скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыСтатья: Образ матери и новый эталон

Злой, отрицательной бывала мачеха, а никак не родная мать. Какими бы оригиналами и выдумщиками ни были детские писатели и режиссеры, такое революционное новаторство им в голову не приходило. Причем для этого не требовались знания возрастной психологии или диплом культуролога. Все как-то без особых объяснений понимали, что отталкивающий образ матери в произведении для ребенка - это дикость и подрыв основ.

Даже когда в произведениях для подростков описывалось вполне естественное для этого возраста смятение чувств (в том числе и чувство, что близкие тебя не понимают, что ты им не нужен), писатели и режиссеры делали это тактично. Психологически верно передавая переживания юных героев, они не переходили запретную черту, за которой начинается провокация непочитания родителей и подросткового цинизма.

СБРОСЬ МАМУ С ПОЕЗДА

Трудно назвать конкретную дату или даже год, когда ситуация начала меняться. Классик социологии Питирим Сорокин в книге "Американская сексуальная революция", впервые увидевшей свет в 1956 году говорил о том, что в еще в XIX в. в европейской литературе "все больше внимания уделялось сточным канавам - таким местам как разрушенный дом вероломных родителей и нелюбимых детей, спальня проститутки, бордель "Canary Row", притон преступников, психиатрическое отделение больницы, клуб бесчестных политиков, уличная банда малолетних преступников, контора барышника, претенциозный особняк циничного финансового магната, переполненная ненавистью тюрьма, "трамвай "Желание", криминальный портовый район, зал заседаний продажного судьи, дебри скотобоен и мясоконсервных цехов. Эти и сотни подобных картин характерны для большой части современной западной литературы, которая все больше превращается в настоящий музей человеческой патологии".

Но все же до недавнего времени о систематической дискредитации образа матери в литературе, кино и других видах искусства речи не шло. Даже герои таких "прорывных" по своей грубости и цинизму произведений, как "Над пропастью во ржи" Дж.Сэлинджера (1957 г.) и "Заводной апельсин" Э.Берджесса (1962) не позволяли себе ругать своих матерей. "У моих предков, наверное, случилось бы по два инфаркта на брата, если б я стал болтать про их личные дела, - говорит Сэлинджеровский Колфилд, - Вообще-то они люди славные, я ничего не говорю, но обидчивые до чертиков."

В конце же 80-х - начале 90-х гг. что-то случилось. Процессы, о которых писал П.Сорокин, резко усугубились. Культура на глазах становилась все более деструктивной, табу отменялись одно за другим, святого оставалось все меньше и меньше. Не пощадили и образ матери. Сейчас можно, совершенно не напрягаясь, назвать достаточно большое количество произведений, в которых мать изображена существом, мягко говоря, малосимпатичным, а то и просто гадким, отталкивающим. Поскольку нынешнее молодое поколение явно предпочитает фильмы книгам, обратимся к кино- и видеопродукции. Тем более, что фильмы нередко бывают экранизациями нашумевших бестселлеров.

Истеричка - это, с позволения сказать, современный классический образ матери. Тут примеров не счесть. Фильмы "Нация прозака" (США/Германия, 2001) "Дикие сердцем" (США, 1990), "Глянец" (Россия, 2007) "Возвращение домой" (Филиппины, 2003), "Испанский английский" (США, 2004) , "Амели" (Франция, 2001) - список можно продолжать очень долго. В бельгийской картине "Мой сын для меня" (Франция-Бельгия, 2006) мать постоянно третирует сына, за что он в конце концов пыряет ее ножом.

Из дающей жизнь мать все чаще превращается в жизнь отбирающую. Внешне милая домохозяйка из "черной комедии" Джона Уотерса "Мамочка-маньячка убийца" (США, 1994) может убить человека из-за любого пустяка . В фильме Жанны Лабрюнь "Без единого вскрика" (Франция, 1992) матери удается так настроить сына против отца, что в конце концов он в угоду ей натравливает на родного папу собаку, и тот погибает. В "Мертвых дочерях" (Россия, 2007 г) сумасшедшая мать за одну ночь утопила трех своих маленьких дочерей. В фильме "Жена, мать, убийца" (США, 1991) героиня пробивается наверх из низов, не гнушаясь ничем. Ее жертвами становятся муж и дочь. Она отравила их, так как сочла, что они мешают ей достичь успеха. В фильме "Красная сирена" (Франция, 2002) дочь выдает мать-убийцу полиции.

