скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экология Москвы

Проводимые операции «Чистый воздух» и другие мероприятия дают эффект . В городе ежегодно вводятся от 200 до 300 газоочистных установок . Однако 80% автомобилей в Москве - частные , и все их ни за какую операцию не проверить . Такие мероприятия , как внедрение экологического сертификата на автомобиль , запрет использования этилированного бензина , введение инструментального контроля перед техосмотром , должны значительно уменьшить вред атмосфере , который наносят более 2 млн. автомобилей , ежедневно колесящих по московским улицам . Устранение вредных автомобильных выбросов идет по нескольким направлениям . Одно из них - применение новых видов автомобильного топлива , например- газа . Более экологичен метанол , метиловый спирт или смесь его с бензином - газохол . На метаноле работает несколько лет , например , весь общественный транспорт Стокгольма . Несколько российских предприятий уже предложили московским специалистам свои нейтрализаторы выхлопов . Практически на всех современных иномарках каталитические нейтрализаторы выхлопных газов входят в серийную комплектацию . На разработку программы оснащения  нейтрализаторами всех столичных автомобилей городскому Департаменту науки и промышленной политики дано 3 месяца . На муниципальном транспорте  оснащение нейтрализаторами будет проходить за счет города , а владельцы личных машин будут устанавливать их за свой счет.

Транспортный комплекс является крупнейшим источником загрязнения воздуха . Оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортного комплекса (автомобильный , водный , воздушный и железнодорожный транспорт , дорожное хозяйство) , по данным Минтранса России , проводилось для передвижных (транспортные средства) и стационарных источников (доки , ремонтные заводы , терминалы и др.) . Оценивались выбросы семи наиболее массовых вредных веществ: оксид углерода , углеводороды , диоксид азота , сажа , диоксид серы , соединения свинца , и твердые вещества . Общее количество загрязняющих веществ поступивших в атмосферу от передвижных источников распределяется следующим образом :

автотранспорт - 94,7%

воздушный транспорт - 2,5%

речной транспорт и дорожные машины - 2,8%

Большинство отходов , образующихся на предприятиях транспортного комплекса , представляют собой вторичное сырье, а также отработанные нефтепродукты , отходы красок и шлаки .

Воздействие на окружающую среду водного транспорта , прежде всего на водные ресурсы , связана с потерей нефтепродуктов при погрузке и выгрузке , сбросами загрязненных вод , а также сносами сыпучих грузов с причалов и т.п.

Для современной авиации характерны два определяющих фактора воздействия воздушных судов - авиационный шум и выбросы авиадвигателями загрязняющих веществ . Хотя в России в последнее время появились самолеты шум которых существенно ниже по сравнению с ныне эксплуатируемыми , наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают самолеты , удовлетворяющие лишь минимальным требованиям международного стандарта по шуму .

Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются : преобразование территорий , потребление тепловых ресурсов и электроэнергии , потребление воды предприятиями и подвижным составом , а также разнообразные выбросы твердых , жидких и газообразных веществ во все компоненты окружающей среды .

 С давних пор мы привыкли слышать о том , что Москва - город зеленый . И это действительно так . Сегодня зелени общего пользования ( т.е. той , которая доступна всем , - парков , скверов , а не частных садов за высокими заборами ) в столице 48 тыс. гектаров .

По словам Юрия Пономаренко , заместителя начальника объединения «Мослесопарк» , на каждого жителя столицы приходится в среднем по 18 кв.м насаждений . Это много больше , чем в соизмеримых с Москвой по масштабам мировых мегаполисах , в которых одному горожанину «причитается» всего 6-7 кв.м . А в испытывающем острый дефицит площади Токио , к примеру , вообще 2-3 кв.м , и сейчас там активно озеленяются вторые этажи зданий . Но благополучие Москвы распределено не очень равномерно . В Центре этот показатель снижается до 4-5 кв.м , а в Восточном округе (здесь «погоду делает» Измайлово) - более 26 кв.м на человека .

Вдобавок к этому существует созданный много лет назад защитный лесопарковый пояс . Его суммарная площадь - 72 тыс. гектаров , из которых только 11 тысяч находятся в черте города , а остальные окружают Москву в среднем на 30 километров , а на севере , где к столице подходят водохранилища , пояс растягивается на 50 километров . И хотя большинство лесов находятся за МКАД , они заметно улучшают экологическую обстановку .

