скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономические аспекты предотвращения и ликвидации загрязнения

Реферат: Экономические аспекты предотвращения и ликвидации загрязнения

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Предмет: Экономика природопользования.

РЕФЕРАТ

 

тема: «Экономические аспекты предотвращения  и ликвидации загрязнения».

Студентки III курса

Горного факультета

Специальность: 061100

Шифр: 897962

Белавиной Светланы Вадимовны

2000 год

 
 



СОДЕРЖАНИЕ

1 Загрязнение и общественные интересы                         3

2 Источники и объекты загрязнения окружающей среды  5

3 Загрязнение атмосферы                                                  7

4 Загрязнение воды                                                            12

5 Загрязнение и отходы                                                     15

6 ВЫВОДЫ                                                                          20

7 Список литературы                                                          20


Загрязнение и общественные интересы

Рассмотрим проблему загрязнения окружающей среды в связи с возникающим для общества ущербом, экстернальными издержками. И определим оптимальный — с позиций общества — уровень производства.

Рыночная система является эффективной при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся природные блага (провалы рынка). Когда пред­приятие эксплуатирует бесплатные природные блага (например, асси­миляционный потенциал воды или воздушного бассейна), это не стоит ему ничего и не отражается на его внутренних затратах, однако при этом возлагаются дополнительные экстернальные издержки на все об­щество.

Важно оценить воздействие экологических возможностей по нейт­рализации загрязнений, ассимиляционного потенциала среды на эко­номические показатели. Разные территории обладают неодинаковым ассимиляционным потенциалом. Например, способность к ассимиля­ции загрязнений, устойчивость экосистем в северных регионах ниже, чем в южных. Очевидно, что чем выше ассимиляционный потенциал природной среды, тем меньше могут быть природоохранные затраты на предотвращение загрязнений, тем выгоднее условия для экономическо­го развития и минимизации общественных и частных издержек. Это придает ассимиляционному потенциалу конкретной территории впол­не реальную экономическую ценность. В масштабе планеты важную роль в глобальном экологическом регулировании играет Россия, где две трети территории не затронуты хозяйственной деятельностью. В прак­тическом плане ассимиляционные возможности обычно получают свое отражение в стандартах и нормативах максимально возможного загряз­нения без нанесения ущерба природной среде.

На рис. 1 показан момент возникновения экстернальных издер­жек для общества в зависимости от ассимиляционной емкости. При уровне производства на предприятии-загрязнителе до объема Qa при­рода справляется с дополнительными нагрузками, благодаря своим ас­симиляционным возможностям. Этому соответствует на рисунке пересе­чение кривой производимых предприятием загрязнений и горизонталь­ной прямой ассимиляционной емкости в точке, соответствующей объе­му загрязнений А и уровню производства Qa. То есть загрязнения в количестве А природа еще может выдержать и «внешнего» экологиче­ского ущерба для общества нет.

Однако при увеличении объемов производства свыше Qa и соответ­ственно росте загрязнений более количества А, свыше ассимиляцион­ной емкости среды возникают экстернальные издержки, налагаемые на общество.

Теория экономической эффективности предполагает, что загряз­нитель (предприятие, фирма, государство и т.д.) должны полностью компенсировать экологический ущерб, наносимый их деятельностью. Это создает стимулы для сокращения ущерба от загрязнения по крайней мере до того уровня, где предельные издержки сокращения загрязнения для производителя будут равны предельному ущербу, причиняемого этим загрязнением.

Рассмотрим проблему нахождения экономического оптимума за­грязнений. Это понятие не означает, что загрязнений вообще не должно быть, и они все нейтрализуются. К сожалению, в экономической дейст­вительности это невозможно, так как чем больше улавливается загряз­нений, тем дороже обходится борьба с каждой последующей единицей загрязнения. Тем самым для полной ликвидации загрязнений потребу­ются колоссальные затраты и легче будет вообще ничего не произво­дить. Речь должна идти об определенных условиях, при которых дости­гается экономический оптимум между эффективностью производства и экстернальными издержками, экологическим ущербом.

