скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Деревянные ремесла и промыслы

Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.

Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже "во плоти") новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.

Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что "родимые" образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе "Св. мученица София".

Предназначение домашней иконы - являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связь между маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Это поддерживает человека на его жизненном пути Православного христианина. Тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе – не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека, живущего на земле.

В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба по дереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. На протяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традиции самобытной деревянной пластики.

Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского, носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающееся произведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкое мастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним из важнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегда уделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в 1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характер необычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этого находилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рук ростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.

Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву, даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем. Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. И если живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, то скульптура - только в настоящее время. Исследователями было открыто большое количество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы, и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народного творчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревянная скульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа же иконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности в работе. Допустить ошибку тут невозможно - один неверный рез губит всю предыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.

Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой - одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: "В избу — вороном, из избы — белым лебедем". Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка - липовое поленце - резьба по дереву искусного резчика.

Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена: мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее.

Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане. И это не случайно - ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся.

Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.

Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многие стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчика влияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.

Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.

1.2 Деревянные ремесла и промыслы в настоящее время

Традиционное декоративно-прикладное искусство - это цельный, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение.

Выставки современного искусства в разные годы с успехом демонстрировали мастерство восточно-казахстанских прикладников в городах Алматы, Астане, Ереване, Ленинграде, Москве, Новосибирске и других. И каждый год весной, экспозиции, в которых участвуют наши народные умельцы, а также выставляются предметы из фондовых коллекций, проходят в этнографическом музее.

Работы мастеров всегда демонстрируют преемственность традиций и новые подходы, диктуемые современностью. На нынешней выставке, в частности, представлены работы мастеров, занимающихся флористикой. Применение простейших средств - растений, гальки, камней - привлекает мастеров к этому виду творчества.

Резьба по дереву, один из самых древних и традиционных видов прикладного искусства, по сей день остается одним из популярных видов народного творчества.  

Один из авторов - хорошо известный и, к сожалению, ныне ушедший из жизни поэт Евгений Васильевич Курдаков. В 70-х годах прошлого века он был неоднократным лауреатом городских, областных и республиканских конкурсов, проводимых среди мастеров резьбы по дереву. В свое время он работал заведующим художественными мастерскими в университете в г. Новгороде. Но единственное место, где можно увидеть его коллекцию - панно, корневую скульптуру, уникальную скульптуру малых форм - это наш этнографический музей. Позже мастер освоит и другие ремесла, но предпочтение отдаст литературному делу.

Исходный природный материал для мастера - это не только древесина, доски для резьбы по дереву, это и капы - наросты на деревьях, капо-корни с уникально-причудливой пластикой, это и корни деревьев, выросших на обрывах, на каменистой почве, принимающие часто сильно изогнутую, закрученную, витиеватую форму, захватывающие иногда и камни, и гальку. Такие корни с естественной инкрустацией особенно декоративны и представляют большой интерес для творца.

В поисках природного материала Евгений Васильевич бывал в разных уголках Восточного Казахстана - корчевья, заброшенные участки, ручьи, горы, буреломы, участки лесных пожарищ - неполный перечень тех мест, которые посетил мастер. Его путешествия в поисках исходного материала нашли отражение в его поэтическом творчестве.

Работы его разноплановы - панно, декоративные вазы, разнохарактерная скульптура, персонажи которой - это былинные, юмористические, комические, аллегорические герои. Природный материал творчески переосмысливается и доводится мастером до определенного художественного образа. В каждой работе, в каждом изделии, в пластике дерева, его теплоте, красоте цвета живет образ леса, образ связи человека с природой.

Евгений Курдаков в свое время работал в этнографическом музее реставратором, научным сотрудником, давал консультации резчикам по дереву. В 1986 году выходит в свет его уникальная книга "Лес и мастерская" - результат увлечения резьбой, флористикой, серьезное исследование с рекомендациями мастерам декоративно-прикладного искусства. Книга снабжена фотографиями, дополнена рисунками. С этого времени мастер целиком посвящает себя литературному труду.

Мастера нашего края владеют разными видами техники обработки дерева. Пример тому - изделия Владимира Петровича Агеева - великолепные, с резным орнаментом, шкатулки, с древнейшим трехгранно-выемчатым орнаментом доски, скульптурно-объемные ладьевидные ковши, а также искусно выплетенные из берестяных полос корзинки (овладеть этим ремеслом не просто). Его работы отмечены высоким мастерством, редким проникновением в технологию и секреты народных ремесел. Работы из дерева мастеров декоративно-прикладного искусства г. Лениногорска представлены изделиями из капа Юрия Алексеевича Арепьева и Юрия Иосифовича Надейны.

Капы - наросты на деревьях и корнях. Примечательно, что емкости, выполненные из капа, никогда не растрескиваются. Юрий Арепьев - большой мастер по изготовлению изящных, легких декоративных чаш, ковшей, ваз, форма которых следует контурам и пластике наростов. Любимый материал - кап березы.

Юрий Надейн раскрывает неповторимую красоту текстуры капов с помощью обработки их на токарном станке. На изделия, для завершения рисунка и сюжета, коричневым красителем мастер тактично добавляет линии, штрихи. Работы его разноплановы. Уникальна декоративная ваза, выточенная из крупного наплыва капа, - она привлекательна исходной формой и зимним пейзажем, изображенным на ней.

Пример высочайшего профессионального мастерства в резьбе по дереву демонстрирует в своих изделиях Владимир Савельевич Акулов. Он блестяще использует технику инкрустации металла на дереве, будь то солонка "Курочка и петушок" или выполненные в казахском национальном стиле ожау - половники. Изготовление туесов, посуды, коробок из бересты - промысел очень старый, когда-то широко распространенный. Один из мастеров, занимающийся возрождением этого древнего ремесла - Павел Андреевич Никулин. В экспозиции - туески, выполненные им по старой технологии, в чисто крестьянском духе, без клея, без гвоздей. Делает мастер свои изделия с редким совершенством. Его сказочные чудо-птицы, расщепленные из древесины бруска, - подлинные произведения народного искусства: в них сочетаются техническое совершенство и художественная выразительность. Однажды выпорхнув из рук мастера, эти чудо-птицы не только нашли прописку в музейной экспозиции, но и в квартирах многих устькаменогорцев.

 

2. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия "Богородский резчик" села Богородское

 

2.1 Особенности производства на предприятии "Богородский резчик"

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.