скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: История экономических учений

Шпаргалка: История экономических учений

1.         Экономическая мысль Древнего Востока

Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.

Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.

Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

2. Экономическая мысль Древней Греции

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) - автор трактата "Домострой" - был сторонником рационального ведения хозяйства: разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; любой товар обладает полезными свойствами {потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство», а также «Законы». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. стремился устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" и "Никомаховой этике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на "среднего" гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба - говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее, Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

3. Фома Аквинский (1225 - 1274)

-монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что "обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям..." Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

4. Концепция меркантилизма. Основные направления политики меркантилизма

Меркантилизм (итал. - «купец, торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров). В меркантилизме, как экономической политике, различают два этапа. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя в середине XVI века (виднейшие представители У. Стаффорд в Англии, Г. Скаруффи в Италии). Поздний, развитый меркантилизм охватывает вторую половину XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими его представителями являлись Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Ранний меркантилизм представляет собой так называемую монетарную систему, развитый меркантилизм - мануфактурную или коммерческую систему. И тот, и другой решающее значение в экономике придавали деньгам, но вместе с тем по ряду вопросов они существенно расходились: во-первых, в методах и способах добывания и сохранения денег; во вторых, в отношении к деньгам. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», направленная на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Так, запрещался вывоз денег за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами. Купцов-экспортеров обязывали часть выручки от проданных товаров за границей привозить наличными деньгами. Иностранных купцов принуждали все деньги, полученные от торговли тратить на приобретение товаров национального производства. Это требовало значительного административного контроля со стороны государства за экономическими отношениями. Рост товарного хозяйства, расширение внешней торговли показали очевидную нецелесообразность данной экономической политики. Используя деньги для развития внешней торговли, можно было увеличить и запасы золота и серебра в государстве. На смену политике денежного баланса закономерно пришла политика торгового баланса (поздний или развитый меркантилизм). Сердцевину политики «системы торгового баланса» составляла идея о том, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Этой цели государство могло достичь двумя способами: во-первых, за счет вывоза готовых изделий из своей страны и запрещения ввоза предметов роскоши; во-вторых, при помощи посреднической торговли, в связи, с чем разрешался вывоз денег за границу. Главным принципом торговли выступал принцип: купи дешевле в одной стране, а продай дороже в другой. В целях обеспечения активного торгового баланса поздние меркантилисты апеллировали к институтам государства, которые должны были проводить политику протекционизма, предусматривающую обложение высокими таможенными пошлинами иностранных товаров и стимулирующую экспорт национальных товаров, что можно было осуществить путем насаждения мануфактуры, обладающей существенными преимуществами перед индивидуальным трудом ремесленников. Государство предоставляло мануфактурам привилегии и монопольные права, субсидии, экспортные премии, освобождало от налогов. Стимулировался приток иностранных специалистов, издавались законы с целью понижения заработной платы. Различным ограничениям подвергалось судоходство. Поощрялась спекуляция колониальными товарами (чай, кофе, ткани, пряности, табак и др.). (1)-ранний, (2)-поздний

Уровень внешней торговли: 1) Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характера; 2) Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер. Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса: 1) Установление максимально высоких цен на экспорт товаров; 2) Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей; 1) всемерное ограничение импорта товаров; 2) допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле; 1) запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства; 2) вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса. Позиции в области теории денег: 1) Преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность; 2) Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);;;1) устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма; 2) устанавливается система монометаллизма;;;1) констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств;; 2) констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;;;1) в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.; 2) из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения. Монетаристские позиции: 1) Доминирует идея «денежного баланса»; 2) Господствует положение о «торговом балансе».


5. Представители меркантилизма

А. Монкретьен (1575- 1621) - французский экономист. Главный труд - «Трактат политической экономии». Ввел в оборот термин «политическая экономия». Место, которое занимает Монкретьен в истории экономической науки, вероятно, является в большей степени результатом заглавия, чем содержания Политическая экономия. Никогда ранее слова "политический" и "экономия" не сочетались на титульном листе тома, претендующего на звание трактата, которое предполагает систематическое рассмотрение одной темы. Для одних это единственная заслуга Монкретьена, другие считают, что он был занят кропотливой работой отделения аналитической пшеницы от плевел фактических данных. Вклад Монкретьена в экономическую науку, даже если отчасти и испытывает недостаток в оригинальности, впервые вводит некоторые важные элементы того, что должно было послужить стандартом меркантилистского образа мышления. Монкретьен был первым, кто добавил (к внешним войнам) поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля. Политика - это одна из тех первых работ, которая в явном виде ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. Труд больше не находится под проклятием, но является одним из факторов политической стабильности, производительного труда и накопления богатства, - к такому логическому заключению пришел Монкретьен: "счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство - в работе". Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и "купцы" начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней. Из этого естественно вытекает заявление меркантилистов о необходимости помощи государства в повышении благосостояния наций. В первый раз, подчеркнув тесную взаимосвязь политики и экономики, именно Монкретьен окрестил политической экономией труд, включающий несложные доказательства, о том, как производится, распределяется и обменивается богатство нации, и которые систематически были изучены лишь полтора века спустя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.