скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Ознакомление с приложениями Windows

Учебное пособие: Ознакомление с приложениями Windows

Первое знакомство

Данный раздел называется “первое знакомство”. Здесь вы действительно познакомитесь с первым приложением для Windows. Но не думайте, что это знакомство только с простейшим приложением. Здесь вы познакомитесь с некоторыми основными идеями, заложенными в системы типа Windows, а также с их влиянием на работу (и написание) приложений. Простейшее приложение оказывается лишь поводом для серьезного знакомства с целым классом систем.

Не ищите здесь подробных обсуждений тех или иных вопросов — здесь будут встречаться только обзоры, а более полные сведения вы сможете найти в последующих разделах. Такая структура принята потому, что программирование в Windows требует использования функций и инструментов из самых разных подсистем, так что последовательное рассмотрение Windows API практически невозможно.

Так, например, даже в простейшем приложении надо осуществлять вывод данных в окно. Для этого необходимо изучить графический интерфейс устройств (GDI) и контекст устройства. Но для этого надо уже быть знакомым с диспетчером памяти, с описанием ресурсов приложения, с использованием стандартных диалогов, с обработкой сообщений и многим другим. При рассмотрении любого из перечисленных пунктов пришлось бы ссылаться на другие разделы, в том числе на тот же графический интерфейс.

 

Такие разные операционные системы

Сразу оговоримся в Windows возможно запускать приложения (application) двух разных типов — приложения Windows и приложения MS–DOS. Методы разделения ресурсов, применяемые этими приложениями существенно различаются, как различаются и методы доступа к ресурсам. В этой ситуации мы будем, говоря о приложении вообще, подразумевать приложение Windows. Если разговор зайдет о приложениях MS–DOS, то это будет оговорено отдельно.

Рассматривая работу приложения в среде Windows надо отталкиваться от того факта, что Windows является многозадачной средой. В этом случае в системе может выполняться одновременно[1] несколько разных приложений.  Каждое приложение для своей работы требует некоторых ресурсов системы — дискового пространства, оперативной памяти, времени процессора, устройств ввода и вывода информации и пр. Соответственно Windows должен выполнять функции арбитра, осуществляющего разделение ресурсов между приложениями и контролирующего корректность работы приложений с выделенными им ресурсами.

С этой точки зрения можно рассмотреть развитие операционных систем, начиная от простейших (типа MS–DOS) и заканчивая достаточно сложными (как Windows NT, Unix, OpenVMS), для того что бы лучше понять возможности и ограничения разных реализаций Windows.

Простейшие однопользовательские однозадачные операционные системы являются, одновременно, примитивными арбитрами. Операционная система предоставляет набор средств для выполнения тех или иных операций по работе с ресурсами и организует запуск приложений. При этом приложению передается управление и система ожидает, пока оно завершит работу. Во время работы это приложение может обращаться к системе для получения ресурсов, а может это делать и в обход системы. Корректность работы приложения никак не контролируется — система только лишь предоставляет примитивный, часто неоптимальный и необязательный метод доступа к ресурсу. Приложение пользуется всеми ресурсами практически без ограничений (за исключением тех, которые заняты самой системой) и имеет непосредственный доступ к аппаратуре компьютера.

Такой подход типичен для операционных систем небольших компьютеров: сравнительно слабая поддержка периферийных устройств, простая файловая система и уникальная открытость, почти вседозволенность для приложений — так как конфликтовать им не с кем. Яркий пример — MS DOS первых версий.

Практически такие операционные среды мало применимы и, если система оказалась удачной, то она начинает развиваться в сторону поддержки многозадачного режима. Более того обработка прерываний в однозадачной системе — неизбежный “многозадачный минимум”. Резидентная программа в однозадачной среде — еще одна попытка приближения к многозадачности.  Те, кто пытался создать сколько–нибудь сложную резидентную программу обязательно сталкивался с трудностями разделения ресурсов, так как эффективных механизмов для  этого однозадачные ОС не содержат. А благодаря своей открытости такие системы оказались благодатной почвой для развития вирусов.

Наиболее мощными представляются многозадачные, многопользовательские ОС, особенно в мультипроцессорных системах.  Работа такой системы основана на параллельном исполнении нескольких приложений. Приложение может выполняется либо на отдельном процессоре, либо в режиме разделения времени — в определенные временные интервалы.

Приложение не знает, и практически не наблюдает присутствия и выполнения других приложений. Все проблемы бесконфликтного разделения ресурсов между разными задачами лежат на системе. Приложение не знает, в какой момент времени ее выполнение будет прервано, не знает когда будет возобновлено и вообще не регистрирует факта прерывания. Для одной задачи процесс выполнения представляется непрерывным.

Многопользовательские многозадачные системы обычно встречаются на более производительных компьютерах, при этом они содержат мощные средства взаимодействия с периферией, практически исключающие необходимость доступа приложений непосредственно к аппаратуре.  Кроме того операционная система имеет очень гибкую и эффективную систему распределения ресурсов, привилегий и пределов доступа ко всем ресурсам компьютера, а также содержит средства защиты от несанкционированного доступа к ним. В качестве примеров можно привести OpenVMS, Unix, в несколько меньшей мере Windows NT (реализована для персонального компьютера).