Еще один образ - мать-дура (нередко в сочетании с истеричкой). Свежий пример - российский сериал "Счастливы вместе". Из отзывов зрителей: "Светка <мать семейства> - дурочка. Гена <отец> - реальный идиот! Семейка придурков". Кстати, американские "Семейка придурков"(Канада-США, 1995), а также "Семейка Адамс" (США, 1991), все герои которой занимаются черной магией (пусть и преподано это с юмором, в жанре "черной комедии"), тоже не способствуют поднятию престижа семьи и облагораживанию образа матери.

Образу современной матери может быть свойственна и половая распущенность. В "Острых каблуках" П. Альмодовара (1991) мать соглашается переспать с зятем, своим бывшим любовником. В "Новом парне моей мамы" (Германия/США, 2008) начинающий агент федеральной службы безопасности получает первое задание: следить за своей собственной матерью и ее любовником, которых подозревают в краже предметов искусства из национальных музеев. В фильме "Моя мать, я и моя мать" (Франция, 1999) родительница не только меняет мужчин, но и может разбудить свою дочь в пять утра, чтобы поделиться с ней впечатлениями о проведенной ночи. Мать Розетты из одноименного фильма (Франция-Бельгия, 2000) занимается проституцией за бутылку пива. А фильме "Моя мать", французской драме Кристофа Оноре, показанной в 2004 году на XXVI Международном кинофестивале в Москве, мать развратна настолько, что оказывается способна даже на инцест.

Осуждение родителей становится не только допустимым, оно возводится в ранг художественного приема. Фильм "Моя мать, я и моя мать" (1999) построен как рассказ от лица четырнадцатилетней девочки-подростка. Мать состоит из бесчисленных недостатков, которые постоянно раздражают дочь. Сериал "Абсолютно неправдоподобно" (2000) высмеивает мать – жертву моды, за которой наблюдает "чудовищно правильная дочь". В мультфильме "Агриппина" дочь поучает мать, а не наоборот. В фильме "Реквием по мечте" (США, 2000) сын считает мать выжившей из ума. Впрочем, Сара Голдфарб тоже не особо переживает из-за своего Гарри, а ведь он, между прочим, подсел на наркотики. Но у матери есть дела поважнее: ее собрались пригласить на любимую телепередачу, а она не влезает в красивое красное платье.

Впрочем, и материнская любовь, понятие, казалось бы, однозначно высокое, положительное, в современном искусстве дискредитируется, подается с обратным знаком. Делается акцент на "собственничестве" матери, ее "нарциссических злоупотреблениях". А с подачи психоаналитика Франсуазы Кушар, в последние два десятилетия на Западе стало модно говорить о "материнском захватничестве". Или, что в сущности то же самое, об "удушающей" материнской любви. О таком "захватничестве" - фильмы "Маленький человек Тейт" (США, 1991) , "Пианистка" (Франция 2001; дочь в этом фильме - ходячий каталог извращений, возникших из-за материнского диктата), "Почти знаменит" (США, 2000; правильная мать все запрещает детям, дочь сбегает из дому), "Замкнутый круг Кароль". Последняя картина особенно интересна тем, что мать главной героини Мари, в общем-то, не в чем упрекнуть. "Хотя и крайне редко, но в художественных произведениях авторы все же обращаются к весьма актуальной на сегодняшний день ситуации, когда дочь должна противостоять "совершенной" матери, - пишут об этом фильме известные французские психоаналитики К.Эльячефф и Н.Эйниш. - "Совершенной" в нашем случае означает внимательно слушающей и понимающей, разрешающей самостоятельность, не стремящейся установить определенные правила и ограничения для любой мелочи... Мать (Бюль Ожье) и ее дочь Мари (Лоранс Кот) живут вдвоем, без отца, который не упоминается даже намеком, - в доме нет ни одной его фотографии. Груз неразрешенных родительских проблем явным образом перекладывается на дочь, тем более, что ей не в чем всерьез упрекнуть свою всегда спокойную, уравновешенную, "идеальную" мать. Она терпеливо слушает, как Мари пробует свои силы в пении, заботится о ее пропитании, старается найти способы лишний раз порадовать дочь. Мать, не считая мелких бытовых упреков, не способна вступить в малейший конфликт с дочерью, которая с целью вывести мать из равновесия и услышать ее подлинный голос постоянно провоцирует мелкие и крупные неприятности, то приворовывая по мелочам в магазине, то теряя почту и т.п."

