Реферат: Деньги их сущность и роль в общественном производстве
По мере развития производительных сил общественное разделение труда углубляется. Расширяется и база товарных отношений. Однако на начальных этапах становления общества общественное разделение труда было развито слабо, технический уровень производства находился на крайне низкой технической ступени. В связи с этим товарные отношения развивались медленно и хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Хотя товарное производство возникло в период разложения первобытнообщинного строя и получило значительное распространение в «азиатском», античном и феодальном обществах, в каждом из них оно существовало в виде своего экономического уклада, роль и значение которого возрастали по мере развития товарных отношений, подрывая условия существования патриархального хозяйства. После промышленной революции конца XVIII — середины XIX вв. большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Резко увеличилось количество товаров, реализуемых на рынках. Купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше в основном передавались только по наследству. Объектом купли-продажи стала и рабочая сила. Работники могли ею свободно распоряжаться в отличие от крепостных и цеховых ремесленников и подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Экономика, в которой все главные отношения построены на рыночных основах, получила название рыночной. Здесь товарное производство приобретает развернутый характер и начинает играть определяющую роль в системе общественного хозяйства, при этом все или почти все продукты труда производятся для обмена.
Итак, как уже отмечалось, общей предпосылкой или необходимым условием существования товарного производства служит общественное разделение труда между производителями, каждый из которых специализируется на изготовлении определенных продуктов.
По мере углубления специализации и разделения труда различия внутрипроизводственного и общественного разделения труда не исчезают, а получают новые формы своего выражения. Это отражается в углублении общественного разделения труда, многообразии предприятий, появлении все новых форм включения труда отдельных звеньев в общественный труд, поиске способов регулирования поведения производителей в общественном хозяйстве.
В эпоху капитализма общественное разделение труда стремительно прогрессирует: промышленность отделяется от сельского хозяйства, внутри самого промышленного производства происходит отделение обрабатывающей промышленности от добывающей. Последняя подразделяется на горнорудную, угольную, нефтедобывающую. Еще более интенсивное разделение труда наблюдается в обрабатывающей промышленности — проявляется тенденция к специализации на производстве отдельных частей продуктов и технологических операций по их изготовлению. Этот высокий уровень и зрелые формы общественного разделения труда достигаются на поздних стадиях капитализма.
Однако товарное производство не порождается только лишь общественным разделением труда. Истории известны славянские общины и другие сообщества, где имелось развитое общественное разделение труда, но не было товарного рыночного производства. Продукты труда становятся товарами при условии, что они производятся для обмена самостоятельными, независимыми, экономически обособленными производителями. Такая экономическая обособленность производителей порождает необходимость обмена товарами в качестве единственно возможной формы экономических связей между ними.
Экономическая обособленность производителей есть такое состояние, которое вытекает из их относительно свободного владения, пользования и распоряжения производимой продукцией по своему усмотрению. Производители являются собственниками продукции и средств производства, с помощью которых она произведена.
Исторический процесс развития экономической обособленности базируется на историческом процессе развития форм собственности и степени зрелости товарного производства. Частная собственность обеспечивает наиболее возможную и полную экономическую обособленность производителей: они сами решают, что, как, для кого производить.
Товарное производство имеет характерные особенности: во-первых, оно всегда обусловлено разделением труда, которое является следствием технического прогресса. Промышленная революция началась с изобретения рабочей машины, которой была передана от человека исполнительная функция; затем машинам была передана двигательная функция. В настоящее время созданы автоматизированные системы, которым человек передает управленческую, контролирующую функции. Следовательно, одно из бесспорных преимуществ товарного производства по сравнению с натуральным — его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и других элементов производительных сил.
Во-вторых, товарное производство является открытой системой экономических отношений, так как продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, они выходят за пределы хозяйственной единицы.
