Реферат: Статистическое изучение загрязнения окружающей среды
Исследованиями доказано, что в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения в результате лесомелиоративных и агротехнических мероприятий снижается поверхностный сток воды с пашен в 2 раза, слой снега с полей — на '/.,, а непродуктивное испарение — на 15—20%.
Леса эффективно предохраняют водоемы от химического, органического и теплового загрязнения. Нерациональная вырубка лесов вдоль озер и рек, например, ведет к повышению температуры их воды на 7—8 градусов по Цельсию, что нередко отрицательно влияет на водную фауну. Так, у холоднокровных пресноводных с увеличением температуры воды резко возрастает потребность в кислороде (в 2—3 раза больше, чем обычно), и при его недостаточности в воде они быстро гибнут.
Леса имеют большое санитарно-гигиеническое значение, которое возрастает с развитием промышленного производства, ростом городов и дальнейшей урбанизацией.
По запасам лесонасаждений и по площади, занятой лесами, Россия занимает одно из первых мест в мире. Так, в России в начале 90-х гг. на одного человека приходилось 5,16 га леса, в США — 0,8 га, в Финляндии и Швеции — 3,9 и 2,6 га и лишь в Канаде — 6,6 га.[2]
Как подсистема статистики окружающей среды, статистика лесных ресурсов включает комплекс показателей, которые характеризуют наличие, состояние, восстановление лесных ресурсов, меры по их охране и уходу за ними, изменение количественного и качественного состава лесных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека и природных факторов и их влияние на специфические социально-гигиенические защитные функции леса.
Единицей статистического наблюдения являются лесхозы, леспромхозы и другие организации, выполняющие лесовосстановительные работы, осуществляющие уход и охрану лесных массивов, независимо от источников финансирования.
Совокупность лесных земель (покрытых и непокрытых лесом, например, площади гарей, пустырей, необлеснившиеся лесосеки, редины и т. д.) и нелесных земель, расположенных среди лесов (сельскохозяйственные угодья, дороги, болота, водоемы, овраги, каменистые склоны и т. д.) составляет лесной фонд страны. В лесной фонд входят леса государственного значения и леса, находящиеся в ведении общественных и иных форм собственности хозяйств.
К лесам государственного значения относятся: леса государственных органов лесного хозяйства; леса, закрепленные за министерствами и ведомствами; городские леса, заповедники, национальные (природные) парки.
Леса в зависимости от их народнохозяйственного значения, местоположения и выполняемых природоохранных функций разделены на 3 группы.
В I группу входят леса, имеющие:
водоохранное значение (запретные полосы вдоль водных объектов по берегам рек, озер, а также запретные полосы лесов, оберегающие нерестилища ценных промысловых рыб);
защитное значение (лесные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, противоэрозионные леса, степные колки, ленточные боры и другие ценные лесные массивы);
санитарно-гигиеническое и оздоровительное значение (леса зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов, городские леса, леса зон санитарной охраны курортов, округов и источников водоснабжения).
В эту же группу входят леса орехо-промысловых зон, субальпийские и притундровые леса, заповедные лесные участки, имеющие историческую или научную ценность, природные памятники и т. д. В этой группе запрещена промышленная заготовка леса.
Во II группу вошли леса районов с развитой сетью транспорта, высокой плотностью населения, и это прежде всего леса, имеющие ограниченное эксплуатационное значение. Для сохранения защитных функций таких лесов установлен строгий режим лесопользования.
Группа III объединяет леса многолесных районов, имеющих в основном эксплуатационное значение и предназначенных удовлетворять потребности народного хозяйства в древесном сырье без ущерба защитных свойств леса.
Объем запасов древесины на корню зависит от породы леса, степени его спелости и класса бонитета, который рассчитывается с учетом средней высоты насаждений в конкретном возрасте. Выделяют следующие основные лесообразующие породы: хвойные, твердолиственные и мягколиственные.
6. Система экологического и экономического учета
Концепция экологически безопасного и устойчивого развития, упомянутая в начале главы, после обсуждения в рамках совместных семинаров, организованных Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирным банком, признана методической основой экологического учета в рамках СНС.
Сущность концепции состоит в том, что необходимо установление сбалансированного равновесия между потребностями человека и природой, которое бы защитило флору и фауну от пагубного экологического воздействия и сохранило природную среду для будущих поколений. Другими словами, расширение экономической деятельности возможно в пределах, обеспечивающих сохранение природного и антропогенного капитала. Более узкое понимание устойчивости обусловливает замещение природного капитала антропогенным и поддержание соответствующего уровня.
