целостную систему знания, и с последующим возвратом к обобщенному и хорошо структурированному знанию в темах прикладного характера.

В частности, при подготовке типовой  программы предлагаю трехступенчатое дробление содержания предмета: цели, задачи (темы), единицы содержания. При этом:

-           цели курса излагаются в одном - двух предложениях как

обобщенное перечисление основных знаний и видов деятельности, которые должны быть освоены при изучении курса;

-           задачи (темы) курса – формулируются как конкретизация каждой

цели в форме однозначного перечня знаний, умений и навыков, подлежащих поэтапному освоению (одна задача – название и содержание одной темы занятий одной недели или одного занятия);

-           единицы содержания – последняя детализация, при которой

знания и осваиваемые виды деятельности (действия) темы формулируются в виде элементарных (не делимых далее), существенных и однородных единиц знания (процесс выделения единиц для осваиваемой деятельности будет изложен ниже), каждая из которых должна   быть единицей усвоения и единицей тестирования при контроле результатов обучения. Ее содержание – ответ на вопрос «Что это такое и какова его сущность?» Оно состоит из трех элементов: определения понятия, его структурно–логической схемы; указания назначения (функции, связи); примера функционирования или практического применения (демонстрация осмысления).

В процессе структурирования курса важно обеспечить полноту, однородность и однозначность, минимизацию и обоснованность формулировок.

Не должно быть пропущено ничего существенного по каждой

теме и курсу в целом - теоретические знания, умения и навыки;  профессиональные знания, умения, навыки (компетенция). Перечень единиц содержания по одной теме формулируется на одном уровне обобщенности, при равном объеме понятий.

Программа должна содержать только существенные положения и факты. В любой ее части должны быть исключены декларативные формулировки, частные и второстепенные аспекты, относящиеся к пояснениям, описаниям контекста, неоднородной детализации и иллюстрации существенных сообщений.   

Существенными идеями (положениями, сообщениями) считаются структурные элементы главной идеи, конкретизирующие назначение курса или темы (целостные смысловые единицы того, что должно быть усвоено).

Существенными фактами считаются сообщения, содержащие конкретные данные о действительном, практическом основании существенных идей  (цифры и другие сведения объективного характера, представляющие собой необходимый и достаточный минимум обоснования, доказательства или опровержения основных положений).

Структурирование практического курса имеет свою специфику в дополнение к изложенному выше. Его содержанием является практическое знание и освоение конкретной профессиональной деятельности (компетенции).  Структура этого знания как модели осваиваемой деятельности: осознание целей деятельности  как конкретной формы представления результатов; представление о каждом действии – его назначении и способах выполнения; представление об алгоритме деятельности как целостной и фиксированной последовательности действий.

Усвоить практический курс, - это значит:

-           сформировать практические знания, модель осваиваемой деятельности;

-           освоить выполнение каждого отдельного действия под

контролем сознания, а затем – автоматизировать его;

-           освоить алгоритм осваиваемой деятельности под контролем

сознания (уровень умения), а затем – автоматизировать его применение (уровень навыка).

Соответственно, указанное структурирование позволяет построить дифференцированную шкалу оценки по уровням освоения деятельности:   

-           оценка «удовлетворительно» при наличии указанных выше практических

знаний, освоении каждого отдельного действия на уровне навыка, освоении целостной деятельности на уровне умения;

-           оценка «хорошо» - при наличии практических знаний, освоении каждого

отдельного действия и целостной деятельности на уровне навыка;

-           оценка «отлично» - при наличии практических знаний, освоении каждого

отдельного действия и целостной деятельности на уровне навыка, а также свободного переноса в другие сферы и на другие масштабы деятельности.

Дробление при структурировании практического курса: тема  – название деятельности, которую нужно освоить;  единицы содержания темы: практические знания о деятельности (понятие и назначение деятельности, форма представления результатов, действия, алгоритм их объединения в целое); освоение и автоматизация отдельных действий, освоение и автоматизация целостной деятельности, перенос деятельности на другие масштабы и другие сферы жизнедеятельности.

