скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: История философии

4)   период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей

5)   неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенном до представления о Едином – Благе

Проблемой Космоса занимались не только натурфилософы, в частности милетцы, но и Платон, и Аристотель, и

Плотин.

Характерные черты античной философии:

1.       Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос. Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса), => возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

2.    Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.

3.    Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.

4.    Античная философия многого достигла на понятийном уровне – концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности – это преимущественно логика общих имен, понятий.

5.    Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью. Можно спорить о том, в какой степени им это удалось.

7. Учение Демокрита. Понятия атома и пустоты

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойства!, вещей – их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц – весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. – Левкип. (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Продолжатель А. – Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в страна; востока. Имеются труды Демокрита, охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб демократии.

Исходное положение А. системы – существование атомов и пустоты, образующих своим бесконечным! многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения; является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Тш атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствах наблюдениями и размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности «лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существует только атомы и пустота.» Однако Демокрит не отрицает реальность воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причин. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Атомы суть всевозможных малых тел, не имеющие качеств, пустота же место, в котором все эти тела, J течении всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга i отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из ню следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

А. учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводите; к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душ; не бессмертна.

Основа познания – ощущения. От вещей отделяются «видики» материальные формы вещей, ош несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если порь соответствуют но величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущениях возникает образ предмета соответствующий самому предмету. Таким образом, уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства веществ постигаются умом, и это познавание также может быть достоверным.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда. Этические воззрения – разумное наслаждение жизньк состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга мерой во всем… Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

ЭПИКУР, (341–270 днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основа; школу «Сад Эпикура». Главная задача философии – создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, которое человек занимает i мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем истинно. Ошибки возникают от неправильно! оценки того, что мы ощущаем На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах Восприятие – единственный критерий истинности, оно есть критика и для заключений о таких вещах, которых непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом противоречии < данными восприятиями.

Эпикур принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимое?! всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамка? необходимости должен быть указан путь к свободе.

У Демокрита движение атомов в пустоте вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение обусловлено внутренним свойством атомов – их тяжестью, которая наряду с их формой положением и порядком становится важным объектом определением атома. Количество форм атомо) ограничено, так как атом не может обладать большой тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольш отклоняться на небольшой угол и таким образом переходить с прямолинейных путей движения hi криволинейные. Это является необходимым условием свободы человека.

Критерий счастья – удовольствие. Благо то, что порождает удовольствие. Зло то, что порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути страха перед богами, смертью и загробным миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а Душа смертна.

Освобождение от страхов открывает путь к счастью. 3 типа удовольствия:

1.    природные и необходимые для жизни;

2.    природные, но для жизни не необходимые;

3.    не необходимые для жизни и не природные.

Он стремится только к первым и воздерживается от остальных. Результат такого воздержания – полна; невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье.

8. Софисты. Сократ и сократические школы

Философское движение эпохи зрелых рабов - демократий. (У – VI в. д.н.э.)

В V в. д.н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей становились учителями риторики, политических знаний… Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть «софистами» т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказательствам предвзятой цели, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Такая характеристика опиралась на то, что новые учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерным для всех представителей софизма является тезис об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существуют, что они не существуют».

Старшая группа: Протагор (481 – 411 д.н.э.), Горгий, Гиппий и Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Георгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в вопросах права и общеполитических вопросах.

Младшие софисты. (VI в.д.н.э.) В их учениях особенно выделяются этические и социальные идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (Знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Фрашмах расространил учение об относительности всякого знания на социально-этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному.

СОКРАТ. Афинянин (469–399 д.н.э.). Сократ собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть которых оказалась врагами рабовладельческой демократии. Это, а также выступления самого Сократа против демократического строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана, а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Философия по Сократу – учение о том как следует жить. Сократ выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания познание самого себя, (самопознание)

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, таким образом знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.

В этике Сократа отождествляется добродетель со знанием. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость – совершенное знание.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. Благо человека – это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в настоящий момент. Основатель этой ветви Геродот – облагораживал эти принципы, считая, что человек должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист: «ради наслаждения все средства хороши». Гигезий: «наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в наслаждении, которое так трудно получить, то стоит ли жить?»

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанностей к удовольствиям связывающим человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существует. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили добродетель Сократа с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Существует только необходимое, возможности нет.

9. Философия Платона («Федон», «Софист», «Пир»; Федр, Псавний, Эриксимах, Аристофан, Агафон, Сократ)

До конца V в. д.н.э. основным типом древнегреческой философии был материализм.

Платон (427–347 д.н.э.). Афинянин, был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах южной Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387 г. он вернулся в Афины и основал школу (академия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.