На рисунке 2 показывается возможное определение экономиче­ского оптимума загрязнений.

Обозначения: 1 — предельная чистая частная прибыль; 2 — предельные экс­тернальные издержки.

Предположим, что окружающая среда обладает ассимиляционным потенциалом, позволяющим ей нейтрализовать часть производимых загрязнений. На рис. 2 объем загрязнений, не превосходящий вели­чину za (нижняя горизонтальная ось), может поглощаться средой без нанесения экономического ущерба. При этом объем производства не должен превосходить qa и предельные экстернальные издержки равны нулю (верхняя горизонтальная ось). Кривая 1 представляет собой кри­вую предельной чистой частной прибыли, получаемой фирмой-загряз­нителем при увеличении производства на одну единицу (предельная 'чистая прибыль равна разнице между получаемым предельным дохо­дом и предельными издержками производства). Кривая 2 предельных; экстернальных издержек отражает экономический ущерб, наносимый загрязнением, в расчете на дополнительную единицу производства.

Экономический оптимум загрязнений достигается в точке X, где пересекаются кривые 1 и 2. В этой точке предельная чистая прибыль производителя равна предельным экстернальным издержкам. При этом уровень производства равен Q, а уровень загрязнений — Z.

Важно подчеркнуть, что в точке Х достигается и социально опти­мальный уровень производства. Без учета внешних издержек (только на основе внутренних издержек) оптимальный уровень производства для предприятия-загрязнителя составил бы qb, а объем загрязнений — zb. До достижения этих показателей предприятие получало бы при­быль (см. кривую 1 на рис. 2). В этом случае уровни производства и загрязнений превышали бы социально оптимальные (Q и Z) и обществу наносился бы не компенсируемый ущерб.

Покажем, что экономический оптимум достигается именно в точке X. Предположим, что предприятие решило увеличить производство и производить продукцию в объеме Qc, что больше оптимального количе­ства Q (рис. 2). При этом производится и больше загрязнений Zc (Zc >Z). Однако в этом случае предельная чистая прибыль фирмы сущест­венно ниже экологического ущерба, предельных экстернальных издер­жек всему обществу, наносимого предприятием, и который оно должно компенсировать. (На рисунке «площадь прибыли» фигуры QXXiQc меньше «площади издержек» QXCQc). To есть увеличенный уровень производства Qc «социально неэффективен». Работа предприятия ста­новится убыточной для него -— сумма внутренних и внешних издержек превышает прибыль.

Достижение экономического оптимума еще раз показывает важ­ность роли государства в регулировании природопользования. В усло­виях «чистого» рынка производилось бы больше загрязнений и эколо­гический ущерб для общества был бы выше. Государство посредством экономического (налоги, платежи и пр.) или прямого (законы, стандар­ты) регулирования заставляет загрязнителя платить за причиняемый им экологический ущерб (принцип «загрязнитель платит»). Тем самым достигается замыкание, интернализация экстерналий, превращение внешних для фирмы издержек во внутренние. Подробнее роль государ­ства в охране окружающей среды будет рассмотрена дальше.

Источники и объекты загрязнения окружающей среды

Загрязнением окружающей среды называется прямое или косвен­ное негативное воздействие на нее, вызываемое антропогенной дея­тельностью.

В принципе, загрязнение может происходить и за счет естествен­ных источников в результате природных процессов. Но большинство выбросов, связанных с этими причинами, как правило, не приносит окружающей среде особого вреда, так как не достигает опасных для нее концентраций за счет рассеивания, растворения, поглощения. Исклю­чение составляют природные катастрофы или опасные природные яв­ления, к которым относятся наводнения, землетрясения, сильный ветер, оползни, снежные лавины и засуха.