- Знаешь, чему бы я была по-настоящему рада? - спрашивает в какой-то момент свою маму Мари. И безжалостно заявляет: - Чтобы ты меньше меня любила!"

Короче, "сбрось маму с поезда!", как советует название популярной американской кинокомедии.

МАМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Несколько лет назад по московскому телевидению был показан сюжет режиссера Сергея Игнатова о том, какой образ женщины и матери формируют современные (преимущественно западные) мультфильмы. Зрительный ряд производил и до сих пор производит огромное впечатление. Вот уж поистине достаточно один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Просмотрев, по выражению автора, "километры пленки", съемочная бригада обнаружила любопытную закономерность: традиционный, привлекательный образ материнства представлен, в основном, в фильмах про животных. В человеческом же обличьи материнство, как правило, изображено нетрадиционно. Мамы либо слишком стары - такими в наших мультиках изображают бабушек, - либо непривлекательны. Они могут (как в сериале "Гуфи и его команда) быть изображены карикатурно и вести себя тупо и нелепо. Могут напоминать ведьм (или в действительности ими являться), отталкивать неприятным выражением лица, властностью, злобой. Ну, а в мини-эпизоде, мелькающем на какие-то доли секунды в мультфильме "Красавица и чудовище", совмещены чуть ли не все эти характеристики. Сознание не в состоянии уловить и отрефлексировать изображение, а подсознание улавливает. Авторы фильма дают зрителям возможность поподробнее рассмотреть раскадровку. Почему-то, ни к селу ни к городу рядом с прекрасной главной героиней возникает старая, некрасивая, бедно одетая женщина с перекошенным от злобы лицом. На руках она держит несколько орущих младенцев. Более неприглядный образ материнства трудно себе представить. Зато легко понять, какую установку получают дети при виде такой картинки: хочешь быть старой, бедной и некрасивой - будь многодетной матерью. Хочешь быть похожей на Красавицу (а кто ж из девчонок не захочет?) - тогда не рожай. В последние годы много написано о манипуляции сознанием. Полагаю, не надо долго объяснять, как опасно воздействие таких "скрытых" кадров на психику юных зрителей.

А во многих модных мультфильмах (напр., в "Корпорации монстров") мать просто не присутствует. В мультфильме "В поисках Немо" маму съедают в первых же кадрах. В "Истории игрушек" от матери - одни только ноги. Но и когда мама есть, вовсе не факт, что ее существование будет воспринято маленьким героем положительно. Малыш Стьюи из мультсериала "Гриффины" (цитирую экспертизу, проводившуюся по определению суда) "не нуждается в матери и пытается избавиться от "матриархального гнета"... По отношению к ней Стьюи испытывает сложный комплекс негативных чувств: отвращение, злобу, презрение, гадливость, в то же время мать - "вторая натура". Материнское молоко он называет отвратительным, его трясет и он вопит от злобы, когда Лоис (мать) целует его. В монологе любви-ненависти к матери Стьюи поет: "Ее могло бы и не быть, но я привык к ее чертам". Фотографии в альбоме малыша показывают, что это - не только слова. Вот затаившийся Стьюи целится в мать со шкафа; он же пытается ее отравить, задушить подушкой. Тень Стьюи с занесенным для удара ножом явственно обозначилась в ванной, где Лоис принимает душ... Бранные выражения - характерная черта образа малыша Стьюи. Их набор, посвященный матери в данной серии <"Гриффин - Президент школьного совета">: "Какого черта ты здесь стоишь?", "старая карга", "проклятая ведьма", "ведьма", "ненавижу тут и там", "соскучился как по клизме или летальной температуре", "не скучаю по этой выдре", "пусть она хоть в аду сгорит".

