Учебное пособие: Работа с удаленными интернет-ресурсами, электронные библиотеки
Учебное пособие: Работа с удаленными интернет-ресурсами, электронные библиотеки
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10
И 11 “РАБОТА С УДАЛЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ
РЕСУРСАМИ»
Цель названных практических занятий овладеть проектами поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования, навыками составления рекомендаций по тематическим электронным ресурсам.
Работа с удаленными электронными ресурсами строится по следующему плану.
Студенты изучают подготовленный список аннотированных материалов, рекомендуемых по конкретной тематике и выбирают 2—3 адреса. Работа студентов в Интернет-классе обеспечивается преподавателем или обслуживающим персоналом класса.
Студенты анализируют удобство доступа к удаленным материалам, точность наведения справочно-поискового аппарата сервера к конкретным рубрикам, полноту и качество представленных на данном сервере материалов.
На основании практической работы студенты заполняют анкету посещения сайта и сдают ее преподавателю.
При работе с русскоязычными сайтами приветствуется участие студентов в оценках, проводимых в рамках ежегодного конкурса Российской академии Интернет (www.naqrada.ru).
Методические рекомендации к практической работе включают лекционные материалы и правила работы в Интернет-классе. Анкета оценки просмотренных сайтов — средство проверки выполнения заданий практического занятия при ответе студента.
АНКЕТА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ"
Тема:
Поиск рекомендованных электронных ресурсов, просмотр и оценка качества ресурса по формальным признакам
Дата проведения практического занятия
Группа Ф.И.О. студент(а)(ки)
Выбранный(е) для просмотра ресурс(ы) (Интернет- адрес)
Краткое описание содержания ресурса
Актуальность содержания (дата последнего обновления), наличие указателей интеллектуальной ответственности за содержание ресурса и адреса обратной связи с администрацией ресурса
Возможные потребители данного ресурса (оценки и рекомендации)
Удобство работы (поиска) на данном сайте (удобно/неудобно)
Рекомендации по включению данного ресурса в каталог и дальнейшему использованию ресурса; общие замечания и пожелания
Участие данного сайта в конкурсе Российской академии Интернет на сервере www.nagrada.ru (да/нет)
АННОТИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:
"РАБОТА С УДАЛЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ"
Практическое занятие 1. Тема: Российские электронные ресурсы:
ознакомление, выбор тематики ресурса для дальнейшей работы
Ознакомление с общим состоянием дел в области российских электронных ресурсов, обсуждение роли государственных центров — генераторов электронных ресурсов, изучение и обсуждение Федерального закона РФ "Об обязательном экземпляре документов".
Практическая работа в Интернете по заданным тематикам, связанным с российскими электронными ресурсами. Примеры тематик:
• библиотековедение и библиотечные ресурсы;
• статистические ресурсы;
• ресурсы науки, культуры и образования;
• ресурсы по экологии и охране окружающей среды;
• ресурсы по правовой информации.
Для практической работы предлагаются адреса наиболее популярных и известных поисковых серверов, каталогов и порталов, в частности:
rambler.ru (Рамблер)
yandex.ru (Яндекс)
Программные возможности этих самых известных поисковых серверов
Учитывают особенности русского языка (поиск по усеченному слову), логические символы и словоформы, обеспечивают как уточнение, так и расширение поля поиска, сортировку результатов поиска. В последнее время наблюдается консолидация трафика на больших ресурсах компаний Яндекс, Голден Телеком, Порт.ру (port.ru): за 2000 г трафик Яндекса вырос с 30 до 110 тыс. об ращений в день, а число пользователей Рунета выросло на 50—70 %.
stars.ru одна из старейших и наиболее полных директорий с разветв ленной структурой и многими дополнительными услугами (в том числе рей тингом ресурсов) и atrus.ru (ранее au.ru) с возможностью автоматического перевода запроса и результатов поиска с английского на русский язык.
informika.ru, referats.ru, escc.ru тематические подборки электронных ресурсов (отправные точки), содержащие информацию о российской высшей школе, соответствующих учреждениях, справочниках методических руководствах и т.п. (Особое место informica.ru как крупнейшего образовательного портала.)
gov.ru сервер Администрации Президента; duma.ru Государственная Дума; parliament.ru Федеральное Собрание; ряд серверов политиков и партий, например nemtsov.ru, kirienko.ru, kprf.ru и т.п.
