скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Железнодорожная сеть Амурской области

По природно-ресурсному потенциалу Амурская область занимает 13 место среди регионов Российской Федерации. Общий экономических потенциал Амурской области по минеральному сырью, без учета пресных, минеральных и термоминеральных вод, оценивается в сумме около 12 триллионов рублей[9].

Ведущие полезные ископаемые

Ведущими полезными ископаемыми Амурской области является золото, железо, титан. Также одно из главных полезных ископаемых Амурской области - уголь. Его запасы и прогнозные ресурсы, пригодные для открытой добычи, составляют не менее 8,0 млрд. тонн. Общий ресурсный потенциал каменных и бурых углей области значительно превышает суммарные ресурсы Хабаровского края, Читинской области, Сахалина и Приморья и составляет почти 70 млpд. т, из них 43 млрд. т сосpедоточено в Амуpо-Зейской впадине.

В числе перспективных выделяют месторождения апатитов, меди, никеля, каолина, строительных материалов для производства цемента, стекла, керамики и т.д.

Гидроресурсы

Область занимает первое место в Дальневосточном регионе по запасам гидроэнергоресурсов. Здесь уже действуют Зейская гидроэлектростанция мощностью 1330 МВт и Бурейская ГЭС установленной проектной мощностью 2000 МВт, где в настоящее время ведется монтаж пятого энергоблока. В ближайшей перспективе намечается строительство Граматухинской ГЭС в нижнем течении реки Зея проектной мощностью 300 МВт.

Подземные воды

В Амурской области разведано более 20 крупных месторождений пресных и два месторождения минеральных вод. Кроме того, известно большое количество неразведанных проявлений пресных и минеральных вод, которые благоприятны для лечения ревматизма, желудочных, сердечно-сосудистых, кожных, желудочно-кишечных, мочекаменных и других заболеваний.

Сельское хозяйство

Амурская область занимает свыше 41% площади сельскохозяйственных угодий и 53% площади пашни в Дальневосточном федеральном округе.

Область располагает резервами для расширения посевных площадей в размере около 500 тыс. га

Потенциал региона:

наличие около 38% сельскохозяйственных угодий Дальнего Востока, что позволяет производить зерновые культуры, сою, картофель, овощи, заниматься свиноводством, птицеводством и пчеловодством. На севере области распространено оленеводство и пушной промысел  - 64% территории области покрыто лесами. Сырьевой потенциал области по запасам древесины составляет около 1,9 млрд. куб. м, расчетная лесосека, пригодная для хозяйственного освоения, достигает 9,9 млн. куб. м.

основу горнодобывающей промышленности составляют добыча золота и угля. При этом область богата залежами железных и титановых руд, цветных металлов, алюмосиликатного сырья, цеолитов, каолина

регион располагает значительным энергетическим потенциалом. На его базе функционируют Зейская ГЭС и Бурейская ГЭС

по территории области проходит Транссиб с БАМом, ведется строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск, имеются водные и воздушные транспортные магистрали, связывающие Дальний Восток и европейскую части России. Планируется строительство единой нефтепроводной системы по маршруту: г. Тайшет (Иркутская область) - Алдан (Республика Саха (Якутия) - г. Сковородино (Амурская область) с выходом в район г. Находка (Приморский край).


2. Характеристика транспортной сети Амурской области

2.1 Железнодорожный транспорт

Казённая железная дорога, конечный участок Транссибирской магистрали, построенная в 1906 - 16. Проходила по территории Забайкальской и Амурской обл. Способствовала развитию золотодобывающей промышленности, лесоразработок, рыбного и пушного промыслов. Основные участки: Куэнга - Урюм (193 версты, 1907-11), Урюм - Керак (597 вёрст, 1909-13), Керак - Дея с веткой на Благовещенск (641 верста, 1911-15), Дея - Хабаровск (454 версты, 1915-16). Общая протяжённость к 1916 достигла 1996 вёрст.

Изыскательские работы велись в 1894 - 1895 на северном участке под руководством инженера В.У. Савримовича; в 1906 - 07 на западном и восточном участках - инженера Ф.Н. Дроздова и Е.Ю. Подруцкого. Строительство осуществлялось в трудных климатических условиях, в районах вечной мерзлоты, в малонаселённой местности. Руководили работами инженеры Подруцкий, А.В. Ливеровский, В.В. Трегубов. На прокладке дороги было занято (1910) до 20 тыс. строительных рабочих из Центральных губерний России и Сибири[10].