В-третьих, товарному производству свойственны косвенные (опосредованные) экономические связи между производством и потреблением. Они складываются по схеме: «производство — распределение — обмен — потребление». Изготовленная продукция поступает сначала на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в производительное или личное потребление. Рыночный обмен подтверждает (или не подтверждает) необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. При этом потребитель обладает свободой выбора полезных вещей. Это одна из форм экономической свободы. Отсюда видно, что товарному хозяйству, в отличие от натурального, свойственна такая структура общественного труда, при которой сложилась система специализации производителей благ и услуг. Происходит завершение формирования общественного труда как целостной системы, связь в которой осуществляется через опосредованную рынком товарную форму, через куплю-продажу и через потребление. При этом хозяйству свойственна специфическая система противоречий общественного труда — труд в рамках отдельной единицы выступает как частный, независимый, самостоятельный вид деятельности, но в то же время он скрытообщественный, т. е. является трудом для других. Для этого типа хозяйства характерен и особый порядок выявления общественной необходимости частного труда, который после окончания процесса производства на рынке через куплю-продажу принимает общественную форму.
Эволюция товарного хозяйства демонстрирует большое многообразие разновидностей, которые могут быть сведены к нескольким моделям.
1. Товарное хозяйство свободной конкуренции характеризуется тем, что развитие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная конкуренция, действие законов обмена.
2. Модель простого товарного хозяйства имеет более узкое значение. Исторически и логически она предшествовала капитализму. В качестве объекта анализа рассматривается мелкое, основанное на собственном труде производство. Модель товарного хозяйства свободной конкуренции более универсальна, она охватывает черты не только мелкого, но и капиталистического товарного производства.
3. Товарное хозяйство организованного рынка — это модель экономики более высокого уровня, она развивается при наличии различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.
Так же, как и в условиях натурального хозяйства, обнаруживается следующая закономерность — многообразие форм экономики на основе одной и той же товарной формы хозяйства и даже при одном и том же техническом базисе. Отсюда различие товарного хозяйства в отдельных странах, например в США, Франции, Японии и т. д.
2. Товар, его свойства и функциональные формы
Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить товаров в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.
Обычно на первый план выдвигаются процессы, происходящие в сфере производства, — разделение труда, специализация, кооперация, но без торговли (обмена). Эти процессы если и существовали, то в очень незначительных масштабах.
В элементарной форме организации экономики — хозяйстве — естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материальное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являющееся результатом труда.
Потребительная ценность продукта — это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным физическим или другим свойствам.
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство.
Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроси* Производство продукта определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.
Но всякая ли вещь может являться товаром? Нет, только та. которая изготовлена или опосредована трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т. е. осуществят определенные трудовые затраты.
И, что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. (Подарок, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром.)
Теперь можно дать определение товара, отметив, что это есть вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда, каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т. е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях).
Подобное равенство, меновое соотношение ежедневно и миллиарды раз повторяется в практике на рынке. И люди обычно не задумываются над тем, что скрыто от их глаз: почему вещи приравниваются друг к другу и что лежит в основе каждого конкретного равенства. А вот экономическую теорию вопрос, чем определяются соотношения обмена или меновые стоимости, волновал со времен Аристотеля и волнует до сего дня.
3. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг
Основными теориями стоимости являются трудовая теория и теория предельной полезности. Российская экономическая наука либо принимает теорию предельной полезности, либо остается в рамках трудовой теории, либо вырабатывает третий вариант. Третьим вариантом может быть:
• выработка совершенно иного подхода к стоимости, что маловероятно;
• разработка информационной теории стоимости, которая находится в зачаточном состоянии;
• синтез трудовой теории и теории предельной полезности.
Последний вариант (синтез теорий) нам представляется весьма перспективным как с точки зрения развития мировой экономической науки, так и с точки зрения осознания экономических интересов России.
Потребительная ценность — это полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Ею продукт отличается от других продуктов, у которых другие потребительные свойства.