Типовая программа обновляется не чаще одного раза в четыре года. Обновленная или вновь созданная программа должна проходить многостороннюю, квалифицированную, независимую и анонимную (относительно авторов) экспертизу на соответствие указанным выше требованиям. Эксперты подбираются из числа   квалифицированных преподавателей-методистов, имеющих опыт преподавания учебного курса проходящего экспертизу, а также разработки учебных программ, тестов и методических материалов к нему. Привлекаемая к экспертизе группа специалистов проходит предварительное обучение с целью согласования предмета, правил и формы ее проведения.

 

1.2. Рабочая программа по учебному курсу является основным документом, организующим процесс реального обучения.

Ее вариант для обучающихся (путеводитель, силлабус) повторяет содержание типовой программы и дополнительно содержит по каждой теме: перечень конкретных заданий по организации аудиторной и внеаудиторной работы по усвоению каждой единицы содержания; постраничные ссылки на источники необходимой информации; вопросы для самоконтроля; критерии, оценочные шкалы и показатели, процедуры текущего, рубежного и итогового контроля усвоения курса. Кроме того, указываются пререквизиты курса (обязательный входной контроль), сведения о преподавателе, график и место проведения занятий и консультаций, а также его требования к обучающимся в отношении поведения и этики отношений.

Вариант для преподавателя дополняется наличием  учебно-методического комплекса (УМК). Комплекс содержит детально проработанные информационные и методические материалы, используемые на аудиторных и других занятиях (демонстрационные, раздаточные, инструкции и тексты к групповым занятиям и заданиям СРС, конспекты, электронные учебники, методические советы и пособия, тексты и темы контрольных и курсовых работ, тесты входного, текущего, рубежного и итогового контроля в электронном и бланковом исполнении, а также ключи к ним, носители информации и адреса ее дополнительных источников, и т.п.). УМК  обновляется ежегодно.

Обновленная или вновь созданная рабочая программа (прежде всего тесты и задания по СРС) должна проходить квалифицированное и анонимное рецензирование нескольких специалистов по данному предмету или независимую экспертизу (не менее трех заключений экспертов, с последующим согласованием).

В порядке завершения раздела по качеству учебных программ – небольшое пожелание в отношении обучения по программам магистратуры и докторантуры. -  Не следует спешить с запуском этого «конвейера», отложив это хотя бы на 3-4 года, чтобы накопить опыт профессиональной организации обучения в системе подготовки бакалавров. Потому что, как уже отмечалось в самом начале этого текста, таких специалистов сегодня готовить некому, и получится привычная профанация в виде массового производства дилетантов-магистров и т.п. 

В соответствии с концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года, назначение указанных форм послевузовского образования подготовка научных и научно-педагогических кадров. Имеется в виду, что со временем право преподавания в вузе будет иметь только специалист со степенью магистра или доктора. Однако научно-педагогическая подготовка вузовских кадров – дело для нас абсолютно новое. С обучением методологии научного исследования справиться будет не так сложно, а вот научной педагогики, как профессионально освоенной деятельности, в наших вузах не существует; ее еще только предстоит сформировать, в чем и состоит нынешний кризис образования.


2.         Качество  результатов  обучения

При оценке качества результатов образования (рейтинга), достигнутых  конкретным учебным заведением,   предлагаю применять три обобщенных критерия, выражающих степень действительной эффективности его деятельности: обеспечиваемый уровень академической подготовки выпускников (показатели: средний балл успеваемости выпускников; доводимость от приема до выпуска); сравнительный уровень  востребованности выпускников, как признание работодателями обеспечения высокой и гарантированной квалификации (показатели: динамика трудоустройства и уровня начальной заработной платы выпускников); престижность учебного заведения, как форма его общественного признания (показатели: конкурсность приема - сравнительный средний балл принятых на первый курс и его динамика; относительная численность набора на первый курс, в том числе – по грантам и кредитам и их динамика).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.