Что растет в московских лесах и парках ? Так как Москва находится на стыке двух зон , то на юге произрастают смешанные лиственные леса, а на севере - в основном хвойные . На востоке , в окрестностях Люберец и Жуковского, - сосновые боры . Эксплуатирующие службы пытаются немного «подправить» природу . Например , подсаживают в южных районах хвойные породы . А вообще забота «Мослесопарка» , кроме посадок ( в 1996 году высажено 43600 деревьев в лесах и еще 10544 дерева и 27000 кустарников в рамках благоустройства территории ) , выражается в санитарных рубках и рубках ухода ; установке «парковой мебели» ; оборудовании площадок для отдыха .

Общее состояние зеленых насаждений города - и это очевидно всем - в последние годы заметно ухудшилось . Главный виновник - ядовитый московский воздух , отравляемый автотранспортом . Хуже всего экология конечно в центре Москвы . Высаженные на Тверской улице еще при Сталине липы находятся в ужасном состоянии . Сейчас Москва переходит на контейнерное озеленение . Это дороже , зато единственно возможное на сегодня . Так , кстати , поступают во всем мире .

Другой враг леса это те «любители природы», которые в запретной зоне разводят костры , моют машины в зоне отдыха, а мусор ... Вываливают его в леса и парки сегодня все, кому не лень . Причем сбрасывают не только бытовые отходы , а например , кузова от автомобилей . Сегодня службы «Мослесопарка» тратят на уборку едва ли не большую часть своего бюджета , и конца - края этой работе не видно .

И все таки замеры воздуха на соседних участках одного шоссе показывают , что загрязняющих веществ меньше там , где есть островок зелени , хоть несколько деревьев или кустарников . Разумно построенная система озеленения могла бы улучшить состояние экологии в столице на 40-50% . Что деревья выделяют кислород и специальные вещества , убивающие бактерии , что они служат фильтрами против газа и пыли - это каждый с детства знает . Есть даже расчеты относительно полезных свойств разных пород деревьев . К примеру , каштан поглощает свинца больше , чем тополь или липа . Сегодня , когда состав примесей в столичном воздухе изменился , жизненно необходимы новые исследования . Вневедомственным советом по сохранению , восстановлению и развитию озеленения Москвы при городской думе внесено предложение создать научный центр , который будет разрабатывать «рецепты выживания» зеленых насаждений в условиях города . Например , выяснить причины массового мора деревьев .

К настоящему времени погибло 250 тыс. деревьев . Все валят на противоледные реагенты , хотя не исключено , что это лишь одна из причин их гибели . Но если виной всему эти самые соли , а дорожные службы обещают , что и дальше будут их применять - иначе встанет транспорт , то пора проверить разные породы деревьев на солеустойчивость . И самые стойкие выращивать ближе к магистралям . Засыхают деревья , как правило , на обочине . Чем дерево дальше от дороги . тем менее подвержено губительному влиянию соли . Ученые пришли к выводу : опасна не столько соль сама по себе , сколько ее концентрация . К обочине , краю тротуара обычно и сгребают снег - тот самый , который до того был обильно «удобрен» нитратами . Когда их количество достигает критической величины , тогда и начинают сгорать корни . 

 Озеленение - уже не изыск , как привыкли считать , а проблема выживания . Сегодня в Москве 8 из 10 малышей умерших до одного года , родились с врожденными аномалиями . И все же продолжается строительство новых домов , уничтожая при этом по 70 тыс. деревьев в год . Исправлять положение решили , создав штаб по озеленению , который прежде всего провел бы инвентаризацию зеленого хозяйства . Ее не было уже 35 лет . Чтобы сохранить зеленые территории , нужно знать их четкие границы .

