скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции

4.6  Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

      учащихся при выполнении лабораторных работ

Чаще всего используются два способа организации лабораторных работ: фронтальный, когда учащиеся выполняют задания под руководством учителя, и индивидуальный, когда каждый ученик выполняет работу по инструктивной карточке. Лабораторная работа не всегда должна занимать целый урок, она может быть рассчитана и на часть урока.

Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием или инструктивной карточкой, в которых указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися; предусматривается формулирование вывода, ответа на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т.д..

На первых этапах изучения биологии степень самостоятельности учащихся в усвоении новых знаний при выполнении лабораторной работы небольшая. Учитель дает инструкции и проводит фронтальное руководство деятельностью учащихся, оказывает им помощь, привлекая таблицы, модели, делая зарисовки на доске, и контролируя восприятие учащихся путем проведения беседы. Только после того, как будут сформированы умения по выполнению лабораторной работы, учащимся предлагаются задания поискового характера, которые повышают их познавательную самостоятельность.   

Лабораторная работа может занимать весь урок или его часть. Это зависит от содержания и объема выполняемой работы (Калинова, Мягкова, 1989).

Лабораторные работы особенно ценны в учебно – воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо решить учащимся, применяя на практике приобретенные знания; умения будут развиваться не механически, а основываясь на знаниях. На вопрос, проблему, задачу, которые ставятся перед началом лабораторной работы, учащиеся должны ответить ее результатами.

Вопросы и задания лабораторных работ позволяют выявить уровень овладения школьниками теоретическими знаниями и практическими умениями, а именно: готовить препараты клеток и тканей; работать с лупой и микроскопом; ставить опыты с растениями с целью изучения их жизнедеятельности; определять растения местных видов, принадлежащих к различным систематическим группам и т.д.

Дидактический материал должен позволять осуществить промежуточный контроль знаний учащихся на разных уровнях сложности. Наряду с заданиями репродуктивного характера школьникам предлагается проверить умения оценки достоверности факта, выдвигать и отстаивать гипотезу, интерпретировать данные лабораторной работы. Особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Правильно проведенные лабораторные работы заставляют учащихся проделать ряд логических операций: выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.

Основными методами в исследовательской работе являются наблюдение и эксперимент, т.е. методы, связанные с непосредственным изучением предметов и явлений живой природы.

Лабораторные работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном их проведении.

На уроках биологии исследовательская деятельность школьников может быть организована именно в процессе выполнения лабораторной работы.

Далее мы приводим конспект урока с применением лабораторной работы исследовательского характера.  

 

 

 

 

             

                       

 

Конспект урока на тему:

                      «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: развить понятие «цветок», включая подробности строения пестика и тычинок, подвести учащихся к выводу, что цветок – это орган размножения.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: сформировать понятие о цветке как видоизмененном побеге, служащим для семенного размножения; о пестике, тычинках, околоцветнике, чашечке; о цветках правильных и неправильных; об околоцветниках простом и двойном; о цветках обоеполых и раздельнополых; растениях однодомных и двудомных. Развить умения в написании формул цветков.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, правильно выполнять рисунки.

МЕТОДЫ:

Словесный – рассказ с элементами беседы.

Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника.

Практический – лабораторная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, модели, иллюстрации, фотографии, фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.

                                                 ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята, садитесь.

                 В: - Что вы изучали на предыдущем уроке?

                 О: - Видоизменения побегов.

                 В: - Что же такое побег?

                       О: - Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

                       В: - Какие видоизменения побегов вы знаете?

                 О: - Корневища, клубни, луковицы.

УЧИТЕЛЬ: - У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите?    (Демонстрация иллюстраций цветов: см. Приложение 2).

                 О: - Цветок.

                 В: - Каких растений?

                 О: - Тюльпана, яблони, ландыша, шиповника.

                 В: - А этот цветок принадлежит какому растению?

                 О: - ?..

УЧИТЕЛЬ: - Этот цветок принадлежит не очень распространенному в нашей местности растению – калине обыкновенной.

        И вот цветок является тоже видоизмененным побегом. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем изучать еще один видоизмененный побег – цветок. Запишите тему урока: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ». И целью нашего урока будет изучение строения цветка и выяснение его значения для жизни растения.

                 В: - Из чего развивается побег?

                 О: - Побег развивается из почки.

УЧИТЕЛЬ: - И цветок тоже развивается из почки. И, как вы видите, он может располагаться и на главных, и на боковых побегах.

        (Демонстрация различных положений цветков – на верхушке и на боковых побегах)

УЧИТЕЛЬ: - Давайте дадим определение – что такое цветок и запишем его в тетрадь.

                 О: - ЦВЕТОК – это видоизмененный укороченный побег…

УЧИТЕЛЬ: - служащий для семенного размножения.

