скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Концепции современного естествознания

Но встречаются и аномалии. Некоторые звезды время от времени вспыхивают, превращаясь в новые звезды (например, в созвездии Лебедя, вспыхнувшую в августе 1975 г.). Но иногда случаются и вспышки сверхновых - катастрофические события, ведущие к полному разрушению звезды, при которых за короткое время излучается энергии больше, чем от миллиардов звезд той галактики, к которой принадлежит сверхновая. Такое событие зафиксировано в китайских хрониках 1054 года: на небосводе появилась такая яркая звезда, что ее можно было видеть даже днем. Результат этого события известен нам теперь как Крабовидная туманность, "медленное" распространение которой по небу мы наблюдаем в последние 300 лет.

Если масса звезды, оставшейся после сброса оболочки "красным гигантом" превосходит солнечную в 1,2-2,5 раза, то устойчивый "белый карлик" образоваться не может. Звезда начинает сжиматься, и ее радиус достигает ничтожных размеров в 10 км, а плотность вещества такой звезды превышает плотность атомного ядра. Предполагается, что такая звезда состоит из плотно упакованных нейтронов, поэтому она так и называется - нейтронная звезда. Если же оставшаяся масса еще больше, то гравитационное сжатие неудержимо сжимает вещество и дальше. Вступает в действие одно из предсказаний общей теории относительности, согласно которому вещество сожмется в точку. Это явление называется гравитационным коллапсом, а его результат - "черной дырой".

Обнаружено, что для звезд вплоть до класса F5 главной последовательности характерно быстрое вращение, а звезды последующих классов вращаются примерно как наше Солнце[4].

5. Свойства живых организмов

Живые организмы - важный компонент биосферы. Им характерен ряд общих свойств:

концепция естествознание атомистический кибернетика

1. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

2. Единство структурной организации. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Вне клетки жизни нет.

3. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т.е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

4. Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой. Обмен веществ осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии - света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

6. Саморегуляция. Любой живой организм подвергается воздействию непрерывно меняющихся условий окружающей среды. В то же время для протекания процессов жизнедеятельности в клетках необходимы определенные условия. Благодаря механизмам саморегуляции сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма, т.е. поддерживается постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов (иными словами, поддерживается гомеостаз: от греч. homoios - одинаковый и stasis - состояние).

7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост. Кроме того, все живые системы эволюционируют - изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).

8. Раздражимость. Любой живой организм способен избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды[5].

6. Концепции происхождения человека

Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в разные времена давали свои ответы на этот вопрос. Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий. Изучением процесса антропогенеза занимается антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.

В современности существует пять основных концепций о происхождении человека:

1. Креационизм - человек сотворен Богом или мировым разумом.

2. Биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.

3. Трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.

4. Мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.

5. Космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Концепция креационизма возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос. Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6-ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Космическая концепция возникла она в 60-е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели - распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая - аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.

Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге "Воспоминания о будущем".

Предпосылки, которые привели к формированию биологической концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. В 19 веке возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо. Во 2-ой половине 20 в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ - как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.

Весьма интересной является мутационная концепция антропогенеза. Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными: влияние ближнего космоса и солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, геологическая активность Земли и радиация снизу, стресс и запредельные нервные нагрузки.

Трудовая концепция отвечает на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека. По словам Ф. Энгельса, труд создал человека. Таким образом, важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию. Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела, развивались верхние конечности. В ходе отбора рука научилась использовать камни и дубины, кости и зубы убитых животных для защиты от нападения, для добычи пищи. Человеческие предки стали не только использовать, но и производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека[6].

7. Понятие информации в кибернетике

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

В отечественной и зарубежной литературе предлагается много разных концепций (определений) информации:

1) информация как отраженное разнообразие,

2) информация как устранение неопределенности (энтропии),

3) информация как связь между управляющей и управляемой системами,

4) информация как преобразование сообщений,

5) информация как единство содержания и формы (например, мысль - содержание, а само слово, звук - форма),

6) информация - это мера упорядоченности, организации системы в ее связях с окружающей средой.

Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Однако в середины 20 в. в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название "информационного взрыва". В связи с этим возникла потребность в научном подходе к информации, выявлении её наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке понятия информации. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире. Передачу признаков от клетки к клетке и от организма к организму также стали рассматривать как передачу информации. Во-вторых, была предложена количественная мера информации (работы К. Шеннона, А.Н. Колмогорова и др.), что привело к созданию информации теории.

Понятие информации в кибернетики уточняется в математических "теориях информации". Это теории статистической, комбинаторной, топологической, семантической информации.

Общее понятие информации должно непротиворечиво охватывать все определения информация, все виды информации. К сожалению, такого универсального понятия информации еще не разработано. Информация может быть структурной, застывшей, окостенелой. Информация может быть также функциональной, " актуальным управлением". Информация измеримая величина. Она измеряется в битах. Каковы свойства информации? Первое - способность управлять физическими, химическими, биологическими и социальными процессами. Там, где есть информация, действует управление, а там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация. Второе свойство информации - способность передаваться на расстоянии. Третье - способность информации подвергаться переработке. Четвертое - способность сохраняться в течение любых промежутков времени и изменяться во времени. Пятое - способность переходить из пассивной формы в активную. Информация существенно влияет на ускоренное развитие науки, систем управления, техники и различных отраслей народного хозяйства. Информация - неисчерпаемый ресурс общества. Информация - первооснова мира, всего сущего. Современным научным обобщением всех информационных процессов в природе и обществе явилась информациология - генерализованная наука о природе информации и законах информации[7].


Список использованной литературы

1.  Беляев М.И. Естествознание. Современные научные концепции. - М., 2007. - 205с.

2.  Волчек Е.З. Философия. Пособие для студентов. - Мн.: НПЖ "Плюсминус", 1995. - 295с.

3.  Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. - СПб: Питер, 2009. - 334с.

4.  Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2000. - 569с.

5.  Силин А.А. Концепция развития в естествознании и философии // Философская наука. - 1997. - №2. - с.137-151

6.  Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: Просвещение, 1990. - 240с.

7.  Философия: Учебное пособие. Под ред. О.С. Тернового. - Мн.: Университетское, 1998. – 408 с.


[1] Волчек Е.З. Философия. Пособие для студентов. - Мн.: НПЖ "Плюсминус", 1995. - с. 163-166

[2] Философия: Учебное пособие. Под ред.О.С. Тернового. - Мн.: Университетское, 1998. - с. 159-160

[3] Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: Просвещение, 1990. - с. 67-73

[4] Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2000. - с. 328-331

[5] Беляев М.И. Естествознание. Современные научные концепции. - М., 2007. - с. 132-133

[6] Силин А.А. Концепция развития в естествознании и философии // Философская наука. - 1997. - №2. - с. 137-151

[7] Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. - СПб: Питер,2009. - с. 78-81


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.