Шпаргалка: Основы экономики предприятия
Шпаргалка: Основы экономики предприятия
«ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
1. Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели
2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия
3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
4. Государственное регулирование экономики: цели, функции, условия и предпосылки государственного вмешательства
5. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы)
6. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, АО)
7. Классификация, структура и значение инвестиций
8. Финансирование и планирование капитальных вложений
9. Методы экономического обоснования капитальных вложений и инвестиций
10. Производственная программа предприятия
11. Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и структура (ОПФ, непроизводственные ОФ, активные, пассивные, производственная структура, технологическая, возрастная)
12. Виды стоимостных оценок основных средств. (Первоначальная, восстановительная, остаточная)
13. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износ основных фондов
14. Производственная мощность предприятия, методика расчета
15. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
16. Оборотные средства. Показатели уровня использования оборотных средств
17. Классификация (по элементам) и нормирование оборотных средств
18. Кадры предприятия, их классификация и структура
19. Производительность труда: сущность и методы ее измерения
20. Факторы и резервы роста производительности труда
21. Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления
22. Тарифная система, ее назначение и основные элементы. Бестарифная система оплаты труда
23. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
24. Поэлементная классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции (основные, текущие и т.д.)
25. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции (калькуляционная)
26. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
27. Планирование себестоимости продукции на предприятии
28. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
29. Прибыль предприятия
30. Сущность налогов и принципы налогообложения
31. Федеральные налоги с юридических лиц (НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы)
32. Сущность и функции цены как экономической категории
33. Виды цен и их классификация
34. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая политика
35. Этапы и методы установления цен на продукцию
36. Критерии финансового состояния предприятия
37. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчета (показатели платежеспособности и деловой активности)
38. Показатели финансовой устойчивости и рентабельности, методика их расчета
39. Способы нормирования оборотных средств
40. Принцип и методы планирования на предприятии
1. Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общих потребностей и получения прибыли.
Главной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли. Для этого предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию и обновлять ее.
2) рационально использовать производственные ресурсы.
3) разрабатывать стратегию поведения предпр-я
4) обеспечивать конкурентоспособность предр-я
2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование
предприятия
1) в зависимости от направления действия: позитивные(благотворно влияющие на деят-ть предприятия) и негативные.
2) в зависимости от места возникновения: внутренние(н-р мотивация работников) и внешние.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления(ухудшение горно-геологических усл-й). Субъективные – полностью зависит от субъекта управления.
Внешние факторы: связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка; изменение полит.обстановки; инфляционные процессы.
3. Механизмы государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность
1) фискальная политика. Регул-е гос.бюджетом и налогооблажением с целью стабилизации и оживления эк-ки.
2) кредитно-денежная политика. Упр-е гос-м банковским %, ден-й массой и кредитами.
3) антимонопольная политика
4) ценообразование
5) инвестиционная политика. Воздействие на темпы объема производства, ускорение НТП
6) инновационная политика
7) амортизационная политика. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, гос-во тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и скорость обновления основных фондов.
8) социальная политика
4. Государственное регулирование экономики: цели, функции, условия и предпосылки государственного вмешательства
Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от гос.политики. Своими действиями гос-во может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Прерогативой гос-ва явл-ся и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.
Функции:
1) создание правовой основы
2) обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность
3) стабилизация эк-ки. Если гос-во не будет добиваться стабилизации эк-ки, то это самым существенным образов и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деят-ть, экономику страны в целом, социальную обстановку и друге процессы.
4) обеспечение соц.защиты и соц.гарантий.
5) защита конкуренции
6) разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы.
5. Организационно-правовые формы хозяйствования юрид.лиц, их
сущ-ть и особенности (гос . и муницип. унитарные предприятия,
производственные кооперативы)
Производственные кооперативы. Производственный кооператив – это объединение лиц для совместной производственной и хозяйственной деятельности на основе личного участия. Распределение дохода осуществляется пропорционально трудовому участию. Минимальное количество человек – 5. Ответственность – общая в пределах паевого капитала.
Унитарное предприятие. Унитарное предприятие – это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, в котором все сотрудники – наемные. Делятся на два типа:— Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения: государство отвечает по долгам и обязательствам предприятия.— Унитарное предприятие на праве оперативного управления: (казенные предприятия) могут принадлежать только государству, разрешается лишь оперативно управлять, но не заниматься хозяйственной деятельностью (прим. оборонная промышленность).
6. Организационно-правовые формы хозяйствования юрид.лиц, их
сущ-ть и особенности (общества с огран-й и доп. ответств., АО)
ООО – Общество с ограниченной ответственностью: Ответственность участников ограничена только размером вклада в уставной капитал. Минимальный уставной капитал – 100 МРОТ. Количество участников не ограничено.
ОДО – Общество с дополнительной ответственностью: отвечают по обязательствам общества своим имуществом пропорционально внесенному капиталу.
