скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Дефицит государственного бюджета

Реферат: Дефицит государственного бюджета

АЗОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЗАПОРОЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МАКРОЭКОНОМИКА”

на тему: “Дефицит государственного бюджета и его социально-экономические причины в Украине”

студента 204 группы факультета управления

Линцова Игоря Васильевича

Научный руководитель

Кандидат экономических наук

Несторенко Татьяна Петровна

Бердянск

2000


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

1.   Основные  положения в бюджетной политике ……………….................4

1.1.     Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита. ……….....4

1.2.     Концептуальные подходы к бюджету ……..................................8

1.3    Факторы роста бюджетного дефицита..........................................12

2. Практика бюджетных отношений в Украине ………………………….....14

2.1    Макроэкономические факторы дефицита бюджета в
        Украине …………………………………………………………………...15

2.2     Возможности выхода из создавшейся ситуации…………………29

Выводы …………………………………………………………………………31

Перечень ссылок ………………………………………………………………32

Приложения ……………………………………………………………………33


Введение.

В существующей экономической ситуации в Украине существуют явления, которые объясняются “переходным возрастом” нашей экономики.  К таким явлениям некоторые ученые-экономисты относят и дефицит бюджета.

В курсовой работе рассмотрена эта проблема. После введения необходимых определений сравниваются несколько различных подходов к составлению бюджета и его использованию, затем рассматриваются количественные параметры дефицита.

Целями этой работы было:

·   детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;

·   анализ ситуации в Украине;

·   освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного дефицита и факторов, на него влияющих.

Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практически, ни больше не меньше  — решается судьба   будущих поколений в Украине.

При взвешенном подходе дефицит сможет стимулировать общественное  производство и, в конечном итоге, помочь экономике выйти из существующего кризиса.

Наоборот, игнорирование объективных экономических законов наверняка приведет к непосильному грузу в виде огромного государственного долга, ложащегося на плечи всего украинского народа.


1. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

1.1 Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система Украины состоит из трех звеньев:

Þ    Госбюджет Украины;

Þ    Региональные бюджеты. К ним относятся областные бюджеты, бюджет автономной республики Крым, городские бюджеты Киева и Севастополя;

Þ    Местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и одобряется и имеющим статус закона. Через этот бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей Украины. Кроме того, за счет средств государственного бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов , резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.

Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Национального банка, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых доходов государственного бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов.

Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации , внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только государственного, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Министерство финансов Украины как государственный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение государственного бюджета, Минфин осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из государственного бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об исполнении государственного бюджета и представляет их в Правительство.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Концептуальные подходы к бюджету

Является ли оправданным вызвать бюджетный дефицит и потом жить с постоянно растущим государственным долгом ? Или бюджет должен быть ежегодно сбалансированным, пусть даже путем введения законодательных мер или принятия поправок с Конституции ? Действительно, содержание государственной фискальной политики состоит в том, чтобы государственный бюджет сводился с дефицитом во время спадов и имел бы положительное сальдо в периоды инфляции. Это совершенно справедливо предполагает, что применение активной фискальной политики вряд ли может дать сбалансированный бюджет в каждый конкретный год. Должно ли это быть предметом беспокойства ? Давайте подойдем с этой проблеме, рассмотрев экономические последствия нескольких противоположных концептуальных подходов к бюджету.

Ежегодно балансируемый бюджет

До мирового кризиса 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает фискальную деятельность государства как антициклическую, стабилизирующую силу. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Иллюстрация: допустим, что экономика неожиданно сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Как показано на рисунке 1, при таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо

1) увеличить ставки налога; либо

2) сократить государственные расходы; либо

3) использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

 Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Снова рисунок 1 показывает нам, что, как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо

1) снизить ставки налога; либо

2) увеличить правительственные расходы; либо

3) использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трех подходов усилит инфляционное давление в экономике.

Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такая политика является про-, а не антициклической. Несмотря на эту и другие проблемы, существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

 Не так давно несколько известных консервативных экономистов выступили в поддержку бюджета, балансируемого на ежегодной основе, думая при этом больше всего не об опасностях дефицитов и растущего государственного долга как таковых, а о том, что, с их точки зрения, ежегодно балансируемый бюджет абсолютно необходим для того, чтобы ограничить нежелательное и неэкономичное расширение государственного сектора. Бюджетные дефициты, с их точки зрения, являются яркой демонстрацией политической безответственности. Дефициты позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные с ростом правительственных программ расходов, избегая при этом сопутствующих этим программам издержек в виде уплаты более высоких налогов. Другими словами, эти "фискальные консерваторы" считают, что правительственные программы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, потому что общественная оппозиция этому росту намного меньше, когда он финансируется за счет роста дефицита, а не роста налогов. Расточительные правительственные программы намного вероятнее залезут в государственный бюджет, если в порядке вещей использование дефицитного финансирования. Экономисты консервативного направления и соответствующие политические деятели хотели бы иметь законодательство или конституционную по- правку, внедряющую сбалансированный бюджет с целью замедлить рост правительственных про грамм. Они рассматривают рост дефицитов как проявление более фундаментальной проблемы - посягательства правительства на само существование частного сектора.

 Бюджет, балансируемый на циклической основе

 Идея бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

 Логическое обоснование этой концепции бюджета просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Функциональные финансы

 В соответствии с идеей функциональных финансов вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться (см. рис. 1). Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.