Однако такие удобные и мощные ОС часто не имеет смысл реализовывать на персональном компьютере для которого (по идее его использования) не нужна многопользовательская система, и поэтому его открытость далеко не всегда является уязвимостью, но часто даже повышает эффективность его использования. Понятно также, что с ростом мощности персонального компьютера, появляется необходимость создания простых многозадачных ОС, ориентированных на работу одного пользователя.

Такая система занимает промежуточное положение между однозадачной и многопользовательской многозадачной системами. Очевидно, что ее ядро будет обладать большей открытостью, большей возможностью доступа к аппаратуре и относительно простыми методами разделения ресурсов, чем в сложных системах.

В качестве иллюстраций к этому можно привести Windows 3.x, разделение ресурсов в которой в значительной мере основано на методах MS–DOS, а также Windows–95, которая занимает промежуточное положение между Windows NT и Windows 3.x, предоставляя существенно упрощенные методы доступа к ресурсам, чем Windows NT и, в то же время, обеспечивая качественно лучшую защиту, чем Windows 3.x.

 

Краткие сведения о разделении ресурсов в Windows

Для того, что бы Windows мог успешно разделять ресурсы, на разрабатываемые программы накладывают ряд требований[2]. Понятно, что первым таким требованием является требование не использования аппаратуры непосредственно. Вы можете использовать только средства Windows для выполнения всех своих задач, но не осуществлять доступ к аппаратуре непосредственно.

Например, приложение не должно обращаться к видеопамяти, средствам BIOS и т.д. Если приложение должно вывести на дисплей какое–либо изображение оно обязано воспользоваться существующими функциями Windows.

Конечно, ограничение на доступ к аппаратуре — не самое приятное ограничение, но оно имеет и свою оборотную, причем приятную, сторону: пользователь (и разработчик) может не думать о том, с чем конкретно он имеет дело — об этом заботиться Windows. То есть Windows сам обеспечивает выполнение всех требуемых операций на имеющемся оборудовании, причем используя практически все возможности этого оборудования.

Интересно обзорно рассмотреть методы разделения основных ресурсов компьютера между задачами, принятыми в Windows, и влияние этих методов на правила написания программ. Причем для первого знакомства отталкиваться мы будем от наиболее простой системы — Windows 3.x.

К основным разделяемым ресурсам несомненно относятся дисплей, клавиатура, мышь, оперативная память, процессор и диск. Стоит коротко отметить методы разделения каждого из этих ресурсов.

 

Дисплей

Для разделения дисплея между разными задачами в Windows используются окна (window). Каждой задаче назначено, по меньшей мере, одно окно, и осуществлять вывод приложение может (точнее должно) только в это окно.

Приложение может обладать несколькими окнами. В этом случае, обычно, одно окно является родительским (parent), а другие являются дочерними (child) окнами по отношению к родительскому окну. Как правило, приложение имеет только одно окно, не имеющее родителей — это так называемое главное окно приложения (main window). Все остальные окна приложения являются дочерними по отношению к этому окну.

Окна могут перемещаться по экрану, перекрывая полностью или частично другие окна. Окна могут находиться в максимизированном (“распахнутом” на весь экран, maximized, zoomed), нормальном или минимизированном (minimized, iconed) состоянии. В минимизированном состоянии окно заменяется на специальную небольшую картинку, называемую пиктограммой (иконой, icon), либо помещается в специальный список окон (taskbar или systray для Windows–95 и Windows NT 4.0).

Основная логика использования перекрывающихся окон реализована в Windows, хотя программистам остается достаточно много работы — приложение вынуждено перерисовывать окно каждый раз, когда возникает в этом необходимость (например, при увеличении размеров окна, если ранее скрытое окно становится видимым и в других случаях).

То, что не вся работа по перерисовке перекрывающихся окон выполняется системой, связано с использованием графического режима отображения окон. Для полной автоматизации необходимо было бы “виртуализовать” всю работу с окнами — то есть в обычной оперативной памяти должна находиться копия изображения окна. Тогда Windows мог бы полностью или частично восстанавливать изображение при появлении ранее невидимой части окна по этой копии. Однако общий размер нескольких копий (для каждого окна своя копия) может быть сопоставим с объемом всей оперативной памяти компьютера. Скажем для режима 1280x1024, 16 бит/пиксель (это далеко не самый хороший) битмап экрана занимает примерно 2.5MB. Кроме того, размер окна может быть больше экрана и таких окон может быть несколько. Таким образом Windows практически не может использовать виртуальные окна — ресурсов компьютера для этого явно не хватает (их еще надо разделять с выполняемыми приложениями и с компонентами самой системы).

Строго говоря, окно в Windows является тем самым объектом, для которого частично реализован объектно–ориентированный подход. Интересно, что в документации Windows термин “объект” никогда не применяется к окну, а то, что называется “объектами”, ни в коей мере не является объектами ООП.