Пересмотренный вариант СНС 1993 года позволил проанализировать возможности согласования различных концепций, классификаций и показателей окружающей среды и природных ресурсов с системой национальных счетов. Такая взаимосвязь была предпринята в рамках вспомогательной системы СНС по комплексному экологическому и экономическому учету Несмотря на ряд нерешенных вопросов теоретического и практического характера, данный подход получил одобрение Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая в Повестку дня на XXI-век включила программную область «Создание систем комплексного экологического и экономического учета». Назначение, этой системы состоит в обеспечении комплексной эколого-экономической информацией, необходимой при осуществлении экологической политики на национальном уровне и для международной сопоставимости данных в этой области.
Система экологического и экономического учета (СЭЭУ) предназначена для отражения взаимосвязей окружающей природной среды и экономики и включает: элементы экономических потоков, запасов, операций из традиционной СНС, позволяющие оценить влияние экономики на экологию;
экологические потоки и запасы, для которых применимы стоимостные нерыночные оценки использования окружающей природной среды;
потоки природных ресурсов в физическом измерении из окружающей природной среды в экономику и их дальнейшая трансформация, включая потоки отходов экономики в природную среду;
характеристику состояния окружающей среды в физическом выражении в той мере, в какой требуется для анализа влияния последствий экономической деятельности на окружающую среду.
СЭЭУ предполагает согласование показателей экономического учета с существующей системой показателей окружающей среды и природных ресурсов.
Взаимодействие экономики и окружающей природной среды с экономических позиций рассматривалось и в более ранних вариантах СНС (СНС ООН 1968 года). В этом варианте использование природной среды имело ограниченное отражение и не влияло на затраты и на величину ВВП. Так, если ухудшение качества земли было связано со скоплением отходов, то это отражалось в рамках «других изменений» стоимости земли только в случае, когда оно влияло на ее рыночную стоимость. В качестве издержек в СНС учитывались только затраты по транспортировке отходов к месту их удаления.
Версия СНС 1993 года предусматривает более широкий охват активов. С точки зрения цели СЭЭУ первоочередное внимание должно быть уделено той части природной среды, которая подвержена или может оказаться под воздействием деятельности человека.
Часть природной среды потенциально или фактически, косвенно или прямо затрагиваемая человеческой деятельностью, называется природным капиталом, или природными активами.
К природным активам относятся:
биологические активы, созданные природой;
активы недр, земли, воды с их экосистемами;
все животные (дикий и домашний скот), растения, включая культивируемые культуры и деревья, и окружающая их природная среда (экосистемы).
СНС включает только экономические активы, т. е. природные активы, закрепленные на правах собственности и приносящие прибыль их владельцам.
Экономические активы подразделяются на непроизведенные природные активы и произведенные.
Непроизведенные природные активы — земля, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы, объединенные в категорию материальных непроизведенных активов.
Произведенные активы подразделяются в свою очередь на основные материальные фонды (активы) и материальные оборотные средства.
К основным материальным произведенным активам, включаемым в категорию культивируемых активов, относятся активы, расширение которых происходит главным образом в результате культивации и которые контролируются человеком, например, лесопосадки, сады, виноградники и т.д., дающие постоянные урожаи, а также тягловый, племенной и молочный скот.
К материальным оборотным средствам, включаемым в категорию текущих работ по культивируемым активам, относятся например скот, предназначенный на убой, плоды фруктовых деревьев и кустов.
7. Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике.
В России до второй половины 80-х годов решения по развитию и размещению производительных сил принимались практически без учета экологических факторов. В связи с этим в стране возникла напряженная экологическая обстановка, а в отдельных районах и городах создалось кризисное, а подчас и катастрофическое положение. В ряде мест необратимая деградация окружающей среды зашла столь далеко, что они стали непригодными для жизни и хозяйственной деятельности.
Спад производства в базовых отраслях экономики не дал заметного снижения фоновой экологической нагрузки в промышленных центрах, городских агломерациях. Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты, угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов Крайнего Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенно импортного), что ухудшает экологическую обстановку.
В производствах с горячими технологиями, где спад экономики повышает технологический резерв оборудования, рост аварийности возможен из-за частого использования нештатных режимов, когда безопасность определяется квалификацией и ответственностью диспетчеров. Имеется большая вероятность возникновения аварийных ситуаций на европейской территории России (в частности в Центрально-Черноземном регионе, в республиках Поволжья), в Сибирском регионе в районах интенсивной нефтегазодобычи, где изношенность оборудования достигает более 60%, что в кризисный период резко повышает возможность крупных аварий.