Стоимость товара (продукта) образуется из затрат труда на его производство. Соответственно, величина стоимости товара определяется количеством труда и необходимым рабочим временем на производство товара. Следовательно, если принять интенсивность трудовых усилий за постоянную величину, то, чем больше необходимого времени тратится на производство продукта, тем выше его стоимость. Если потребительная стоимость продукты разъединяет, то стоимость — объединяет.
Потребительная ценность и стоимость не только существуют в товаре одновременно, но и переходят друг в друга. Изменение потребительной стоимости рано или поздно влечет за собой изменение стоимости и наоборот, изменение стоимости ведет к изменению потребительной стоимости. Примем это утверждение пока без доказательств. Они будут представлены позже. Пока же заметим, что стоимость товара образует не любое время труда, а лишь действительно, необходимое для его производства. Для регулирования этого необходимого времени каждое общество вырабатывает свой механизм. В условиях классического капитализма, например, необходимое время производства товара определяется средними условиями производства.
Так же как продукты различаются потребительными ценностями, труд различается конкретным набором операций. Этот конкретный набор операций, необходимый для производства потребительной стоимости товара, называется конкретным трудом. Он представляет не только набор конкретных операций, но и расходование рабочей силы в физиологическом смысле. С точки зрения расходования рабочей силы разные производители могут различаться только количественно: один затратил больше, другой меньше. Экономический учет и приравнивание этих физиологических затрат труда образует понятие абстрактный труд.
Таким образом, не только продукт труда, но и сам труд оказывается двойственным процессом — процессом конкретного и абстрактного труда. Конкретный труд образует потребительную стоимость товара. Абстрактный труд — стоимость.
Результатом конкретного труда является продукт, а специфическая способность продукта удовлетворять потребности есть его потребительная стоимость.
Теория предельной полезности утверждает, что человеку, чтобы жить, нужна определенная совокупность материальных благ. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека есть его полезность.
Блага, удовлетворяющие потребности людей, имеются в разных количествах: есть блага изобильные, есть редкие. Изобильные блага экономическая наука не рассматривает. Ее интересуют лишь блага, имеющие ту или иную степень редкости.
Именно эти блага надо экономить. Субъективная опенка блага потребителем образует ценность этого блага. Субъективная оценка, и следовательно ценность, определяется, с одной стороны, степенью полезности блага, с другой редкостью.
Таким образом, если имеется некоторый запас блага (продукта), то величина этого запаса будет определять его редкость, способность удовлетворить потребность определять полезность.
Большинство благ делимы. Поэтому можно различить общую полезность и полезность каждой единицы запаса. Представим себе, что производитель обладает тремя частями некоторого блага Предположим, что можно выразить количественно начальную интенсивность этой потребности. Она равна К). Допустим, что производитель потребляет первую часть блага из запаса. Поскольку полезность каждой части блага отражает интенсивность потребности, то можно сказать, что полезность первой части будет равна 10.
После потребления первой части потребность частично удовлетворена и ее интенсивность уменьшилась для производителя до 8. Следовательно, вторая часть блага имеет полезность, равную 8.
Третья, последняя часть блага имеет полезность 6. Полезность этой последней части, имеющейся в распоряжении производителя, называется предельной полезностью.
Представим паши рассуждения наглядно.
На рис. 1 изображено увеличение обшей полезности блага. На рис. 2 показана убывающая полезность отдельных частей блага.
Предположим, что блага можно разделить на части бесконечно малой величины. Тогда рис. 1 и рис. 2 могут быть представлены следующим образом:
На рис.3 графически представлена общая полезность ON блага, имеющегося в количестве ОМ. Рис. 4 изображает кривую предельной полезности PS. SM предельная полезность блага в количестве ОМ.
Если благо можно разделить на неопределенное количество однородных частей, очевидно, потребитель приписывает всем частям блага одинаковую ценность. В основе ценности всех частей лежит его предельная полезность. Следовательно, общая экономическая ценность блага равна предельной полезности, умноженной на количество частей блага. На рис. 4. общая ценность представлена площадью ОМ ST.