В структуру зеленых насаждений общего пользования города Москвы входят парки , скверы , бульвары . Ассортимент деревьев и кустарников , высаживаемых для озеленения насчитывает 366 видов и форм . Основными породами являются : липа , тополь, клен , береза , лиственница , ясень , рябина , ель , дуб, около 30 видов кустарников . Однако старые городские парки, такие , как ЦПКиО им. Горького , насчитывают более 100 наименований и представляют большую ценность интереснейшей коллекцией древесных растений . Многие деревья находят здесь оптимальные условия для своего развития и достигают поэтому предельных размеров . Они могут стать исходным материалом для дальнейшего распространения их в озеленении . Зеленые насаждения Москвы занимают 37 тыс. га или 42% городской территории , из них 16% - территории , предназначенные для отдыха населения . Около половины всех зеленых насаждений Москвы составляют лесопарки , оказавшиеся в черте города после расширения его в 1948 и 1961 гг. (Лосиноостровский , Яузский , Битцевский и другие). Яузский и Лосиноостровский лесопарки включены в природный заповедник «Лосиный остров» . Все это большое хозяйство требует большой заботы и жизненно необходимых для города работ : в год нужно благоустраивать примерно 1000 га лесопарков , восстанавливать по 50 га исторических садов и парков . Плюс к этому разбивать новые парки , скверы и бульвары - примерно по 300 га в год . После десятилетнего перерыва заложен парк имени 850-летия Москвы , который по комплексной экологической программе Москвы на период до 2000-го года должен иметь площадь не менее 200 га и включать орнитологический заказник для сохранения уникального сообщества птиц .

Не исключено , что такое состояние «зеленых легких» столицы привело к чрезвычайно быстрому сокращению количества кислорода в атмосфере над Москвой , зафиксированного учеными Института земного магнетизма РАН в ходе последних исследований . Как сообщили эксперты института , в верхних слоях атмосферы ( на высоте около 100 км ) особенно ярко проявляются последствия хозяйственной деятельности человека . Согласно последним данным , скорость сокращения запасов кислорода над столицей сейчас достигает 1% в год. Примерно такими же темпами происходит накопление различных токсических веществ ( в основном окислов азота и углерода ). Специалисты считают , что уже через несколько лет высотные «легкие» города могут ощутить острейший кислородный дефицит , а это приведет к необратимым экологическим изменениям на Земле . Например , не исключено , что нас ждут непредсказуемые изменения привычной погоды . С будущего года наблюдения за изменением содержания кислорода в атмосфере над городом планируется проводить регулярно .

Состояние озонового слоя стратосферы находится под наблюдением ученых с начала двадцатого века . За эти годы сложилось ясное понимание , что стратосферный озон является своего рода естественным фильтром , препятствующим проникновению в нижние слои атмосферы жесткого космического излучения - ультрофиолета-В .

Озон - это одно из соединений элементарного кислорода , в молекуле которого находятся 3 атома , а не два , как в обычном озон образуется в стратосфере в результате воздействия на молекулы кислорода солнечной радиации . Сам процесс называется фотолиз : молекулы обычного кислорода разлагаются на отдельные атомы кислорода , которые в свою очередь соединяются с молекулярным кислородом , и образуется озон . То , что принято называть озоновой оболочкой , или озоносферой , располагается на высоте от 10 до 50 км с максимальной концентрацией озона в промежутке 20-25 км .

В конце 1970-х ученые стали отмечать неуклонное истощение озонового слоя . Среди причин этого явления - проникновение в верхние слои стратосферы озоноразрушающих веществ ( ОРВ ) , используемых в промышленности . В число таких веществ входят молекулы , содержащие хлор или бром : хлорфтоуглероды , бромфторуглероды , четыреххлористый углерод , метилхлороформ , метилбромид , гидрохлорфторуглероды . Способность этих веществ разрушать озоновый слой характеризуется величиной , называемой озоноразрушающим потенциалом ( ОРП ) . Чем опаснее вещество для озонового слоя тем выше его ОРП .

Избыток ультрафиолета , проникающего через озоновые дыры , в первую очередь связывают с опасностью заболевания раком кожи . По приблизительным оценкам экспертов Всемирной метеорологической организации , уменьшение общего содержания озона на 1% приведет к увеличению вероятности этого заболевания на 2,3% или на любой широте равносильно приближению к экватору на 25-30 км .

Озон , который находится не только на больших высотах , но и в приземном слое ( до 10 км ) , может при больших концентрациях «сжечь» ваши легкие . Он - сильнейший окислитель , а по токсичности превосходит цианистую кислоту , его концентрация растет со скоростью 10% в десятилетие . Необходимо быть особенно осторожными с копировальными установками , многие из них во время работы издают характерный запах свежести ( само название озона от греческого слова «пахнущий» ) . Это значит , что концентрация увеличилась примерно раз в 10 , только тогда человек способен его почувствовать . При этом озон уничтожает многие бактерии и микроорганизмы , за что ему благодарны физиотерапевты , использующие «кварцевые» лампы .