В структуре капитальных вложений природоохранные расходы (без мелиорации) занимают в России не более 7—8 %. Используются они в последние годы на 70—80 %. В 1995 г. на природоохранные цели ассигнования в бюджете России предусмотрены не были. Финансирование из региональных бюджетов и внебюджетных экологических фондов осуществляется крайне недостаточно и часто не по прямому назначению. На предприятиях, в целях экономии идет сокращение ввода очистного оборудования, что так же сказывается на повышении выбросов. Однако в 1995 г. на складах находилось 4,1 тыс. единиц пылеулавливающего и газоочистного оборудования, которое не было востребовано.
Финансовые трудности промышленных предприятий вызывают сокращение издержек за счет природоохранных расходов. Растет количество стихийных свалок в пригородах (дорожают услуги полигонов), тайных сбросов и закачек отходов в подземные воды. Сокращается рекультивация отвалов. О снижении объемов ввода очистных сооружений свидетельствует кризис с реализацией экологической техники в России, свертывание продаж биотехнологий на специализированных биржах.
Такие явления, как суверенизация, автаркия (т.е. политика хозяйственного обособления), разрывы связей, удорожание транспортировки ведут к повсеместному использованию в технологических процессах некондиционного сырья, аварийного оборудования, что приводит, как правило, к росту производственного травматизма, профессиональных заболеваний, промышленных отравлений. При сменах технологии вероятно подключение новых типов стоков к системам очистных сооружений, ориентированным на иной спектр загрязнителей.
Любые дополнительные вложения руководители предприятий стремятся направить в производство. Поэтому возрастает разрыв между производственными мощностями и системами природоохранной инфраструктуры. В условиях становления рыночных отношений, общего кризиса и спада производства усугубляются прежние экологические проблемы и возрастают новые.
Негативное воздействие на природу крупных предприятий сохраняется прежде всего в сложившихся старых многопрофильных промышленных центрах. В условиях кризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляется непосредственно в производство. И без того крайне перегруженная инфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки) может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный рост загрязнения воздуха и воды в промышленных центрах Российской Федерации создает весьма тревожную экологическую ситуацию.
Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это характерно для предприятий легкой и пищевой промышленности. Особенностью экологического воздействия этих предприятий является дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка не концентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районные центры, пригороды, сельские районы.
Внимание предпринимателей к пищевой и легкой промышленности, развиваемых преимущественно в малых городах и сельских центрах со слабой инфраструктурой очистных сооружений, ведет к росту удельных (на единицу продукции) загрязнений отходами производств, вредными выбросами в атмосферу и загрязнению водоемов. Вне крупных городов количество коммунальных канализационных сетей и очистных сооружений недостаточно, а в ряде районных центров вообще отсутствуют. В относительно крупных областных городах при остром дефиците средств реконструкция этих систем в ближайшие годы может остановиться. Сбросы же новых предприятий чаще всего будут замыкаться именно на общегородские системы отвода и очистки стоков. В общегородские канализационные сети весьма вероятно будут поступать производственные стоки, на очистку которых муниципальные очистные сооружения не рассчитаны. Возрастает аварийность из-за наличия в трубах активных химически агрессивных отходов. Осадки сточных вод становятся не пригодными для использования в качестве удобрений, встает проблема их утилизации.
Серьезно осложняется экологическая обстановка и в связи с усложнением природоохранного контроля. Все системы контроля до настоящего времени были ориентированы на крупные предприятия. Для малых предприятий со специфическим набором выбросов и сбросов нет инструментального обеспечения, не налажена система отчетности.
Серьезный просчет допущен при формировании пакета документов по приватизации государственного имущества. Условиями приватизационных конкурсов не предусматривался установленный уровень экологической безопасности приобретаемого объекта. Таким образом, возникает угроза экономии на экологических издержках. К сожалению, законодательство еще недостаточно подготовлено к решению природоохранных задач в специфических условиях перехода к рыночным отношениям. Относительно новая проблема — экологическая регламентация деятельности зарубежных фирм.
Необходимо экологизировать весь блок хозяйственного законодательства, нормативные акты, регулирующие приватизацию и создание совместных предприятий. Нормативная база природопользования и охраны природы должна быть адаптирована к новым рыночным условиям, избавлена от рецидивов прямого государственного регулирования.
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.