Но, пожалуй, пора переключиться с кино на литературу. В повести Жаклин Уилсон "Разрисованная мама", предназначенной для девочек от 9 до 14 лет и в 2000 году признанной лучшей детской книгой Англии, в образе матери присутствуют едва ли не все столь ценимые современным искусством качества. Мэриголд и алкоголичка, и тунеядка, и ворует чужие кредитные карточки, и водит к себе мужчин. Основной способ самовыражения Мэриголд - через моду (этакая ожившая кукла Братц, "девчонка со страстью к моде"). Причем, проявляется модничанье нелепо-экстравагантно: Мэриголд с ног до головы покрыта татуировками, сделанным по ее собственным эскизам. Как она признается дочерям, татуировки "заставляют ее чувствовать себя необыкновенной". К дочерям она относится наплевательски. Получив пособие, единственный источник существования для семьи, Мэриголд может потратить деньги на какую-то свою прихоть, нисколько не задумывась, будет ли детям завтра поесть. Эгоистичная, взбалмошная, упрямая, инфантильная, она нисколько не похожа на нормальную маму. Ее тринадцатилетняя дочь Стар вынуждена брать на себя материнские опекающие функции как по отношению к младшей сестренке Дол, так и по отношению к самой Мэриголд.

Другие мамы в повести тоже не подарок. Мать самой Мэриголд отказалась от нее. Мать мальчика, с которым удается подружиться Дол, тяжелая истеричка с выраженным комплексом "захватничества", и мальчик ждет – не дождется, когда сможет вырваться на свободу. От матери девочки Таши, с которой неуклюже пытается подружить дочку Мэриголд, за версту пахнет снобизмом. Единственный положительный персонаж в этом плане - тетушка Джейн, которой социальная служба передает на временное содержание Дол, когда Мэриголд попадает в психиатрическую больницу. Поскольку "Разрисованная мама" - произведение весьма коньюнктурное, я бы даже сказала, рецептурное, такое следование "линии партии" неудивительно.)

В другой широко разрекламированной книге, трилогии Ф. Пулмана "Темные начала" ("Северное сияние", "Чудесный нож" и "Янтарный телескоп"), удостоившейся множества престижных премий, мать Тони Макариоса "думает, что ему лет девять, но какой с нее спрос. Память у бедолаги никудышняя, да и пьет она сильно... Фамилию он носит греческую, но очень может быть, что это все мамашины фантазии... В ее одурманенной вином голове мысли о материнской любви не возникают, но уж если ласкается сынок, так она его не отпихивает. Если узнает, конечно. Пускай себе ласкается. Не чужой ведь".

Мать другого мальчика, Уилла, душевнобольная. А мать главной героини Лиры Белаква - сущее исчадие ада. Внешне прекрасная, обворожительная миссис Колтер хладнокровно заманивает в ловушку детей, которых затем используют в чудовищных экспериментах. Все в жизни миссис Колтер подчинено задаче достижения максимальной власти над людьми. Никаких человеческих чувств для нее не существует. С самого детства миссис Колтер "не проявляла ни капли сострадания, жалости или доброты, не рассчитав заранее выгоды, которой это должно было <для нее> отозваться". Она "мучила и убивала всех без промедления и раскаяния... предавала, плела интриги и наслаждалась своим предательством". У Лиры мать вполне естественно вызывает ужас и отвращение.

Правда, в конце концов миссис Колтер вдруг, неожиданно для себя, проникается к дочери любовью. Более того, она жертвует собой, спасая Лиру, но ее образ от этого не становится менее злодейским. Она нисколько не сожалеет о своих преступлениях, продолжает бороться с церковью и даже с самим Богом (вернее сказать, с его "регентом" Метатроном, поскольку Бог изображен в этом кощунственном произведении жалким, немощным стариком). То есть, в данном случае мать - уже персонаж откровенно демонический.

