скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Основные понятия экономики

Шпаргалка: Основные понятия экономики

Экономика как наука

«Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др. С точки зрения объекта исследования разделы экономической теории условно можно обозначить как «микроэкономика» и «макроэкономика». Микроэкономикой называется анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике (например, промышлен ной фирмы, семейной фермы и т.н.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики.

Экономические потребности, ресурсы и блага

В свою очередь экономическое благо это материальные и нематериальные предметы, точнее свойство этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности.

Ресурс - средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Ресурсы подразделяются на :- экономические (функционирующие) - потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот)

Экономические ресурсы включают:- природные ресурсы - трудовые (население в трудоспособном возрасте) - материальные (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства) - финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства) - информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта)

Эластичность спроса

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

·           Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);

·           Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

·           Консерватизм покупателей во вкусах;

·           Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);

·           Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

В зависимости от этих показателей различают:

·           Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

·           Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

·           Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

·           Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:

·           Значимость товара для бюджета семьи.

·           Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.

·           Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся вся продукция секондхенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, гнилые яблоки).

Рынок, система рынка и их разновидность

Рынок- это совокупность сделок купли и продажи товаров. Рынок в своем развитии прошел путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тыс. лет. Самое первое определение рынка - это площадь, публичное место купли продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок – это система отношений между продавцами и покупателями, т.е. это система отношений между предложением и спросом. Условия возникновения рынка: 1 Потребности людей, в товарах. 2 Ограниченность всех ресурсов производства- труда, земли и других материальных средств произ-ва. 3. Общественное разделение труда, которое повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. 4. Экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности - первоначально общинной, а затем частной. 5. Самостоятельность товаропроизводителей, его свобода как предпринимателей. Функции рынков:1 Информационная. Ее суть состоит в том, что рынок как компьютер собирает, перерабатывает и передает и выдает информацию в рамках экономической территории, которую он охватывает. 2. Посредническая. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга. 3.Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как произ-ть? Для кого про-ть?4. Ценообразующая функция. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные цены, кот-ые отражают и потребности покупателя.5. Стимулирующая. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает товаропроиз-ля экономить свои индивид-ые затраты и представлять рынку товары, которые нужны покупателю.6. Созидательно-разрушительная. Рынок обеспечивает изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Яркий и наглядный пример тому - перестройка хозяйства в России.7. Оздоровительная функция (очистка рынка от не конкурентноспособных производителей) 8. Дифференцирующая. Рынок обогащает одних товаропроизводителей и разоряет других.

Существует 2 рода связи между агентами рынка: Рыночную сделку можно рассматривать с экономической стороны, ввиде акта товарно-денежного обращения. Экономический интерес продавца состоит в том, чтобы обменять товар на соответствующую сумму денег, а покупателя- в приобретении за деньги нужной ему полезной вещи.И с юридической стороны рыночная сделка означает действие граждан и юридических лиц, принимающие форму договора купли- продажи.Существуют рынки: местные(рынок в пределах села, города), национальные, мировой. С точки зрения экономистов бывает рынок ресурсов и потребительских товаров. В свою очередь они подразделяются на потребительский рынок, рынок средств производства, рынок земли, недвижимости, рабочей силы, услуг, валютный, страховой, информации.

Деньги, функции денег

Сущность и функции денег. В современной экономической теории выделяются следующие 4 функции денег:1. Средство обращения, когда деньги используются для покупки товаров и услуг. Деньги здесь выступают как техническое средство, благодаря которому осуществляется обмен товаров и услуг. Как средство обращения деньги абсолютно ликвидны, т.е. быстро реализуемы в экономической жизни.2. Мера стоимости, когда деньги используются в качестве единицы или масштаба измерения относительных цен разнородных товаров и услуг. Деньги используются как счётная единица для оценки товаров, услуг, активов. Ценность товаров выражается в ценах, а цены измеряются посредством денег.3. Средство сбережения. Как наиболее ликвидное имущество деньги являются очень удобной формой хранения богатства; деньги изымаются из обращения и выступают как средство сбережения. На ранних ступенях развития товарного хозяйства подобное изъятие денег из обращения превращало их в клад, сокровище.4. Средство платежа. В данной функции деньги, прежде всего, обслуживают кредитные отношения и выступают как средство обмена, а также как мера ценности. Деньги как средство платежа функционируют при продаже товаров в кредит и вне сферы товарного обращения.


Предпринимательство

Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство. Источниками стартового капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть: займы (долговое финансирование - в банке или у знакомых), безвозмездная помощь (гранты или субсидии), инвестиции (венчурных фондов или бизнес-ангелов[1] - долевое финансирование). Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные и общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы. Тем не менее, предпринимательство - нелегкое занятие, и большинство новых предприятий терпит крах.