Внутри помещений и в квартирах с закрытыми окнами озона практически нет , он быстро реагирует со стенами и домашними предметами , особенно металлическими и резиновыми . По стандарту Всемирной организации здравоохранения , предельно допустимая концентрация озона в воздухе составляет 100 мкг на метр кубический (около одной двадцатимиллионной от общего числа молекул воздуха) , при увеличении этой нормы в двое появляется кашель хрипота . В Европе более 200 станций контролирующих приземный озон . В России такой контроль не проводится .

Ежегодно зимой и летом в окрестностях Москвы примерно по 10-20 дней в году ( обычно от полудня до 9 часов вечера ) концентрация озона значительно превышает предельную норму .  

16 сентября 1987 года был принят Монреальский протокол по веществам , разрушающим озоновый слой . Впоследствии по инициативе ООН этот день стал отмечаться как Международный день защиты озонового слоя . 2 сентября 1997 года состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по охране озонового слоя правительства России . Члены этой комиссии рассмотрели проект Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг. Эта программа направлена , в первую очередь , на реконструкцию предприятий холодильной промышленности и прекращение потребления в холодильных машинах и агрегатах ОРВ . Ею предусматривается создание производств озонобезопасных холодильных агентов , вспенивателей и растворителей . 

Достаточно сказать , что производство ОРВ в России снизилось в 10 раз - с 205 тыс. тонн в 1990 г. до 18 тыс. тонн в 1996 г. Эта тенденция сохраняется и сей час , однако на нулевой уровень сможем выйти не ранее 2000 года .

Федеральная программа предполагает финансирование из различных источников , включая Глобальный экологический фонд , средства федерального бюджета , российских вне бюджетных фондов и средства самих предприятий . Перестроить свое вредное производство смогут заводы и фабрики по выпуску аэрозолей и холодильного оборудования. В Москве значительную часть выделенных средств направят на реконструкцию одного из самых главных производителей аэрозолей - Мосбытхим .

                           СХЕМА

В Москве , так же как и в других крупных городах мира , в значительной степени изменены погодно-климатические условия .

Регулярные метеорологические наблюдения на территории Москвы , проводимые с мая 1820 года , показывают , что метеоусловия в городе значительно отличаются от погоды даже в ближайшем Подмосковье . Над городом увеличивается количество осадков , гроз , градобитий : частота гроз на 17% , а повторяемость осадков - на 30-40% выше .

Туманы в Москве наблюдаются в течение всего года . Число дней с туманами в среднем за год составляет 17-28 . Фронтальные туманы в Москве бывают чаще , чем в ее окрестностях , из-за большего загрязнения городского воздуха .

 На интенсивность и количество осадков над городом основное влияние оказывает структура застройки и тепловыделения . Это влияние значительно больше , чем воздействие рельефа . Обычно в ее центральной части бывает теплее , чем на окраинах и в пригородах на 3-4 градуса , а при антициклонах в дни со слабыми ветрами эта разница может достигать 10 градусов . Загрязненный воздух города препятствует теплоотдаче земной поверхности , что способствует концентрации тепла в нижних слоях атмосферы. Повышенные температуры приземных слоев воздуха в холодное время года влияют на вид атмосферных осадков . Так в циклоническую погоду при температуре воздуха близкой к нулю , вместо обычного в пригородах снега в городе часто идет дождь . Повышенное количество осадков ( более 700 ) , отмечается на западных и южных окраинах Москвы , а также в восточных ее частях и прилегающих пригородах ( 675 мм ) , в то же время на юго-восточных окраинах отмечается пониженное для Москвы , но близкое к среднегодовому в Подмосковье количество осадков- 575 - 600 мм . Городской воздух содержит в себе большое количество твердых частиц , которые служат дополнительными ядрами конденсации . В связи с этим в Москве выпадает в среднем на 25% больше снега , чем в Подмосковье , но тает он быстрее , так как в результате загрязнения его отражательная способность снижается в 2-3 раза . По этому загрязненный снег больше поглощает солнечной радиации и быстрее тает , чем чистый . Вследствие усиленного нагрева территории города летом над ним наблюдаются мощные восходящие потоки теплого воздуха . В результате интенсивно образуются кучевые и кучево-дождевые облака .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.