Реферат: Безработица
В настоящее время за норму принимается уровень естественной безработицы в 1,5-3%. В то же время для Росси вообще нельзя установить какой-либо допустимый, приемлемый уровень безработицы и, прежде всего, из-за низкого уровня жизни населения, когда невозможность трудоустройства или уход с работы резко снизит доходы.
Незанятость в пределах естественной безработицы обязательно требует части ресурсов общества на пособия по безработице, организацию бирж труда, переподготовку, проведение и финансирование общественных работ, разработку и реализацию программ социальной поддержки различных групп безработных и т.д. В условиях экономической и политической нестабильности в обществе политика занятости должна быть направлена на то, чтобы не допустить массовой безработицы, и одним из главных аспектов этой политики должно стать формирование эффективного рынка труда.
3. Особенности формирования российского рынка труда
В нашей стране формирование рынка рабочей силы находится на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая сила в России не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.
Главное отличие нашего рынка труда – это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочней силы и многие другие. К этому можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию роизводства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и др. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован. Отмечу лишь основные его черты:
Ø существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
Ø ощущуается острая нехватка рабочих испециалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
Ø значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
Ø высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
Ø страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.
Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления:
Во-первых, это создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржы труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие;
Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например, сфера услуг);
В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного привлечения их из других регионов;
В-четвертых, создаваемые биржы труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применеия контрактной системы найма.
Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предолжение, реализуемых через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства работников. Произведенный анализ реального состояния российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.
1. Российский рынок труда – с учетом многих его характеристик – не может быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Отечественный рынок труда сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России – отличительная черта переходного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не созданы новые;
2. В ближайшее время для рынка труда будет характерно превышение предложения труда над спросом на него. В то же время дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.л. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться в пределах жесткой системы внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении.
3. Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным». Усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы – это скорее показатель несоответствия качества и пропускной способности служба занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы. Вместе с тем узость потребительского рынка и товарный дефицит ведут к формированию нового монополистического рынка, где государственная монополия заменяется монополией новых хозяйственных субъектов. А монополистический рынок не может решить проблему занятости населения. Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть преодолена частно-коммерческими структурами в ближайшее время, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда. Бесспорно, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных стихийных проявлений.
4. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы
Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спрсом и предложением рабочей силы, а также предотваратить обострение проблем занятости. С одной стороны, - это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны, - изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предожения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным. Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособоий по безработице. Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюктуре рынка труда возможны в будущем.
Напрвления государственной политики на рынке труда
При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне, следут заметить, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда и здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осущетвляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулиования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро-и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректиировке предпринимаех мер при столкновении интересов. В усилении процессов регионализации просматривается и другая сторона, нежелательная для развития рынка труда. В конце 90-х годов одновременно с регионализацией происходит «размывание» централизованных основ национального рынка и становится реальным фактом изолированность основ региональных. Ослабляется действие принципа федерализма в регулировании. Происходит ломка вертикальной связи в управлении рыночными процессами. Это является своего рода следствием усиления неравномерности социально-экономического уровня развития регионов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.
Состав элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финанасово-кредитной политики. Принципиально по сравнению с федеральным уровнем регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.
В число задач данного блока на региональном уровне входят информационное обеспечение, повышение эффективности трудоустройства, в том числе за счет развития временных и общественных работ, развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование социальной поддержки безработных, самой структуры органов регулирования. Региональный уровень регулирования рынка труда в отличие от государственного устанавливает местные специфические особенности.
Несмотря на различное социально-экономическое положение и состояние региональных рынокв труда сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:
· недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
· снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном коплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
· продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
· медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
· недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
· система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
· недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
· недостаточен конртоль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
· трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
· усиление дифференциации локальных рынков труда.
И в заключение я хочу еще раз подчеркнуть приоритетные направления регулирования рынка труда. В первую очередь, - это трудоустройство незанятых граждан, во-вторых, их подготовка или переподготовка к современным видам деятельности и, в-третьих, материальная поддержка безработных и нетрудоспособных граждан.
Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в сфере занятости:
- предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда;
- наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом регионального регулирования;
- безработица – это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от государственного регулирования самого пристального внимания и организации.
Заключение
В заключение своего реферата я хотела бы подвести некоторые итоги.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
Список использованной литературы
1. С. Е. Елкин Экономические и социальные последствия безработицы. Экономический вестник. М., 1997.
2. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд. 1996.
3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.
4. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001.
5. под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997
6. И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 1990
7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю ЭКОНОМИКС, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИКА, М.: Республика, 1995