скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Понятие и сущность политологии

Шпаргалка: Понятие и сущность политологии

1. Предмет политологии, ее функции

Политика важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире политика охватывает все сферы жизни.

Политика (греч) = искусство управлять гражданами или государством.

Политика это сфера деятельности (а не наука!), связанная с отношениями между большими социальными группами (классами), нациями, государствами по поводу установления, использования и удержания политической власти в целях реализации их интересов и потребностей.

Политология это наука о политике. Она оформилась только в конце 40-х годов ХХ века.

В России процесс становления политологии шел с трудом, ее считали лженаукой.

Политология состоит из 4-х частей: политическая философия, учение об институтах, политическая социология и международная политика.

Политология имеет свой объект и предмет.

Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть, политические события, прогнозы и т.д.

Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, эволюции политического процесса.

Функции политологии:

- теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике);

- методологическая (раскрывает закономерности политики);

- регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди знают о политике, настолько корректно их политическое поведение);

- воспитательная;

- аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности);

- мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации);

- прогностическая (дает прогноз развития ситуации).Политология предст. собой науку о политике и ее взаимот. с чел. и об-вом. Сост. частями предмета п.науки явл. пол. сознание и культура, п. институты(гос-во, партии), субъекты пол.(личность, заинтер. группы, элиты, лидеры), п. процесс и внутригос. и межд. п. отношения. Необходимо отметить, что в силу различ. причин традиционно главным объектом изуч. пол. науки были гос-во, его устройство и деятельность, а также др. пол. орган.

функции и методы политологии

1.         Описательная

2.         Аналитическая выявление законов действующих в пол

3.         Прогнозтическая

4.         Институциональная выработка тез решений, действий, технологий, кот помогут достичь поставленной цели.

5.         Воспитательная

Идеологическая

2. Экономика и политика: проблемы взаимодействия

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: - организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

- система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне. В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен. Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики. Центральная проблема в формировании соответствующих условий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти. Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения — важнейшая задача политической власти. Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства. Взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики. Поэтому правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

3.Политическая социализация

Политическая социализация – это процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры общества.

Политическая социализация – целенаправленное внедрение политических ценностей, навыков, идеалов и это вся система политического обучения.

В отличие от социализации вообще, в политической социализации выделяют следующие этапы:

1). Раняя (от рождения до школы). Формируется определенный политический мир ребенка.

2). Обучение (школа, техникум, ПТУ, ВУЗ (очный)).

К 11-13 годам происходит наиболее значительное политическое развитие ребенка.

К 18 годам формируется собственное политическое «Я».

К 20-30 годам происходит идентификация с политическими партиями и движениями.

3). Социальная зрелость (от момента прекращения обучения до пенсии).

4). Завершение жизненного цикла (от прекращения трудовой деятельности до смерти).

 Факторы, влияющие на политическую социализацию:

-           характер и тип государственного устройства;

-           политический режим;

-           различные политические институты (партии, организации, движения и т.д.);

-           национальные традиции;

-           биопсихические особенности человека (темперамент, интеллект, воля);

-           социальный опыт;

-           социальный статус (чем он прочнее, тем прочнее политическая ориентация).

Типы политической социализации:

1.         Гармонический – предполагает психологически нормальное отношение к власти, государству и т.д.;

2.         Гегемонистский – предполагает, что человек считает существующую политическую систему единственно верной;

3.         Плюралистический – предполагает возможность изменения политической ориентации;

4.         Конфликтный – человек очень четко осознает свою причастность к какой-либо группе и считает своей целью борьбу за интересы этой группы4

5.         Конъюнктурный – беспринципность, следование за ситуацией.

Политические взгляды зависят от политической ситуации в стране.

4. Политическая система, структура, типы

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и форм взаимодействия между ними. Система – это то, что отвечает след признакам:

1.- Любая система имеет несколько составляющих элементов.

2.- Элементы взаимосвязаны между собой.

3.- Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов:

- граждане, соц общности, пол институты --- власть --- интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность.

Полит система способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.

Под системы:

1.         институциональная различные организации, институты.

2.         Нормативная правовые и моральные нормы, традиции, а так же полит культура в целом.

3.         Функциональная способы, методы рабочей системы, полит режим

4.         Коммуникативная формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами.

Структура политической системы включает в себя 5 подсистем:

1.         институциональная подсистема (т.е. организации и учреждения)

-      государство;

-      политическая инфраструктура (политическая партия, общеполитические движения и организации, лоббистские группы);

-      средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);

-      церковь;

2.         нормативная подсистема

-      политические и правовые нормы (Конституция, уставы, кодексы);

-      моральные нормы;

3.         идеологическая подсистема (совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств);

4.         коммуникативная подсистема (политические отношения, т.е. отношения между классами, социальными группами, нациями, партиями по поводу власти);

5.         культурная подсистема (комплекс типичных для данного общества политических стереотипов, ценностей и поведения).

Функции политической системы:

1.         определение целей, путей развития общества;

2.         организация деятельности общества;

3.         распределение материально-духовных ценностей;

4.         интеграция общества;

5.         разработка правил и законов поведения людей;

6.         обеспечение стабильности политического строя;

7.         приобщение граждан к политике.

В соответствии с политическим режимом политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические).Политический режим – это система присущих данному типу государства способов и методов осуществления власти. . «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период». Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д.

Типология авторитарных режимов:

Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.

Демократический режим. Характерные черты: наличие выборных органов, которые имеют право на издание общегосударственных законов и выбираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании (наличие всеобщего избирательного права); действует принцип разделения властей; существует многопартийная система; деятельность партий – на конкурентной основе в рамках основного закона страны; признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства; возможность реализации и выражения различных общественных интересов (гарантированный доступ к политическим институтам).

5. Современная политическая система в России

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали.

Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались. В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. В современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и созда-ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе-ма разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и "непримиримая"; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Ввиду неэффективности российской власти растет чис-ло сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую сис-тему путем перераспределения полномочий в пользу Госу-дарственной Думы, правительства и премьера. Независи-мо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права фор-мирования правительства и контроля за его деятельностью. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.