скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экологическое право

Реферат: Экологическое право

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

1.1 Окружающая среда, понятие и сущность

1.2 Природные ресурсы

1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования

2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1    ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 Объекты экологического права — это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная сфера общественных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране природных ресурсов».

При раскрытии понятия объектов правового регулирования прямо указывают на окружающую среду в целом и такие ее компоненты, как вода, земля, леса, животный мир и т. п.

Понятие объектов экологического права, как и однородные понятия объектов гражданских правоотношений, объектов уголовно-правовой охраны и др., необходимо для юридического обозначения и различения того, на что направлено правовое регулирование, к чему относятся те или иные правовые установления. Например, понятие животного мира, леса как объектов экологического права отделяет их от домашних животных, городских зеленых насаждений, что необходимо для установления и последующего определения их правового положения.

Действующее российское законодательство дает весьма подробный перечень объектов экологического права, структурируя окружающую среду, ее компоненты либо их части и описывая их так, чтобы можно было: а) дать общую характеристику объекта по одному или нескольким критериям, охватывающим его в целом; б) отличать один объект от другого; в) определить, к какому объекту относится тот или иной феномен, вид, вещество, растение, живое существо и пр.

Традиционно выделяются три группы объектов правовой охраны:

а) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы,

б) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

в) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

То есть объектами охраны выступают компоненты (элементы) окружающей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образующие специфические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. При этом проведено разделение объектов охраны на: компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В связи с этим возникает ряд вопросов, например: по каким основаниям континентальный шельф и исключительная экономическая зона подлежат «особой охране» в отличие от животного мира, земли, вод и т. п.; существуют ли в наше время природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; являются ли объектами охраны, упомянутые в ст. 1 Закона природно-антропогенные объекты, т. е. «природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение», природная среда и окружающая среда?

Если Федеральный закон все же подразумевает, что окружающая среда и является самостоятельным объектом охраны, включая такие ее признаки, как качество, состояние, то приходится констатировать, что он не регулирует ее охрану. Наконец, при сравнении перечня объектов, подлежащих особой охране (ч. 3 ст. 4 Закона), и гл. IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» видно, что они не совпадают.

1.1 Окружающая среда, понятие и сущность

Понятие окружающей среды анализируется с естественно-научных, обществоведческих и правовых позиций. Смежными являются термины «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «среда обитания».

Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающая среда», выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, т. е. созданных природой, но в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество.

Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов, природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и иных.

В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии среда обитания понимается как «совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека», а в перечень этих факторов включены биологические, химические, физические, социальные и иные, оказывающие или могущие оказать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений.

1.2 Природные ресурсы

Данное понятие является одним из базовых для экологического, водного, земельного, горного и лесного права. Единого подхода, объединяющего естественно-научные, экологические, правовые (как научные, так и нормативные) аспекты, до настоящего времени не выработано. Анализ структуры и содержания экологической и природно-ресурсных отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений бесспорно позволяет выделить: 1) землю, 2) недра, 3) леса, 4) животный мир, 5) воды, 6) атмосферный воздух, 7) континентальный шельф, 8) морскую среду, 9) растительный мир вне лесов, 10) особо охраняемые природные территории и объекты как совокупность природных ресурсов в определенных границах, обладающих специальным правовым статусом, характеризующихся экологической значимостью.

Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, олицетворяющими физическое бытие какого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого могут ограничиваться территориальными, естественно-географическими, правовыми и иными признаками, не характеризующимися индивидуально-определенными признаками. Следует отличать понятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает как индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Земля — природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля выступает в качестве природного объекта и природного ресурса, охватывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей. Но режим охраны отдельных категорий земель различен. В ЗК РФ подчеркивается, что объектами земельных отношений выступают не только земельные участки и их части как природный ресурс и природный объект.

Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения человеком. Смежными понятиями являются запасы полезных ископаемых, полезные ископаемые, гидроминеральные ресурсы, минеральные ресурсы.

Воды — природный ресурс, понимаемый как воды, участвующие в круговороте в качестве химического соединения кислорода и водорода, существующие в жидком, твердом и газообразном состоянии, а также как вся вода, находящаяся в водных объектах (объектами правовой охраны являются поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения).

Атмосферный воздух — компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Морская среда — море (морские воды), минеральные и живые ресурсы (морские биоресурсы), неразрывно связанные со средой обитания. Для экологического права имеют значение правовой, статус и особенности морского пространства (внутренние моря, территориальное море, открытое море, исключительная экономическая зона и т. п.).

