скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономическая сущность рынков

Реферат: Экономическая сущность рынков

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Кафедра _______________________________________________

КУРСОВАЯ  РАБОТА


По дисциплине ________________________________________

Тема ________Экономическая сущность рынков__________

______________________________________________________

Выполнил студент ______________________________________

                                                       (фамилия, имя, отчество)

________ курса ________ группы __________ отделение ________ шифр

дата представления _____________________

Руководитель _____________________________________

Оценка _____________________________________________

2000

Оглавление:

Введение.. 3

Глава 1. Экономические системы и их сущность... 5

1.1. Сущность и функции рынка.. 5

1.2. Функции рынка.. 8

Глава 2. Рынки ресурсов... 11

2.1. Понятие рынка ресурсов.. 11

2.2. Использование и распределение ресурсов фирмой... 11

2.3. Рыночный спрос на ресурсы.... 14

Глава 3. Рынок труда... 16

3.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу.. 16

3.2. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы.... 20

Глава 4. Финансовый рынок... 23

4.1. Денежный рынок и рынок капиталов.. 23

4.2. Рынок ценных бумаг.. 24

4.3. Облигации и акции... 26

4.4. Фондовая биржа.. 30

4.5. Виды операций на рынке ценных бумаг.. 32

Заключение.. 37

Использованная литература... 39


Введение

Финансовое обеспечение декларированного перехода нашей экономики  на рыночные рельсы является важнейшей проблемой текущего момента и обозримого будущего. Очевидно, что создание фондового рынка  является единственной альтернативой существовавшему еще недавно, а теперь существенно подорванному дефицитом  централизованных средств,  волевому  распределению  финансовых  ресурсов.  Развитый внутренний финансовый рынок мог бы  существенно  облегчить  задачу интеграции в мировой финансовый рынок и создать канал для инвестирования иностранного капитала в нашу экономику через размещение наших ценных бумаг.

Изучение зарубежного опыта функционирования рынков ценных бумаг показывает нам, что мы не имеем пока еще многих предпосылок и необходимых компонентов для его создания.  Организация крупномасштабного рынка для обращающихся ценных бумаг, очевидно, является сложным  и длительным процессом. Массовому обращению акций должно предшествовать массовое создание акционерных предприятий, которому в наших условиях должно предшествовать разгосударствление и приватизация предприятий. Этот процесс идет с большим трудом.

Существующие в развитых странах финансовые рынки опираются на обширные сбережения частных лиц. Общая бедность нашего населения и нехватка свободных сбережений - объективное  препятствие на пути развития  широкого финансового рынка. Население психологически не подготовлено к восприятию вложения своих средств в долговые обязательства неизвестных ему новых организаций. Сильная инфляция в странах Запада всегда была разрушителем финансовых рынков, у нас она препятствует их стихийному развитию. Для функционирования рынка требуется возникновение уверенности в возможности вверить свои сбережения посредническим институтам. Это доверие общества должно воспитываться постепенно на положительных примерах.

Изучение зарубежного опыта тем не менее очень важно. Чтобы видеть весь механизм в целом, с его плюсами и минусами, тенденциями, проблемами.

В каждой системе существуют свои модели организации хозяй­ства. В современном капитализме выделяются американская, япон­ская, шведская модели, германская модель социального рыночного хозяйства.

Теория рынка является фундаментом для понимания ключе­вых проблем экономического развития и его эффективности на микро- и макро- уровнях. Сутью рынка является совокупность отношений товарного обмена. Рынок как развитая система товарных отношений состоит из отдельных рынков: рабочей силы, финансового (ссудных капиталов), средств производства, потребительского рынка, рынков услуг, технологии, духовных благ. Каждый из этих рынков в свою очередь складывается из ряда более мелких.

Рынок выполняет целый ряд функций, прежде всего информа­ционную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, са­нирующую.


Глава 1. Экономические системы и их сущность

1.1. Сущность и функции рынка

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Ле­жащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хо­зяйственной деятельности.

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок — это обмен, организованный по законам товар­ного производства и обращения, совокупность отноше­ний товарного обмена.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов  иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

 Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

Эта система включает в себя четыре сферы экономической дея­тельности:

1)    производство,

2)    распределение,

3)    обмен,

4)    потреб­ление.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни являет­ся потребление важнейшей сферой экономики является производст­во. Без его развития не может быть никакого рынка, именно произ­водство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы — ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, опре­деляющая, кому достанутся непосредственные результаты производ­ства, кто станет собственником произведенной продукции. Распреде­ление играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение — это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обме­на играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок — одно из величайших достижений ци­вилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникно­вение и становление рынка — это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?           Первое условие — общественное разделение тру­да, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение ку­печества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специали­зация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объектив­но связан с ростом производительности труда.

Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы от­нюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах ны­нешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупате­лям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тоща возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем перед собой зародыш бартера — одной из простей­ших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тоща приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для про­дажи. Только тоща и смогло появиться товарное производство в по­длинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в каче­стве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось про­изводство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие складывания рыночных отношений — это эконо­мическая обособленность производителей. Товарный обмен обяза­тельно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе эко­номической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интере­сов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государ­ственные предприятия, смешанные — с государственным участием и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необ­ходимо и третье условие — самостоятельность производителя, сво­бода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроиз­водитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязан­ных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспече­нием производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.

 


Структура рынка

 

  Рынок                 Финансовый                      Рынок             Потреби-         Рынок             Рынок             Рынок

рабочей                рынок (рынок                    средств            тельский          услуг         технологии       духовных

   силы             Ссудных капиталов)         производства         рынок                                                              благ

                                                               

Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по сво­ему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабо­чей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать произ­водство.

Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребитель­ского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребле­ния, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает по­движность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а следо­вательно наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на:

денежный рынок (а тот — на рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других кратко­срочных ценных бумаг, а также на валютный, межбанковский, учет­ный рынки);

рынок капиталов (а тот — на рынки средне- и долгосрочных цен­ных бумаг, т.е. акций и облигаций, рынок синдицированных средне- и долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными яв­ляются и все остальные рынки.

Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обес­печенность населения и предприятий услугами, их качество и сво­евременность.

Наконец, рынок распространяется и на духовную сферу, превра­щая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стиму­лируя материально их рождение, распространение, использование.

Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятель­ное значение, но только тесное взаимодействие между ними приво­дит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.

Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первона­чально — при простом товарном хозяйстве — возникает сравнитель­но узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы по­требления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д.

Со временем, в основном к началу XX в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягиваю­щий в себя практически все страны нашей планеты.

1.2. Функции рынка

Функции рынка утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все сторо­ны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

1)    Информационная 

2)    Посредническая

3)    Ценообразующая

4)    Регулирующая

5)    Санирующая

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это по­зволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное про­изводство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные произво­дители в условиях глубокого общественного разделения труда долж­ны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимо­выгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производст­ва. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конку­ренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального по­ставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков по­ставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее под­ходящего покупателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.