Полное товарищество и товарищество на вере

Среди видов хозяйственных товариществ различают полное товарищество и товарищество на вере. Под полным товариществом понимается коммерческая организация, созданная в результате объединения лиц и их имущества на основе заключенного между ними договора о совместной предпринимательской деятельности, участники которого несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Товарищество на вере - это коммерческая организация, созданная в результате объединения лиц и их имущества на основе договора о совместной предпринимательской деятельности, в которой одни участники (полные товарищи) отвечают по е обязательствам своим имуществом, а другие (вкладчики) по обязательствам этой организации не отвечают. На практике оба вида товариществ встречаются крайне редко. Большинство предпринимателей предпочитают создавать общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Общество с ограниченной ответственностью

Среди хозяйственных обществ наиболее распространены общества с ограниченной ответственностью (ООО). Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, созданная в результате объединения имущества несколькими лицами, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют доли в её уставном капитале.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО), обладающее теми же признаками, что и ООО, за некоторыми исключениями. Участники ОДО отвечают по обязательствам общества, но не всем своим имуществом, а только какой-то его частью, при этом в одинаковом для всех кратном размере к сумме внесенного вклада. Например, в уставе написано, что участники ОДО отвечают в двукратном размере. Это означает, что если участник внес вклад в размере 100 тыс. рублей, то в случае, если имущества ОДО не хватает для расчетов с кредиторами, он несет максимум ответственности в 200 тыс. рублей. Фактически ОДО – переходная форма от товарищества полного к обществу как хозяйственной организации.

Различают два вида АО - открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО).

Открытое акционерное общество

ОАО характеризуется тем, что:

·           Его участники могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то есть это общество открыто для любого участника гражданского оборота. Любой участник гражданского оборота может приобрести акции АО, здесь нет никаких ограничений. В то же время любой акционер в любое время может продать свои акции любому субъекту гражданского права;

·           ОАО может производить открытую подписку на акции по следующему алгоритму: образуется АО, объявляется и регистрируется выпуск акций и любой может их приобрести на бирже;

·           Число акционеров ОАО не ограничено.

Закрытое акционерное общество

ЗАО характеризуется тем, что:

·           Отчуждение акций акционерам ЗАО ограничено преимущественным правом покупки другими акционерами. Аналогично процедуре отчуждения долей в ООО, необходимо сначала предложить акции другим акционерам, и только если они откажутся, можно продавать акции третьему лицу;

·           Акции в ЗАО распределяются среди ограниченного числа участников, между конкретными лицами, а не продаются на бирже;

·           Число акционеров в ЗАО не должно превышать 50.

Менеджмент

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент - это не столько умение аналитически решать поставленные задачи, сколько умение работать с людьми, получать от них максимальный результат

Менеджмент - это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Маркетинг

·           «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (основатель теории маркетинга Филипп Котлер)

·           «Маркетинг - это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности» (Филипп Котлер)[3].

·           «Маркетинг - это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.» (Американская ассоциация маркетинга (AMA))[4]

·           «Маркетинг - система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций; реклама является лишь одним из факторов процесса маркетинга.»[5]

Собственность

Отношения по поводу собственности на факторы производства (средства, предметы труда, информационные и интеллектуальные ресурсы, землю и рабочую силу) всегда играли важную роль в организации и социально-экономическом характере производства. При рассмотрении отношений собственности нужно выделить: 1) юридические (правовые) отношения собственности; 2) экономические отношения собственности. Юридические отношения собственности характеризуют отношение субъектов - граждан и государства к объектам собственности (имуществу). Юридические правомочия собственника определяются, как право по своему усмотрению владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства) и распоряжаться имуществом, т.е. определять его юридическую судьбу, например, продавать, обменивать, дарить, оставлять по наследству, отдавать в залог, аренду и т.п. Виды правоотношений собственности зависят от того, кто является субъектом собственности: а) субъекты собственности - граждане. Среди граждан, как субъектов собственности, преобладающими являются имущественные отношения, которые регулируются гражданским (частным) правом. Отсюда и собственность граждан получила название частной собственности. В связи с тем, что граждане осуществляют свои полномочия как собственники в разных формах, например, предпринимательские, общественно-политические, религиозные объединения граждан, то все эти формы регулируются частным или гражданским правом. б) субъект собственности - государство. Имущество, в отношении которого правомочия собственника осуществляют государственные органы (например, Госкомимущество РФ), определяется как государственная собственность, если местные органы государственной власти - то собственность определяется как муниципальная (в городах, районах РФ). Экономические отношения собственности характеризуют отношения между участниками производства по поводу использования его факторов. Характер экономических отношений собственности определяется направленностью использования дохода от собственности. Если производство осуществляется в интересах частных лиц, то по поводу производства товара складывается и форма экономических отношений частной собственности и представлено частное присвоение. Если производство осуществляется в интересах группы, то речь идет об экономических отношениях группового (коллективного) присвоения. Если производство функционирует в интересах общества, то представлены экономические отношения общественной собственности и общественное присвоение. В свою очередь экономические отношения коллективной собственности по отношению к частной выступают как форма общественной собственности, а по отношению к общественному присвоению - как частные. Экономические отношения собственности во всей системе производственных отношений занимают главное место, определяя этим их характер, сущностное содержание. Правовые отношения собственности и экономические отношения собственности тесно связаны между собой, сосуществуют первые - в законах и иных нормативных актах, вторые - складываются между участниками производства. В то же время правовые и экономические отношения собственности обладают и самостоятельным движением, поэтому недопустимо напрямую выводить первые из вторых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.