АО: Уставной капитал разделен на равные доли – акции. Уставной капитал – не менее 1000 МРОТ. Одно лицо может организовать АО. АО становится СП, если доля иностранного капитала превосходит 12%. Виды АО:— ЗАО: Акции продаются по согласию большинства акционеров. Если количество участников ЗАО превосходит 50 человек, то оно автоматически преобразуется в ОАО.— ОАО: акции общества продаются свободно
7. Классификация, структура и значение инвестиций
Под инвестициями поним-ся денежные средства гос-ва, предприятий и физ. лиц направляемые на создание и обновление основ-х фондов, расширение действующих производственных мощностей(реальные инвестиции), а также приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов(портфельные инвестиции).
Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в обшей сметной стоимости.
Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов.
Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и народного хозяйства в целом.
Под территориальной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей совокупности по отдельным экономическим районам, областям, краям и республикам РФ.
Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являются основой для:
• систематического обновления основных производственных фондов предприятия и осуществления политики расширенного воспроизводства;
• ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;
• структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
• создания необходимой сырьевой базы промышленности;
• гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;
• смягчения или решения проблемы безработицы;
• охраны природной среды и достижения других целей.
8. Финансирование и планирование капитальных вложений
Различают два способа финансирования капитальных вложений: централизованный и децентрализованный. При централизованном способе источником финансирования капитальных вложений являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и др.; при децентрализованном — это в основном источники предприятий и индивидуальных застройщиков.
На предприятии основными источниками финансирования являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления; средства, полученные от выпуска и продажи акций; кредиты коммерческих банков; источники и вышестоящих организаций; средства иностранных инвесторов и др. Но основными источниками финансирования капитальных вложений на предприятии являются прибыль, направляемая предприятием на накопление, и амортизационные отчисления.
Планирование инвестиций на предприятии — это очень важный и сложный процесс. Сложность этого процесса заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций.
В общем виде план инвестиций на предприятии состоит из двух разделов: плана портфельных инвестиций и плана реальных инвестиций (капитальных вложений):
план портфельных инвестиций — это план приобретения и реализации предприятием акций, облигаций и других ценных бумаг; план реальных инвестиций — это план инвестиций на производственное и непроизводственное развитие предприятия.
9. Методы экономического обоснования капитальных вложений и
инвестиций
Первый метод связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предприниматель заинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара, только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенный период составит не менее величины вложения инвестиций.
Для расчета прибыльности вложений используют понятие дисконтная стоимость:
ДС=Пn/(1+r)n, П – предполагаемый доход, r-ставка дисконта.
Метод определения сравнительной эффективности кап.вложений: основан на сравнении приведенных затрат по вариантам. Согласно этой методике эк-ки целесообразно считается тот вариант кот-й обеспеч-т минимум приведенных затрат.
Зi=Ci+Ki*Eн
Ci – себестоимость прод-ции, Ki – кап.вложения
10. Производственная программа предприятия
Производственная программа предприятия - (объединения) представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции, установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребности народного хозяйства.
Разработка производственной программы начинается обычно с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги проблемы имени ого характера и т.п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальным потребителям. Это предрешает необходимость начинать составление производственной программы с расчета номенклатуры, количества и объема реализуемой продукции.
В плане реализации продукции предприятия (объединения) устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также сумма выручки и прибыли от реализации продукции.
Основными источниками для составления плана реализации продукции являются: централизованное задание по поставке важнейших видов продукции, портфель заказов и заключенные на этой основе хозяйственные договора по поставкам; нормативные и отчетные данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и конец планового года; оптовые цены и себестоимость (отчетная и плановая) изделий, подлежащих реализации. План реализации продукции разрабатывается в натуральном и ценностном выражении.
Чтобы осуществить анализ и прогнозирование последствий изменения рыночных условий, необходимо построить кривые спроса и предложения.
11. Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и
структура (ОПФ, непроизводственные ОФ, активные, пассивные,
производственная структура, технологическая, возрастная)
Основные фонды — это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.
В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства они подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.
Производственные основные фонды функционируют в сфере мат-го произв-ва, неоднократно участвуют в процессе произв-ва, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на производимый продукт по частям по мере исп-я. Пополняются они за счет кап.вложений.
Непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслуживания, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от произв-х непроизводств-е фонды не участвуют в процессе произв-ва и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается. Воспроизводятся они за счет национального дохода.
Основные производственные фонды — материально-техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества.
По действующей видовой классификации основные производственные фонды предприятий делятся на следующие группы: 1)земельные участки и объекты природопользования, принадлежащие предприятию на правах собственности 2)здания (производственно-технические, служебные и др.); 3) сооружения (инженерно-строительные объекты, обслуживающие производство); 4) передаточные устройства (электросети, теплосети); 5) машины и оборудование; 6) измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование; 7) вычислительная техника; 8) транспортные средства (внутри- и внепроизводственные); 9) инструменты и приспособления стоимостью свыше 50 минимальных размеров оплаты труда; 10) производственный и хозяйственный инвентарь; 11) внутрихозяйственные дороги; 12) капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные здания, помещения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным фондам.