Средства массовой информации: rian.ru, osp.ru, ntv.ru, kp.ru, mn.ru, km.ru, lenta.ru vesti.ru; обзор издательств souzpechat.ru
Порталы для ознакомления с русским искусством: museum.ru; hermitage, ru; tretyakov.ru
Российские библиотечные серверы: gpntb.ru (ГПНТБ России; около 2 млн. библиографических записей и ряд полнотекстовых публикаций собственной генерации; кроме того, пользователям библиотеки предоставлена возможность доступа к порядка тысячи полнотекстовых зарубежных электронных журналов); nlr.ru (Российская национальная библиотека, С.-Петербург); rsl.ru (Российская государственная библиотека, Москва); library.intra.ru (Научная электронная библиотека, предоставляющая доступ к полнотекстовым журналам издательств "Эльзевир", "Шпрингер" и ряд других) и др.
Библиотека Мошкова — www.lib.ru в бесплатный доступ представляются отечественная и зарубежная литература, детективы, поэзия, история, естественные науки. Публичная библиотека Евгения Пескина www.online.ru/sp/rel/russian. Очень полезный сайт для студентов и школьников, содержащий даже античную литературу, — www.cyrill. newmail,ru
Энциклопедия "Рубрикой" более 170 тыс. статей из БСЭ, Всемирной истории, Малой медицинской энциклопедии, Рок-энциклопедии, словарей Даля, Брокгауза и Ефрона: www.rubrikon.ru
Энциклопедия "Кирилл и Мефодий" — 130 тыс. статей, 30 тыс. иллюстраций; 10 сетевых рубрик, в том числе Универсальная, Автомобильная, Кино, Компьютеры, Интернет и т.д. Словари русского языка, иностранных слов, англо-русский и др. — www, mega.km.ru
Энциклопедия "Академик" Большой Энциклопедический словарь и др. — www.dic.academic.ru
Практическое занятие 2. Тема: Электронные ресурсы по науке и
технике, аннотированные Библиотекой Конгресса США
Американское физическое общество (American Physical Society, APS) www.aps.org. Труды конференций, научные журналы, материалы высшей школы, данные о вакансиях и продвижениях. Электронные ресурсы по физике; в архиве статьи по физике, математике, нелинейным наукам.
Европейская лаборатория физики элементарных частиц (European Laboratory tor Particle Physics, CERN) www.cern.ch. На сайте даются материалы научных программ, выполняемых в ЦЕРНе, публикации, новости, практические детали, контакты.
Национальная лаборатория ускорителей имени Э. Ферми (Fermi National Accelerator Laboratory) Министерства энергетики США (Ферми-яаб) www.mal.gov фундаментальные исследования свойств материи и энергии. Представлены указатель помещений и установок, тур по лаборатории, сведения о научных сотрудниках, новости, материалы по ядерной физике, образовательные материалы, новости культурной и общественной жизни, вакансии.
Космический Центр имени Кеннеди (Kennedy Space Center) www. ksc.nasa.gov — отвечает за разработку космических летательных аппаратов, наземного оборудования для запуска, а также аварийно-спасательного оборудования. В Интернете даются новости, ответы на вопросы, мультимедийная экскурсия по Центру, материалы для студентов и преподавателей, онлайновые ресурсы по проблемам космических полетов.
Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory) www.lbl.gov — старейшая национальная лаборатория, основанная Эрнстом Орландо Лоуренсом, изобретателем циклотрона, в 1931 г. Будучи в свое время Меккой для физиков, работающих над свойствами элементарных частиц, лаборатория Беркли сейчас расширила область интересов и изучает науки о жизни, новые материалы, эффективность использования энергии, детекторы, ускорители. Информация, новости, материалы для обучения, материалы по передаче технологий, публикации и научные программы, рабочие места, смежные организации.
Центр Национальной Администрации по телекоммуникациям и информации (Center of National Telecommunications and Information Administration) www.ntia.doc.gov агентство Министерства торговли США, организация ответственная за выработку решений руководства министерства по этим проблемам как в национальном, так и в международном аспектах. Центр поддерживает инновации и конкуренцию, помогает созданию рабочих мест, обеспечивает потребителям широкий выбор услуг. Сайт содержит новости, информацию о Центре, отчеты, материалы по грантам и проектам.
Национальная Администрация аэронавтики и космоса (National Aeronautics and Space Administration, NASA) www.nasa.gov проводит исследования проблем полетов в атмосфере и вне ее, разрабатывает, испытывает и управляет атмосферными и космическими летательными аппаратами, изучает проблемы автоматических или пилотируемых космических полетов, отвечает за мирное международное сотрудничество США в этой области, эффективное использование научных и технологических ресурсов. На сайте даются новости, карта центра, мультимедийные материалы.