Специальным постановлением правительства запрещалось привлекать иностранных рабочих. На Амурской железной дороге построены уникальные искусственные сооружения, в т. ч. крупнейший в России мост через р. Амур, проект которого разработал Л.Д. Проскуряков; первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте с применением теплоизолирующего слоя между обделкой тоннеля и породой; применён способ образования в условиях минусовых температур опоры моста из бетона с использованием его подогрева (предложение Ливеровского). На дороге были построены станционные здания и вокзалы, железнодорожные мастерские (на ст. Зилово и Укурей); через р. Амур функционировала железнодорожная паромная и ледовая переправы (до введения в эксплуатацию моста). Дороге принадлежал пароход. Пропускная способность Амурской железной дороги - 9 пар поездов в сутки.

На дороге были открыты начальные школы и больницы (на ст. Сбега, Ксеньевская, Могоча, Амазар, Уруша). Находилась в ведении МПС; управление в Хабаровске. В 1922 Амурская железная дорога передана НКПС. На начало 1991 основной линии в составе Забайкальской железной дороги и Дальневосточной железной дороги.

Байка́ло-Аму́рская магистра́ль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (рисунок 2). Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

По состоянию на 2008 год, на территории Амурской области имеются следующие железнодорожные линии общего пользования, находящиеся в ведении компании "РЖД" (рисунок 3): участок главного хода Транссибирской магистрали (историческая Амурская железная дорога) Малоковали - Ядрин, участок главного хода исторической Байкало-Амурской железной дороги Олёкма - Ульма, участки исторической Амуро-Якутской железной дороги Бамовская - Тында и Бестужево - Якутский, тупиковые ветви Сковородино - Рейново, Белогорск - Благовещенск, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск.

Линии общего пользования относятся к Забайкальской железной дороге (главный ход Транссибирской магистрали к западу от станции Архара, ветви Сковородино - Рейново, Белогорск - Благовещенск, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск), и к Дальневосточной железной дороге (находящиеся на территории области участки Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных линий, участок главного хода Транссибирской магистрали восточнее станции Архара).

Главный ход Трансибирской магистрали на всём протяжении имеет два главных пути, электрифицирован на переменном токе. Остальные линии почти полностью однопутные, нигде не электрифицированы.

На линиях Сковородино - Рейново, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск отсутствует пассажирское сообщение. По неподтверждённым данным, линия Сковородино - Рейново в 2008 году для перевозок не используется и может быть разобрана.

Ведомственные железнодорожные линии значительной протяжённости: Ледяная - Углегорск и далее к объектам ракетного полигона (космодрома Свободный), линия от станции Екатеринославка к объекту военного назначения, линии от станций Райчихинск и Прогресс к угольным карьерам.

Ликвидированные железнодорожные линии в Амурской области: Ушумун - Черняево, Бурея - Кивда, Шимановская - Чагоян. Линии Ушумун - Черняево и Бурея - Кивда были разобраны не позднее 1970-х годов. Линия Шимановская - Чагоян, имевшая протяжённость 45 километров, была введена в эксплуатацию в 1987 году, предназначалась в основном для освоения месторождения известняка. Эта железнодорожная линия почти не работала и была разобрана не позднее 2005 года.

В 2008 году возобновилось строительство железнодорожной линии Улак - Эльга, прерванное в 2002 году. Протяжённость этой железнодорожной линии составит свыше 300 километров, она пройдёт по территории Амурской области и республики Саха (Якутия). Предполагается электрификация линии Белогорск - Благовещенск. Рассматриваются планы строительства железнодорожного моста через реку Амур у станции Благовещенск, который свяжет Амурскую область с территорией Китайской Народной Республики[11].

На протяжении длительного времени обсуждаются планы строительства железнодорожных линий Февральск - Огоджа и Шимановская - Зея. По неподтверждённым данным, строительство линии Февральск - Огоджа было начато в 1993 году, вскоре было прекращено.

2.2 Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения железной дороги

Экономические положения области.

В структуре валового регионального продукта сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 8,7%, добыча полезных ископаемых - 5,1%, обрабатывающие производства - 3,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9,4%, строительство - 8,8%, оптовая и розничная торговля - 15,9%, транспорт и связь - 26,4%, прочие - 21,9%.

В настоящее время область специализируется на выработке электроэнергии, добыче бурого угля, золота, заготовке деловой древесины и лесопродукции из нее, производстве продукции машиностроения и металлообработки. Производимая продукция в основном реализуется на отечественном рынке, лесопродукция экспортируется в Японию, КНДР и КНР.

Объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" составил 8729,3 млн. рублей.

А это памятник Войнам-Афганцам. На Аллее Памяти была заложена горсть земли из города Кандагар (Афганистан). В церемонии принимал участие мэр Благовещенска Александр Мигуля.

В структуре отгруженной продукции добывающих производств наибольший удельный вес приходится на добычу руд и песков драгоценных металлов - 84%, на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых - 12%, на разработку песчаных и гравийных карьеров - 4%.