                         Для изучения строения цветка мы с вами откроем научно – исследовательскую лабораторию, в которой будут существовать различные отделения, занимающиеся рассмотрением вопросов, связанных с этим очень важным генеративным органом. Так, запишем в тетрадь: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №… Тема: «Изучение строения цветка» на примере цветка калины.

        Для этого мы должны выбрать контингент научных работников, которые будут осуществлять работу в этих отделах. Итак, каждый отдел будет носить специальный характер:

        1 отдел: по изучению околоцветника.

        2 отдел: будет изучать строение тычинок и пестика.

        3 отдел: изучает виды цветков и деление растений на однодомные и двудомные. 

        Необходимо отметить одну особенность калины. Зацветает она в первой половине июня. Сначала распускаются крупные белые цветки по периферии щитка.

                         (Демонстрация фотографий)

 

СОЦВЕТИЯ КАЛИНЫ:

СОУЗГА

УЛЬГЕНЬ

8 - 37

        Эти цветки бесполые (стерильные) и служат для привлечения насекомых – опылителей.

       (Демонстрация фотографий): СТЕРИЛЬНЫЕ ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:


СОУЗГА

УЛЬГЕНЬ

8 - 37

        Затем раскрываются мелкие цветки внутри соцветия, строение которых мы и будем изучать в ходе нашей лабораторной работы.

        Итак, каждый отдел получает свои индивидуальные задания, после выполнения которых вы должны будете сделать отчет на Совете.

        Первое задание будут выполнять все три отдела. А дополнительные будут вам указаны в инструкции.

        Итак, задания:

        1 отдел: 1. Строение цветка калины.

                          А) Рассмотреть рисунок «Строение цветка яблони».

                           Б) Рассмотреть рисунок «Строение цветка калины».

       В) Расчленить согласно рисунку цветок калины и определить

                                все его части. Зарисуйте и подпишите их.

                                (Фиксированные цветки калины)

                           Г) Определить наличие или отсутствие чашелистиков у калины           

                                и яблони.

                        2. Околоцветник двойной и простой.

                           А) Прочитать абзац на стр. 126.

                           Б) Определить околоцветник у калины.

                           В) Сравнить изображения цветков с разными околоцветниками и выписать в два столбика растения с простым и двойным околоцветником: ландыш, шиповник, капуста, пролеска, картофель, лилия.

        2 отдел: 1. То же.

                        2. Строение тычинки и пестика:

                            А) Прочитать абзац на стр. 127.

                            Б) Рассмотреть тычинки и пестик у калины. Установить их количество.

                            В) Зарисовать строение тычинки и пестика калины.

                         3. Цветки обоеполые и раздельнополые:

                            А) Прочитать абзац на стр. 127.

                            Б) Записать определения.

                            В) Привести примеры.

        3 отдел: 1. То же.

                        2. Виды цветков:

                            А) Прочитать абзац на стр. 124 «Цветки правильные и неправильные».

                             Б) Дописать схему:

                                                 Цветки

                                Правильные      Неправильные

        Примеры подберите по рисункам: вишня, горох, фиалка, пастушья сумка, томат, львиный зев.

                       3. Растения однодомные и двудомные:

                           А) Прочитать абзац на стр. 128.

                           Б) Привести примеры.

УЧИТЕЛЬ: - А сейчас мы заслушаем отчеты наших научных работников.

                                                   ОТЧЕТЫ:

1 отдел: 1. А) Строение цветка яблони.

        В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики, - образуют чашечку.

                 Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка, паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижний части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные.

                  Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся  у основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями страстаются в трубку. У других, например у герани, чашелистики не срастаются.

                  Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок, называются цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму – цветоложем.


Б)


В)

Г)      (Демонстрация фотографий).

ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:

СОУЗГА

УЛЬГЕНЬ

8 - 37

Д) У яблони есть чашелистики, а у калины они отсутствуют.

                  2. А) Околоцветник простой и двойной.

                  У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. Кроме яблони, его имеют вишня, капуста, роза и многие другие растения.

                  У некоторых растений, главным образом, у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачная.

                  Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.

                     Б) У калины простой околоцветник.

                     В) ПРОСТОЙ: ландыш, пролеска, лилия.

                          ДВОЙНОЙ: шиповник, капуста, картофель.

2 отдел: 1. То же.

                2. А) Строение тычинки и пестика.

                  У яблони каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные, и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

                    Б) Рассмотрев строение трубчатого цветка калины, мы установили, что количество тычинок = 5, а пестик – 1.


В) Строение цветка калины.

3. А) Цветки обоеполые и раздельнополые.

                  Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

                    Б) Обоеполые цветки – цветки, у которых есть и тычинки и пестики.

                    В) Пестичные: огурец, кукуруза.

                         Тычиночные: ива.

3 отдел: 1. То же.

                2. А) Цветки правильные и неправильные.

                  Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными.

                     Б) Правильные цветки: вишня, пастушья сумка, калина, томат.

                         Неправильные цветки: горох фиалка, львиный зев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.