Национальный институт технологии и стандартов (National Institute of Standards and Technology) www.nist.gov содействует экономическому росту США, помогает промышленности в разработке новых технологий, повышении качества продукции, модернизации производственных процессов и расширении производства, улучшении надежности товаров, быстром внедрении научных достижений в производственный процесс.
На сайте — ссылки к измерительным лабораториям и центрам стандартизации, к программам внедрения передовых технологий.
Национальный научный фонд (National Science Foundation) www.nsf. gov — независимое правительственное агентство, ответственное за поддержку науки и техники. Программы Фонда включают реализацию около 20 тыс. исследовательских или образовательных проектов по науке и технике с годовым бюджетом более 3 млрд. долларов. На сайте представлены материалы по Фонду, грантам, наградам и премиям, публичная, а также специальная информация, директории и персоналии, новости, материалы программ по биологии, компьютерным наукам, информационным технологиям, образованию, машиностроению, наукам о Земле, математике и физике, полярным исследованиям, статистике науки, общественным и психологическим наукам.
Национальный центр технической информации (National Technical Information Service, NTIS) www.ntis.gov центральный орган Федерального правительства США для передачи и продажи научной, технической, технологической и деловой информации, созданной в учреждениях, подчиняющихся правительству США или по его заказу, либо полученной правительством США от международных организаций. На сайте около 3 млн. документов в разных форматах: микрофиши, печатные, на дискетах, на CD-ROM или он-лайн; новости, консультации; можно заказать необходимые материалы; сведения о федеральных агентствах, международной торговле и бизнесе. Национальный центр аудиовизуальных материалов.
Практическое занятие 5. Тема: Электронные ресурсы по
образованию
Официальный сервер Министерства образования Российской Федерации — www.informica.ru
Российская федерация Интернет-образования — www.fio.ru.
Специализированный сервер "Наука и инновации" с постоянно действующей выставкой — www.rsci.ru создан Научным парком МГУ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РФФИ и др.
Информационный центр ERIC, содержащий материалы по обучению науке, математике, охране окружающей среды (ERIC Clearinghouse for Science, Mathematics and Environmental Education) — www.ericse.org_. Материалы для преподавателей, родителей, детей, а также для всех интересующихся наукой, математикой и охраной окружающей среды.
Национальный информационный центр имени Эйзенхауэра (Eisenhower National Clearinghouse) www.enc.org. Это — сокровищница ресурсов по науке и математике для учителей. Сайт поддерживается Министерством образования США. Даются материалы к учебным программам, справочные материалы и ссылки на соответствующие сайты, ежемесячные списки 13 наиболее интересных сайтов по науке и математике (списки архивируются).
Сеть изучения науки (Science Learning Network) — www.sln.org. Это онлайновое сообщество педагогов, студентов, школьных работников, сотрудников музеев науки, научных учреждений в США и ряде других стран.
Американские советы международного образования (АСПРЯЛ/АК-СЕЛС) — некоммерческая американская организация, осуществляющая содействие в обучении студентов из стран СНГ в американских университетах — www.actr.org.
Источник материалов по науке и математике (Math and Science Gateway) — www.tc.cornell.edu/Edu/IVIathSciGatewav. Это хорошо организованные ресурсы для преподавателей и учащихся 9—12 классов. На сайте даются отсылки к адресам онлайновых музеев, обзорной информации, тематическим материалам.
Материалы по обучению науке и математике (SciEd: Science and Mathematics Education Resources) www-hpcc.astro. Washington, edu/ scied/ science.html. Хорошие ресурсы для учителей и родителей, отражающие широкий круг вопросов, в том числе: "История науки", "Научная этика", "Скептицизм и псевдонаука".
Университетские сайты — два—три российских по выбору и два—три зарубежных; полезно для примера изучение сайтов Оксфордского университета (Великобритания), Еврейского университета (Иерусалим, Израиль), Технических университетов Берлина и Ганновера (Германия).
Практическое занятие 6. Тема: Интернет-сайты с
биографическими материалами
1.Русский биографический словарь: 15 тыс. биографических статей www.kolibry.ru
2.Каталог научного сообщества в XVI—XVII вв. (Catalog of the Scientific Community in the 16th and 17th Centuries) — http://es.rice.edu/ES/humsoc/ Gaiiieo/Catalog/catalog.html Более 600 биографий членов научного сообщества; поиск по 20 полям.
Страницы: 1, 2