скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Бюджетный кодекс Российской Федерации и его значение

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  социально-экономической стратегии.

Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

— собственный бюджет;

— получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

— использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства или его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;

— самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;

— распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

— формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;

— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

— привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);

— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

— компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;

— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);

— судебную защиту бюджетных прав.

Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.

Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.

Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности Бюджетном кодексе РФ 1998г.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Бюджетные права РФ, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы[9]: 1) Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства; 2) Бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов. Первая группа Бюджетные права основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления. К бюджетным правам РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства (первая группа) можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4) установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ; 5) установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня; 6) утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды; 7) установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления; 8) установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами; 9) осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории РФ; 10) установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составление консолидированного бюджета РФ. Осуществление перечисленных бюджетных прав РФ направлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории.
     Вторая группа бюджетных прав включает в себя права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. К ним относятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направлениям; 4) право на организацию и осуществление бюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения; 6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета; 7) право на утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета. Оборотная кассовая наличность образуется за счет остатков средств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов (несовпадение по времени должного поступления денежных средств в бюджет с их плановым использованием). В конце финансового года оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена до утвержденного при ее образовании уровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета; 9) право на законодательное регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета; 10) право на утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном уровне; 11) право на определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета; 12) право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения; 13) право на введение механизма секвестра по федеральному бюджету; 14) право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
   Бюджетные права РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определение размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходов и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего территориального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями; 7) осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства; 8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ в результате своих правомерных и неправомерных действий.


2.2  Регулирование бюджетного права   муниципальных образований.

Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Указанные права обеспечивают также органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений.

Положения федерального законодательства конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления.

Вместе с тем определение основ бюджетно-правового статуса муниципальных образований в федеральном законодательстве усиливает гарантированность этих прав.

Важное значение в этом аспекте имеет Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», специально нацеленный на закрепление гарантий финансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Закон предписывает органам государственной власти России и органам государственной власти субъектов Федерации содействовать развитию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образовании определяет совокупность следующих прав.

1. Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления[10]. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при этом выполняют процессуальные функции формирования и исполнения бюджета. Такая правовая взаимосвязь подчеркивает направленность местного бюджета на интересы населения соответствующего муниципального образования, ее общее экономическое и социальное развитие. Поэтому встречающийся в юридической литературе и иногда в нормативных актах термин типа «бюджет органов местного самоуправления» можно воспринимать лишь как условный, не обладающий необходимой четкостью.

Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.

Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:

а) с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

б) с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.

2. Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.

3. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями.

4. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов.

Так, за местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.

К другим собственным доходам местных бюджетов отнесены:

— доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

— не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

— доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

— платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленными в соответствии с законодательством РФ;

— не менее 50% налога на имущество предприятий;

— подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

— доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

— штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

— государственная пошлина.

Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и др.).

При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

5. Право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов: определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципального образования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов местного самоуправления, другие цели.

Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.

6. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды, а также оборотную кассовую наличность.

7. Право самостоятельно использовать свободные бюджетные средства. К ним законодательство относит дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения Доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления они могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы.

8. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений.

9. Право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей, льготы. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ.

10. Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти. Это право как важная гарантия стабильности местных бюджетов закреплено в Конституции РФ.

Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится за счет средств вышестоящих бюджетов.

11. Право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета. Так, по их решению может быть создана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

12. Право органов местного самоуправления регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов Федерации. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных

доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, положении о бюджетном процессе) и т.д.

13. Гарантированное Конституцией РФ право местного самоуправления на судебную защиту, распространяющееся и на область бюджетных отношений.

В случае нарушения вышестоящими органами власти бюджетных прав административно-территориальных единиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обратиться за их защитой в арбитражный суд. Конституционная гарантия усиливает значимость этого права.

При таком подходе  бюджетный кодекс РФ — это совокупность финансово  правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса, несомненно, имело огромное значение для     преодоления финансового кризиса,  нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.


                       Заключение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ.  Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетный кодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества.  Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характером ее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетной системы – федерального, субъектов РФ и местного (муниципального).

Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный  финансовый фонд – Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно–промышленного комплекса, развития перспективных направлений  в сфере производства.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны законодательные акты, положения, приказы.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

В заключении можно сделать вывод, что   концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ  регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.


Список использованной литературы.

1.   Конституция РФ

2.   Бюджетньй кодекс  РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

3.   Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2006году»  // Финансы, 2005 №8, С.3

4.   Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., исправл. и перераб. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.

5.   Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

6.   Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001. - с. 171.

7.   Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный)/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского и О.В.Врублевской-М.:Юрайт,2000.-235 с.

8.   Кудрин А.Л. федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2005 с. 3.

9.   Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2006. - №3. – с.18-38.

10.            Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, № 1, 2000.

11.            Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2002. -  673 с

12.            Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2002.

13.            Региональная экономика. - Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002.-463с.

14.            Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской,   - М.: Перспектива; Юрайт, 2000.- 520 с.

15.            Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – 359 с.

16.            Яндиев М.И. Теория финансов. Трансформация финансовых органов власти. - Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2001. - 240С.

Информация в сети Internet.

1.   http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.

2.   http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ.

3.   www.kremlin.ru

4.   www.minfin.ru.

5.   www.rbp.ru.


[1]См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2005.

[2]См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2005.

[3]См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

[4]См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

[5]См.:  Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000.

[6] См.: Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – с. 12

[7]См.: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2005. - с. 115

[8] Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000.

[9] См.: Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001.

[10]См.: Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.