Шпаргалка: Инновационная деятельность
- информация: новая научно-техническая, производственная, экономическая и коммерческая информация, новые базы данных, новая логистика потоков информации, новые системы связи;
- трудовые ресурсы: приобретение новых знаний сотрудниками, новые сотрудники, новые управляющие, новая социальная среда, новое движение кадров;
- финансы: новые задачи финансирования инновационного проекта, новые финансовые потоки.
III. Блок изменений в деловых процессах:
- процессы НИОКР: новые задачи, сжатие процессов во времени за счет запараллеливания;
- процессы производства: перераспределение работ между производственными звеньями в самом предприятии и заказов между субподрядчиками, подготовка к освоению новых технологий;
- процессы реализации: обновление сети реализации, новые маркетинговые функции, новые коммерческие задачи;
- процессы обслуживания: подготовка к оказанию новых услуг, новые клиенты.
IV. Блок изменений в системе управления:
- переход на проектное управление, новые процедуры принятия решений, обновление методов управления;
- обеспечение сочетания проектного, функционального и общего управления в организации.
V. Блок изменений в организационной структуре:
- новые функции: выявление новых производственных и управленческих функций;
- новые структурные звенья и уровни управления: создание новых звеньев инаделение их функциями;
- новые связи: оформление новых связей между звеньями по функциям;
- новые отношения: формирование нового состава прав и ответственности, их распределение по звеньям и уровням управления в соответствии с функциями и связями.
Инновационная программа
Состав мероприятий и локальных проектов, заключенных в инновационном проекте, после решения вопросов инвестирования формируют в виде плана, а чаще - инновационной программы. В программе данные мероприятия формулируются в виде работ со своими сроками, исполнителями и финансовыми затратами.
24. Инновационный потенциал: понятие и оценка
Инновационный потенциал организации - это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.
Подходы к оценке инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности.
Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:
1. частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
2. интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.
Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.
Детальный подход, детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:
1. дается описание системной нормативной модели состояния инновационного потенциала организации (его внутренней среды), т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметрам, которые обеспечиваю достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей;
2. устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам;
3. анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (значительно или незначительно несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;
4. составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению слабых сторон).
Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.
Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному как два внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.
Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:
1. должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;
2. необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части;
3. информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы.
Если в качестве диагностируемого элемента (блока) системы выступает элемент «кадры« в инновационной организации, то по состоянию этого элемента можно диагностировать состояние системы инноватора в целом. Диагностическими параметрами, характеризующими внешние проявления, будут входные и выходные (относительно системы инноватор) параметры. Это внешние параметры. Входные: численность специалистов, имеющих ученую степень, расходы на заработную плату и т.п. Выходные: продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и всего цикла, длительность выполнения проекта или программы); уровень, качество продукции, услуг проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. В качестве диагностических параметров используются также интегральные параметры эффективности использования ресурсов (интегральные не в смысле обобщения частных параметров, а в смысле эффективности: отношение входных параметров к выходным, т.е. отношение используемых ресурсов к полученным результатам). Например, производительность труда, себестоимость продукции. Если входные и выходные параметры - это абсолютные показатели, то интегральные - относительные.
Диагностические параметры могут быть локальными, указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными, указывающие на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков фирмы.
Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.
Внутреннее состояние системы описывается структурными параметрами. В свою очередь, структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные.
Ресурсные структурные параметры характеризуют:
- износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность;
- запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых);
- организационные средства (технологии, методов, организационной структуры).
Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использованию организационного потенциала, управляющему воздействию.
В части элемента «кадры» ресурсными параметрами будут: квалификация, сотрудничество, лояльность по отношению к фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива и т.п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных характеристик сотрудников и руководителей и др.
Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы.
Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:
- ведение каталога управляющих воздействий;
- ведение каталога ситуаций с состоянием среды;
- ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления;
- ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние;
- установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;
- наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;
- оценка структурных параметров;
- оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки потенциала организации.
Измерение инновационного потенциала. Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок, в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале:
5 - очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели - классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;
4 - хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения – сильная сторона;
3 - среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
2 - плохое состояние, требует серьезных изменений - классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
1 - очень плохое состояние, требует радикальных преобразований - очень слабая сторона.
25. Инновационный микро- и макроклимат, анализ и оценка
Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.
Структура внешней среды организации. В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду. В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.
Анализ и оценка инновационного макроклимата. Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на инновационные цели и стратегии, т.е. определение инновационного макроклимата.
При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов - территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер.
Известно, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно на внутреннюю среду организации.
В качестве дальнего окружения внешняя макро-среда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал организации.
Анализ и оценка инновационного микроклимата. Объект анализа - зоны микросреды. Предмет - их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, т.е. микросреда представляется совокупностью стратегических зон.
Анализ и оценка инновационного климата в целом. Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем, используя табл. 4.3. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по 5-балльной шкале:
5 - состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
4 - состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
3 - состояние данного компонента, параметра ненадежно - угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
2 - состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
1 - состояние данного компонента, параметра без всяких сомнений угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
26. Инновационная позиция, инновационная активность и сила организации
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутреннем внешней среды, т.е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-анализа - оперативный диагностический анализ среды организации.
Аббревиатура SWOT: S - сила, W - слабость, О - возможность, Т - угоза.
Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
I. Поле сила - возможности. Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант – нет необходимости что-либо изменять их чему-либо готовиться.
II.Поле сила - угрозы. Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
III.Поле слабость - угрозы. Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
IV.Поле слабость - возможности. Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации,
Фрагмент матрицы SWOT-анализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.
Инновационная позиция (ПОЗ), определяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).
Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:
Поз = Пот (Кл)1/2 ; Поз = 0,5 ( Пот + Кл ).
27. Источник инвестиций в инновации. Бюджетные ассигнования на развитие инновационной активности
Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения.
Очевидно, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, поскольку предприниматель имеет возможность получать сверх монопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.
В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.
Бюджетные ассигнования на развитие инновационной активности
Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9