ВСТАВКА 1

Территория России испытывает на себе влияние всего спектра опас­ных природных явлений. В последнее время ежегодно фиксируется около 400 чрезвычайных ситуаций природного характера. 20% территории РФ подвержено воздействию землетрясений силой более 7 баллов. Всего за период 1992-1996 гг. произошло 120 землетрясений, среди которых 2 имели катастрофические последствия. Землетрясения занимают первое место по ущербу и по числу человеческих жертв.

На втором месте по этим показателям находятся наводнения. В России угроза наводнения актуальна для более чем 700 городов. Площади затоплений колеблются от 50 до 400 тыс. км.

Наиболее опасными с точки зрения природных явлений в России являются Дальневосточный и Северо-Кавказский регионы.

Однако основные проблемы загрязнения связаны с деятельностью человека, т.е. обусловлены искусственно созданными источниками, ко­торые делятся на стационарные (предприятия промышленности, сель­ского хозяйства и т.п.) и передвижные (транспорт).

Выбросы от этих источников поступают в природную среду в виде газообразных, жидких или твердых веществ. Это — так называемые первичные загрязнители. В процессе выбросов эти вещества взаимодей­ствуют между собой, а также с элементами природы и зачастую обра­зуют новые вещества (синергетический эффект), являющиеся вторич­ными загрязнителями.

Основными объектами загрязнения являются атмосфера и вода. Все другие элементы окружающей среды (земля, лес, растения и т.д.), как правило, загрязняются опосредовано.

Для того чтобы обеспечить контроль за загрязнением окружающей среды устанавливаются стандарты воздействия на нее и стандарты ка­чества. При этом исходят из того, что уровни загрязнения в пределах стандартов (часто их называют нормативами) находятся внутри асси­миляционного потенциала экосистемы, или иными словами, не оказы­вают отрицательного воздействия на окружающую среду.

Начиная с 90-х гг. для каждого предприятия устанавливается нор­матив допустимых выборов различных веществ в единицу времени — обычно в год. Для атмосферы — это предельно допустимые выбросы (ПДВ). Для воды — предельно допустимые сбросы (ПДС) как в откры­тые водоемы, так и в канализацию.

Процесс стандартизации выбросов начался в конце 80-х гг. и был растянут по времени. Далеко не все предприятия оказались готовыми к жесткому контролю за своими загрязнениями, чему были и объектив­ные причины (в условиях централизованной, плановой экономики от предприятия мало зависел выбор технологии, объем инвестиций в ее обновление, а также объемы и ассортимент выпускаемой продукции), и субъективное нежелание осуществлять дополнительные затраты на сни­жение валовых выбросов. В этих условиях при априори заданном положении о недопустимости не только закрывать, но и приостанавливать производства приходилось идти на компромиссы. Одним из таких ком­промиссов можно считать установление временных стандартов, превы­шающих предельно допустимые. Временными они назывались потому, что действовать должны были в течение определенного времени, за ' которое предприятия обязаны были реализовать программы для дости­жения нормативных показателей. Такие стандарты называются вре­менно согласованными выбросами или сбросами (ВСВ, ВСС). Устанав­ливались они обычно на один год, а затем зачастую продлевались.

Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) велся таким об­разом, чтобы в результате загрязнения обеспечивались бы такие его размеры, которые не приводили бы к нарушению нормативов содержа­ния вредных веществ в единицах объемов атмосферы или воды. Такие стандарты называются предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Они устанавливаются для каждого вещества. По аналогии с валовыми выбросами считается, что концентрации загрязнителей в пределах нормативов не приводят к отрицательному влиянию на окру­жающую среду. ПДК бывают максимально разовые, измеряемые в те­чение суток, и среднесуточные, из которых впоследствии рассчитыва­ются среднегодовые показатели концентраций.

Процессы расчетов ПДВ (ПДС) и ПДК связаны между собой. Сна­чала для источника устанавливается первичное значение объема вы­бросов, которые суммируются с фоновым загрязнением с учетом рассе­ивания. Затем в контрольных точках измеряют концентрацию рассчи­тываемого вещества. Если концентрация в контрольных точках равна ПДК, то начальное значение ПДВ (ПДС) утверждается как стандарт­ное. Если ПДК превышена, то начальное значение ПДВ уменьшается до тех пор, пока не будет обеспечиваться нормативная концентрация. Если же она меньше, чем допустимо, то норматив предельных выбросов может быть увеличен.