Область является крупнейшей сельскохозяйственной отраслью в Дальневосточном регионе. Здесь сосредоточено около 38% сельскохозяйственных угодий. Значительная часть их находится в южной и центральной зонах, климатические условия которых позволяют заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных культур, разведением крупного рогатого скота, свиней и птицы.

Лесопродукция является основной статьей экспорта Амурской области (более 80% валютной выручки). При этом необходимо отметить, что продукция деревообработки занимает лишь 5% в объеме экспорта лесопродукции.

Область находится на важнейших связующих звеньях транспортных коридоров России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Общая протяженность Транссиба и БАМа на территории области составляет более 3 тыс. км, в 2009 году завершается строительство автотрассы "Амур" (Чита - Хабаровск). На реках Амур и Зея находятся 4 речных порта.

На развитие экономики и социальной сферы области в 2006 году использовано 22,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 15% ниже уровня 2005 года. На снижение объема инвестиций в 2006 году повлияло снижение финансирования строительства автодороги Чита-Хабаровск и Бурейской ГЭС.

Основными получателями инвестиций являются такие виды деятельности, как:

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 33,7%;

транспорт и связь - 32,4%;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 8,1%;

добыча полезных ископаемых - 8,6%;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3,3%.

Основным источником инвестиций являются привлеченные средства (64,9%). Из собственных средств предприятий в экономику области поступило 35,1%.

Положительным моментом в 2008 году стало увеличение объемов иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом. Их объем составил 112 млн. долларов США, что на 15,4% больше уровня 2005 года. Иностранные вложения направлялись в организации, отнесенные к следующим видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 96,6% от общего объема иностранных инвестиций, обрабатывающие производства - 0,2%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,8%, строительство - 1,1%.

Современный рельеф области сформировался в результате длительного воздействия на земную кору внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли (рисунок 1). Амурская область имеет сложное геологическое строение, поскольку расположена в месте сочленения Сибирской и Китайской платформ. В пределах области выделяются:

1) Становая область протерозойской складчатости, в которой преобладают отложения возраста 1,7-1,6 млрд. лет; обнаружено несколько выступов архейского фундамента;

2) Монголо-Охотский пояс;

3) Буреинский кристаллический (срединный) массив;

4) мезозойс­кие прогибы;

5) кайнозойские впадины;

6) вулканические сооружения различного возраста;

7) интрузивные разновозрастные комплексы. Самый древний участок коры в Амурской области на севере и северо-западе Станового хребта. Этот район является частью Алданского щита Сибирской платформы. Возраст пород Становой зоны 3-3,4 млрд лет. В архее - протерозое (1,5-2 млрд. лет назад) происходили интрузии (внедрения) гранитоидной магмы. На протяжении сотен миллионов лет эти участки неоднократно покрывались морскими водами.

Почти таким же древним является Буреинский массив, "омоложенный" интрузиями палеозойского возраста (250-600 млн. лет назад).

Монголо-Охотская складчатая область (пояс гор Янкан-Тукурингра-Соктахан-Джагды) сформировалась в герцинское горообразование позднего палеозоя (250-400 млн. лет назад). К концу палеозоя вся территория области стала сушей.

В мезозойскую эру южная часть области опустилась на несколько километров и покрылась морем. За две сотни миллионов лет процессы выветривания и денудации понизили высоту гор на несколько тысяч метров, а весь обломочный материал накопился на территории впадин - морей, современных равнин.

Разрушение и смыв реками горных пород понижает поверхность на 12 м за 1 млн. лет (т.е. за 1 млрд. лет денудация "срезает" до 12 км пород). Появление осадочных толщ "запускает" геосинклинальный процесс (прогибание коры под тяжестью осадочных пород с дальнейшим воздыманием и складкообразованием), порождающий материковый тип коры.

К концу мела - началу палеогена (70-60 млн. лет назад) сложились условия для формирования угля. Климат в это время был субтропический, теплый, влажный. Это способствовало произрастанию пышных лесов из древовидных папоротников, орхидей, магнолий, секвойи и араукарий. Эти леса располагались на берегах мелководных и больших озер Райчихинского и Ерковецкого, периодически мелеющих и заболачивающихся. Отмирающая растительность течением рек сносилась на дно озер и здесь накапливалась. Ныне мощность угольных пластов в Райчихинском месторождении достигает 8 м. Угольные пласты на глубинах от нескольких десятков метров до 500-600 м залегают почти по всей Зейско-Буреинской равнине.

В это время на берегах озер жили динозавры. Так, на благовещенском "кладбище" динозавров найдены останки крупных хищников карнозавров (зубастых ящеров), растительноядных зауролофов, достигавших стоя на задних ногах высоты 12-14 м.

В палеогене, начале неогена (67-20 млн. лет назад) климат оставался теплым и влажным, но начался подъем краевых хребтов и равнин с врезанием рек в глубину. Размеры поднятий достигали 1000 м, а на севере и северо-востоке - 2000 м.