Что же касается матери всемирно известного Гарри Поттера, то она изображена безусловно положительно, с одной лишь "маленькой" поправкой: Лили (так зовут покойную маму Гарри) была ведьмой.

НОВЫЕ ЭТАЛОНЫ

Нельзя искажать образ, не посягая одновременно и на прообраз. Смена координат, искажение ценностей рано или поздно затрагивают не только внешние оболочки и глубинные смыслы. И что бы ни говорили авторы, все более очевидно, что современная масс-культура настойчиво старается не просто дискредитировать образ матери, но и посягает на его прообраз. Вместо Богоматери - дьяволица - таков вектор современной культуры (в том числе и предназначенной для детей!). Это делается еще не вполне открыто, последние слова не произнесены, но вышеупомянутые и неупомянутые - поскольку им несть числа - книги, фильмы, мультфильмы, а также многие рекламные изображения и персонажи компьютерных игр недвусмысленно характеризуют тенденцию.

А между тем, "любая жизнеспособная культура опирается на систему положительных ценностей. Кто бы с кем ни воевал, кто бы кому ни противостоял, но рост этноса становился возможным только на яркой пассионарной (по емкому определению Л.Н.Гумилева) позитивной идее. Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели - представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается". И "обязательный образ, на котором держится любая культура - это положительная женщина-МАТЬ" (Е.В. Безносюк, М.Л Князева "Психопатология современной культуры").

Разрушение таких обязательных, фундаментальных образов влечет за собой слом культуры. Пока окончательного обвала не произошло, поскольку нелегко за несколько десятилетий погубить то, что создавалось веками. Но "сопротивление материала" не беспредельно. Недавно проведенный опрос среди британских подростков показал, что для них лучший образ современной матери - Мардж Симпсон из популярного мультсериала. Для тех, кто не смотрел: это пародия на провинциальную американскую домохозяйку 50-х гг., персонаж довольно нелепый. Ее легко выделить в толпе по огромной прическе ярко-синего цвета, в которой она хранит различные предметы. Из-за прически рост Мардж больше 2, 5 метров. Однажды она пережгла свои волосы утюгом, и ей пришлось какое-то время побыть брюнеткой. В школьные годы Мардж активно занималась общественной работой (в частности, разоблачила работника столовой, плевавшего школьникам в суп), но по окончании школы вскоре забеременела и вышла замуж. Энергии Мардж хватает не только на семью. После того, как ей по ошибке увеличили грудь, она какое-то время работала моделью. Еще была учительницей начальных классов, актрисой, писателем, плотником и даже полицейским. Как гласит рекламный текст, Мардж "пытается научить людей нравственности, но ее попытки зачастую тщетны". Она "хочет, чтобы люди жили праведно и не грешили, однако в некоторых сериях нарушает свой образ жизни", потому что "даже ей становится скучно".

Среди прочих, в списке кандидаток на титул "идеальной матери" фигурировали и отнюдь не мультяшные героини современного шоу-бизнеса Виктория Бэкхем, Шэрон Осборн и Лиз Харли.

Так что, похоже, полного перевертыша ждать осталось недолго. Интересно, что сказала бы о результатах опроса, проведенного, кстати, по заказу благотворительной организации "Союз матерей" (Mothers' Union), писательница Вирджиния Вулф? В 30-е гг. прошлого века, борясь вместе с другими феминистками за права женщин, она ратовала за развенчание образа женщины-матери, а творческих дам вообще призывала "убить в себе домашнего ангела". Осталась бы она довольна плодами своих призывов или ее разочаровало бы столь буквальное воплощение мечты? Увы, ответа получить не удастся, поскольку, желая избавить мужа от страданий, связанных с ее помешательством, Вирджиния Вулф в 1941 году утопилась в реке Оус.

Ну, а ответ на отнюдь не риторический вопрос, что творится с душой ребенка, когда так искажается святой образ матери, и чем это чревато для семьи, в состоянии дать любой трезвомыслящий родитель.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.