 

Клавиатура и мышь

Эти устройства относятся к устройствам ввода данных. Разделение этих устройств между разными задачами легко можно разбить на два круга вопросов:

·   определение, к какой задаче относятся данные, полученные от устройства ввода.

·   передача полученных от устройства данных требуемой задаче.

Для мыши определение, к какой задаче относятся данные, вполне очевидно: так как каждая задача имеет по крайней мере одно окно, то информация от мыши должна использоваться окном, на фоне которого находится курсор мыши.

Для клавиатуры дело обстоит несколько сложнее:  нам придется ввести понятие активное окно (active window). В данный момент времени обязательно существует только одно активное окно, это окно выделяется цветом заголовка, рамки или подписи (если окно минимизировано). Активное окно является пользователем клавиатуры в данный момент времени. Для того, что бы другая задача могла получать данные, необходимо сделать активным окно, принадлежащее этой задаче.

Передача полученных от устройства данных требуемой задаче. Хотя интуитивно кажется, что здесь не должно быть особых сложностей, но именно здесь очень ярко проявляются особенности организации Windows. Мы к этому вернемся, рассматривая метод разделения процессора.

 

Диск

Для разделения дискового пространства используется файловая система. Здесь Windows 3.x просто пользуется уже имеющимся — файловой системой DOS; Windows–95 использует слегка модернизированную файловую систему DOS (поддерживаются имена файлов длиной до 256 символов и возможно использование так называемого FAT32 вместо FAT16 или FAT12). И только Windows NT предоставляет собственную файловую систему — NTFS, хотя может работать и с FAT. NTFS отличается от FAT существенно более сложной организацией, позволяющей создавать единые тома из нескольких дисков, организовывать зеркальные тома или тома с избыточностью для хранения важных данных, а также задавать права доступа к отдельным файлам конкретным пользователям. Естественно, более сложная система оказывается более чувствительной к сбоям (несмотря на специально принятые меры) и менее производительной (несмотря на специальную оптимизацию).

Для доступа к файлам Windows предоставляет свои собственные функции. В случае Windows 3.x эти функции в основном соответствуют функциям DOS для доступа к файлам и разделения доступа. Для нормальной работы Windows надо устанавливать программу SHARE.EXE до запуска Windows 3.1, либо, в случае Windows 3.11, будет использован специальный компонент Windows — VSHARE.386. Более того, по версию Windows 3.0 включительно, имел место любопытный нюанс: Windows имел собственную функцию для открытия файлов (OpenFile), но совершенно не предоставлял средств для чтения/записи — они были просто не декларированы, хотя внутри самого Windows содержались.  Программисту рекомендовалось либо применять функции Run–Time библиотеки принятого языка (что можно было делать лишь ограниченно), либо написать свои процедуры на ассемблере. Либо, что делалось гораздо чаще, использовать не декларированные функции Windows для работы с файлами. С тех пор Microsoft просто декларировал эти функции.

Для приложений, работающих в Win32 про функции DOS надо просто забыть — Win32 предоставляет более богатый набор операций над файлами, поддерживает работу с разными файловыми системами[3] а, кроме того, исключает возможность применения прерываний DOS.

 


Память

Реализация методов разделения памяти в Windows API и Win32 API качественно различаются. Для этого придется рассмотреть историю развития диспетчера памяти, что будет сделано позже. Сейчас надо обратить внимание только на некоторые общие идеи разделения памяти.

В обоих API память делится на отдельные блоки. Однако деление осуществляется совершенно разными методами.

Windows API

Коротко можно отметить, что вся доступная для Windows память называется глобальной (иногда глобальный хип, глобальная куча, global heap). Эта глобальная память делится на отдельные блоки, которые могут быть перемещаемыми в памяти. В виде блоков глобальной памяти в Windows представляются даже программы — в этом случае каждому программному сегменту соответствует один блок глобальной памяти.

Сегмент данных программы, представленный в виде блока глобальной памяти, может содержать свою локальную кучу (локальный хип, local heap). Эта память также может делиться на блоки, называемыми локальными. Термин локальный применяется к памяти, если она принадлежит сегменту данных программы.

Windows предоставляет программные средства для манипуляции с блоками обоих видов — и глобальными, и локальными. Каждый блок может быть фиксированным, перемещаемым или удаляемым в/из памяти. Это обеспечивает возможность как выделения больших непрерывных блоков данных (за счет перемещения других блоков), так и возможность удаления части блоков при недостатке памяти.

Win32 API

В Windows–95 и в Windows NT используется так называемая виртуальная память. Для каждого запущенного приложения выделяется собственное адресное пространство, размером 4Г, которым приложение владеет монопольно. В этом пространстве не находится никаких данных или кода других приложений. Таким образом приложения Win32 изолированы друг от друга. Необходимо учесть, что адресное пространство” не соответствует реально выделяемой памяти — это тот диапазон адресов, в котором может размещаться память, реально выделенная приложению. Очевидно, что из возможных 4Г адресного пространства используются обычно только несколько мегабайт, занимаемые кодом и данными приложения и необходимыми компонентами системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.