Все выбросы, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС), если таковые установлены, считаются сверхнормативными или сверх­лимитными. Рассчет предельно допустимых выбросов (сбросов) имеет вполне конкретный экономический смысл. Именно эти нормативы ле­жат в основе платежей предприятий за загрязнение, применяемых в нашей стране (подробнее об этом будет сказано в разделе, посвященном хозяйственному механизму природопользования).

Недостатки практического воплощения в жизнь идеи установления стандартов качества среды и воздействия на нее заключаются в следу­ющем. Во-первых, такие стандарты установлены не для всех выбрасы­ваемых в окружающую среду веществ (см. Вставку 2); во-вторых, в них не учитывается синергетический эффект, когда два или несколько веществ, взаимодействуя между собой, дают суммарный результат, отличный от суммы сложения их независимых эффектов; в-третьих, до сих пор не доказано в полной мере, что установленные нормативы

предельных концентраций действительно отражают тот порог, за кото­рым не происходит вредного воздействия на окружающую среду; нако­нец, в-четвертых, многие предприятия обладают в настоящее время столь слабой техникой контроля, что говорить о точности измерений выбросов вредных веществ можно лишь достаточно условно.

ВСТАВКА 2

В мире в массовых масштабах производится около 5 тыс. веществ, а  в количествах более 500 т. в год — 13 тыс. Всего же человек научился синтезировать более 10 млн. веществ. Около 80% веществ, используемых,   человеком, не оценены с точки зрения их влияния на окружающую среду, в том числе — и на живые организмы.

Загрязнение атмосферы

Атмосфера испытывает загрязнение в основном от химических ве­ществ, поступающих в нее на различных стадиях производства и утилизации продукции. Эти вещества находятся в газообразном, жидком и твердом (пыль, сажа и т.п.) состоянии. Ввиду большой опасности выделяют также радиоактивное загрязнение веществами (изотопы радона, стронция, плутония), находящимися в форме газов или взвешенных частиц. Кроме того существует тепловое загрязнение, образующееся в результате антропогенной деятельности и влияющее на температурный баланс, загрязнение шумом, образующееся в результате работы техники, транспорта, бытовых приборов и, наконец, — электромагнитное загрязнение из-за функционирования телерадиостанций, радиолокационных установок, линий электропередач высокого напряжения.

Загрязнение атмосферы химическими веществами — наиболее существенный фактор общего загрязнения. Как уже говорилось, его источниками могут быть как стационарные установки, так и транспор­тные средства. Всего от стационарных источников в РФ (как правило, это предприятия) в последнее время выбрасывается более 20 млн т загрязняющих веществ в год, 80% которых находятся в газообразной или жидкой форме. Это — чистый выброс, получающийся после улав­ливания большей части загрязнителей. Показатель улавливания доста­точно высок, он составляет около 75 % от общего количества отходящих  загрязняющих элементов. Иными словами, если бы технологий улав­ливания не существовало бы, ежегодный выброс химических веществ .достиг бы размеров примерно в 100 млн т. Нужно сказать, что объем 'выбросов от стационарных источников в последние годы уменьшается ; (в 1990 г. было выброшено 34 млн т), что в первую очередь является 'следствием падения объемов производства, а не решающих успехов в деле охраны окружающей среды. Однако, как следует из графика1., производство сократилось в большей степени, чем выбросы. Это подтверждает тезис о том, что бороться с загрязнением методами простого закрытия предприятий или сворачивания отдельных отраслей малоэффективно. Без структурной перестройки, изменения технологий остав­шиеся предприятия могут даже увеличить выбросы в масштабах страны как абсолютно, так и относительно за счет старения основных средств, в том числе и экологического назначения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.