Континентальный шельф — природный ресурс, морское, океаническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Животный мир — возобновляющийся природный ресурс, совокупность живых организмов, населяющих временно или постоянно территорию РФ, находящихся в состоянии естественной свободы (звери, птицы, водные биоресурсы, т. е. пресноводные и морские рыбы, водные животные, морские звери, беспозвоноч^ ные, насекомые и др.).

Леса (лес) — возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Растительный мир (вне лесов) — природный ресурс, важный компонент биосферы, тесно связанный с животным миром, климатом, почвой. Смежные понятия: растительность, растительное сообщество.

1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования

Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального), следует подчеркнуть, что возникает проблема, требующая правотворческих, правореализационных и научных решений,— изменение круга объектов правового регулирования. А. С. Шестаков отмечает, что принятие Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата символизирует новый этап развития международного экологического права и, более того, формирование глобального экологического права. Образующие его акты направлены на регулирование отношений по предметам, которые затрагивают все страны мира без исключения. Это уже не просто многосторонние договоры или соглашения, касающиеся отдельных видов объектов или воздействий на окружающую среду, а «инструменты, призванные определять позиции человечества по феноменам планетарного масштаба». Поэтому следует как минимум выделить в качестве особого объекта правового регулирования биологические ресурсы, биоразнообразие, экосистемы, безопасность человека, глобальные экологические услуги и др.

 А. С. Шестаков указывает, что после 1992 г. (подписание) и 1995 г. (ратификация) Россией Конвенции о биоразнообразии (этот термин (или смежные понятия) появился более чем в 100 актах федерального законодательства, а задача его сохранения предусмотрена в ст. 2 Лесного кодекса, ст. 3 Водного кодекса.

Биологические ресурсы — генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества.

Генетические ресурсы — генетический материал, т. е. любой материал растительного, животного, микробиологического или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность.

В последние годы в российской литературе активно обсуждается вопрос о необходимости включения в число объектов правового регулирования (и соответственно в предмет экологического права) экологической безопасности и экологического правопорядка.

Экологическая безопасность — состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере взаимодействия с окружающей средой.

Экологический правопорядок — вид правового порядка, определившегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и рационального, бережного использования природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России.

Биобезопасность генно-инженерно-модифицировнаных организмов — отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия на окружающую среду модифицированного организма в сравнении с исходным немодифицированным организмом.

Экологические услуги — виды деятельности, состоящие в целенаправленном проведении природоохранительных мероприятий одним субъектом права (государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользу другого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельного государства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случае сохранения биоразнообразия).

На Конференции в Найроби 2000 г. отмечалось, что, с одной стороны, биоразнообразие оказывает глобальные услуги человечеству, с другой — его сохранение также является глобальной услугой человечеству, хотя пока оба эти момента не находят адекватного признания и отражения в рамках существующих экономических и политических отношений и моделей.

При этом важно, что наивысшая степень биоразнообразия присутствует в основном в менее развитых в экономическом отношении регионах (странах). В связи с этим специалисты в области международного права окружающей среды (А. С. Шестаков) ставят вопрос о возможности для России использовать этот новый правовой институт — оказание глобальных услуг по сохранению биоразнообразия на основе адекватного возмещения их со стороны мирового сообщества. Дело в том, что Россия обладает большим потенциалом биоразнообразия: около 60% площади страны — это малозатронутые массивы экосистем вне особо охраняемых территорий (которые составляют около 5%). Тем самым обеспечивается экологический баланс не только на континенте Евразия, но и на всей планете.

Малоизмененное, т. е. естественное биоразнообразие, характерно для отсталых экологически депрессивных районов РФ с низкой плотностью населения и неразвитой инфраструктурой. И здесь возможны два варианта их развития: традиционное освоение индустриально-урбанического типа или же сохранение биоразнообразия с отказом от индустриализации (с учетом потенциальных убытков и затрат на их сохранение и т. п.). Конечно, такого рода решение должно быть тщательно обдумано, так как его принятие и реализация могут привести к стагнации, способствовать еще большему отставанию страны, дальнейшему развитию иждивенческих настроений в масштабах государства и населения России, наконец, к нарушению принципа равенства настоящих и будущих поколений.

Примеры такого рода проблем и способов их решения уже имеются. Это торговля квотами на выброс вредных веществ в атмосферу, когда индустриально развитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят на территории отсталых стран опасные отходы для их захоронения, оплачивая тем или иным образом эту экологическую услугу. В РФ в 2001 г. также было принято решение о предоставлении экологических услуг, связанных с переработкой и захоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой РФ были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», «О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.