скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Основные положения аудита

Учебное пособие: Основные положения аудита

1.         Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей систему учета на предприятии.

В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются:

-           в установленные сроки производить расчеты с персоналом по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки),

-           своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования,

-           собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, Пенсионным фондом и фондом занятости.

Цель аудита учета труда и заработной платы – основываясь на действующих нормативно - правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при аудите расчетов учета труда и заработной платы, относятся следующие:

1.         соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

2.         учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;

3.         учет и начисление повременных и прочих видов оплат;

4.         расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;

5.         аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);

6.         сводные расчеты по заработной плате;

7.         расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;

8.         расчеты по депонированной заработной плате.

Объектами аудита учета труда и заработной платы являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность.

Источниками информации, т.е. объектами аудита по учету труда и заработной платы являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

ü   Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) – составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок.

ü   Личная карточка (ф. №Т-2) – заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.),

ü   Приказ о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) – применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.

ü   Приказ о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.


2.         Аудит износа и амортизации долгосрочных активов

Износ представляет собой потерю потребительских свойств как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов основные средства постепенно утрачивают свои потребительские свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции по каким-либо техническим причинам или в силу экономической невыгодности. Фактически изношенные основные средства можно частично восстановить, производя их ремонт, реконструкцию или модернизацию. Однако приходит время, когда затраты на ремонт не окупаются и становятся бесполезными.

Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные средства по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию уступают своим новейшим «собратьям». Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно производить на более современной технике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные средства, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами. При этом физический износ не является главным фактором. В современной экономике необходимость замены определяется моральным износом, экономическими факторами. Экономическим выражением процесса физического и (или) морального износа является процесс амортизации. Механизм (процесс) постепенного переноса стоимости основных средств на готовый продукт и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесс накопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета.

Организации при принятии объекта к бухгалтерскому учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления. Амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно.

Норма амортизации - доля (в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников.

Методика начисления амортизации

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Годовые нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока эксплуатации объекта у одного балансодержателя или собственника совпадают.

3.         Аудит кассовых операций

В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Учредители предприятий, вышестоящие организации (в случае их наличия), а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров.

Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством

Последовательность работ при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита денежных средств.

На ознакомительном этапе изучаются открытые организацией расчетные и специальные счета.

Основной этап заключается в проведении анализа операций, совершенных в отчетном периоде и осуществленных на основании выписок банка с расчетных счетов за проверяемые месяцы, предоставляемых к проверке в полном объеме. При проверке операций по расчетному счету необходимо ответить на следующие основные вопросы:

- в полном ли объеме имеются договоры банковского обслуживания;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету;

- своевременно ли отражаются операции по движению денежных средств на расчетном счете в регистрах синтетического учета;

- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественны ли записи в учетных регистрах и в выписках банка.

Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки банковских операций, являются:

- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;

- отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций;

- перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;

4.         Аудит денежных средств в банке и других счетах

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

Для управления процессами денежного обращения, в экономике необходимо располагать оперативной и достоверной информацией о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций.

Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Операции, связанные с движением денежных средств, должны проверяться сплошным методом.

При ревизии операций с денежными средствами используется нормативно-справочная информация. Источником информации является такая фактографическая информация: первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность, а также информация, полученная аудиторами в процессе аудита.

Нормативно-правовые акты, регулирующие операции с денежными средствами, в основном носят межотраслевой характер. Кроме того, в информационных целях используются ведомственные нормативные документы, регулирующие кассовые операции и имеющие отраслевые особенности, например, по инкассированию торговой выручки, по наличию центральных (главных) касс и операционных касс в торговых предприятиях, по эксплуатации контрольно-кассовых машин и т.д.

Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных средств проверяют путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на соответствующий счет по данным выписок банка с датой окончания выплаты премий, пособий, пенсий и др., указанной в разрешительной надписи на платежных ведомостях, депонированной зарплаты и других ранее невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям.

При этом тщательно анализируются полнота и своевременность оприходования в кассу денежных средств, полученных из банка путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. При этом следует иметь в виду, что чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» должны храниться подклеенными к корешкам чеков.

При проверке чеков следует удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Если конечный остаток средств в предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующей, то это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Недостающие выписки необходимо затребовать в банке.

Достоверность выписок определяется по их внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и др.) и путем встречной проверки в банке. Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверки в банке.

Произведенные исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. В обязательном порядке встречной проверке подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком.


5.         Аудит подотчетных сумм

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичным расчетом, а также на расходы по командировкам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

·          Приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярских товаров;

·          Оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

·          Расходы на командировки по территории РФ и за границу;

·          Представительские расходы.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

·          Авансовые отчеты;

·          Журнал регистрации авансовых отчетов;

·          Приказы о направлении сотрудников в командировку;

·          Список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

·          Сметы представительских расходов;

·          Приказы об утверждении смет представительских расходов.

Основные нарушения злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:

1.         Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм

1.1      выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы;

1.2      выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;

1.3      выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;

1.4      несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

1.5      списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля при ведении расчетов с подотчетными лицами для аудитора являются:

·          Отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет;

·          Несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получающих наличные деньги в кассе под отчет;

·          Отсутствие на предприятии системы подачи посменных заявлений на выдачу наличных денег наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг;

·          Несоблюдение установленных сроков отчета о полученных суммах;

·          Задолженность подотчетных лиц, которая не погашена в установленные сроки.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.