Четвертичный период ознаменовался резким похолоданием и иссушением климата. Кульминацией похолодания стало оледенение на севере области 20-12 тыс. лет назад. Длина отдельных ледниковых языков, спускающихся с гор, достигала на Ям-Алине, Эзопе, Становике 40-60 км. В это время по холодным степям и лесостепям Приамурья бродили мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, гиены и большерогие олени. И лишь около 8 тыс. лет назад установился современный климатический режим и тип растительности.

Амурская область - горно-равнинная территория. Горы и возвышенности занимают 60% ее площади. Горы области относительно невысокие, наибольшая высота их в восточной части Станового хребта - 2312 м. Преобладают низкие и средневысотные горы со сглаженными округлыми вершинами. Размещаются горные массивы на севере и востоке области, причем северные хребты простираются с запада на восток, а восточные - с севера на юг. Всего в области более 20 горных хребтов. На севере, по границе с Якутией, протянулся с запада на восток на 800 км Становой хребет, сложенный архейскими (более 3 млрд. лет) породами - гнейсами, кристаллическими сланцами, известняками, мраморами и другими метаморфическими породами. Здесь расположено много гранитных массивов. В местах распространения водорастворимых пород - известняков и мраморов - встречаются карстовые формы рельефа - пещеры. Часто встречаются ледниковые формы рельефа: цирки, кары (чашеобразные углубления в привершинной части гор), выработанные ледником долины[12]. На востоке, в Токийском Становике, распространены узкие гребни водоразделов, узкие крутосклонные речные долины, отвесные скалистые склоны. Округлые вершины хребта поднимаются выше границы лесов и покрыты каменистыми россыпями. Безлесные вершины называются гольцами. Склоны хребта покрыты каменистыми россыпями - курумами, возникшими в результате физического выветривания.


Заключение

Вся история российской государственности подтверждает аксиому: сильная Россия - это сильные регионы.

Железные дороги всегда играли особую роль в жизни государства, были важнейшим транспортным каналом, связывающим воедино обширные территории России. От эффективной работы железнодорожной отрасли во многом зависит укрепление единого экономического пространства, повышение инвестиционной привлекательности нашей страны и создание в российском обществе позитивного социального климата.

Железнодорожный транспорт - это ключевое звено в экономике страны. Развитие инфраструктуры в этой области остается важнейшим направлением курса реформ, проводимым Президентом и Правительством РФ.

Амурская область - один из крупных субъектов Российской Федерации, является ее форпостом на юго-восточных рубежах, занимает пограничное положение на большом протяжении с Китаем.

Область уникальна по своим природным богатствам: здесь находятся большие залежи разнообразных полезных ископаемых, по ее территории протекают крупные многоводные реки, она обладает большими запасами древесины и охотничье-промысловыми животными, бескрайними полями с плодородными почвами.

По ее территории несут свои воды величавый Амур, воспетый поэтами и музыкантами, и красавица Зея, на которой построена Зейская ГЭС - первенец дальневосточной гидроэнергетики; на другой реке, Бурее, начала действовать еще более мощная Бурейская ГЭС. Наша область является "житницей" Дальнего Востока, на ее полях возделывают ценную культуру сою - "амурскую чудесницу".

Удивительны отличительные особенности природы, заключающиеся, прежде всего в ее контрастности: на севере - горный рельеф и быстрые горные реки, суровый и холодный климат, мерзлотно-таежные почвы, преобладание растительного и животного мира таежных лесов; на юге - равнинный рельеф и более мягкий климат - холодная зима, но теплое и даже жаркое лето, многоводные реки с плавным течением, наличие плодородных почв, так называемых "амурских черноземов", преобладание растительного и животного мира лесостепных пространств.

Другая особенность природы состоит в неповторимых и даже экзотических ее чертах - в удивительном смешении растительного и животного мира севера и юга.


Список используемой литературы

1.    Воронин В.В. Экономическая география РФ. Изд. "Самарская государственная экономическая академия" Самара, 2007. - 217 с.

2.    География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. - 151 с.

3.    Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. "Транспорт" М., 2009. - 278 с.

4.    Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

5.    Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009. - 321 с.

6.    Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П.М., 2007. - 217 с.

7.    Яборов В.Т. Леса и лесное хозяйство Амурской области, Благовещенск, 2008. - 224 с.


[1] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[2] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[3] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

[4] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.

[5] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[6] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[7] Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. -  М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009.- 321 с.

[8] География Амурской области на рубеже веков: проблемы и перспективы, Благовещенск, 2008. -151 с.

[9] Экономическая и социальная география России / Под ред. Хрущева В.П. М., 2007. – 217 с.

[10] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[11] Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 2009. – 278 с.

[12] Дарман Ю.А. Проблемы сохранения биологического разнообразия Амурской области, Благовещенск, 2009. - с.32-41.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.