Реферат: Интеграционные процессы в развивающемся мире
Однако интеграция развивается почти формально.
Экономическое сообщество стран Великих озер - страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний.
1976 год - выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда). Была принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями. Существуют наднациональные органы.
2.5.1. Зона свободной торговли в Африке
Как сообщает газета "Financial Times", девять стран Восточной и Южной Африки сформировали зону свободной торговли (ЗСТ) на территории с населением в 170 млн. человек. Емкость единого рынка оценивается в 128 млрд. долл.
Эти девять государств наряду с еще 12 странами являются участниками Общего рынка для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), который был основан в 1983 г. как зона преференциальной торговли. В планы этой организации входит полная экономическая интеграция, составными элементами которой должны стать переход к свободной миграции вначале только квалифицированного персонала (к 2004 г.), затем всего населения (к 2014 г.) и, наконец, формирование валютного союза (к 2025 г.).
Первоначально все торговые барьеры во внутрирегиональных связях отменяют Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кения, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Судан. Сохраняются ввозные пошлины на товары, закупаемые в странах - неучастницах группировки. В 2001 г. к указанной девятке присоединились еще шесть стран, входящих в КОМЕСА. Экономическая интеграция затруднена серьезными политическими разногласиями. По крайней мере пять стран из Общего рынка (Ангола, ДР Конго, Зимбабве, Руанда, Уганда) занимают различные позиции в отношении поддержки противоборствующих сил в войне в ДР Конго. Еще два государства КОМЕСА - Эфиопия и Эритрея - до недавнего времени вели между собой приграничную войну.
Наблюдатели обращают внимание на значительную неоднородность стран - членов КОМЕСА. По величине ВВП Египет (89,2 млрд. долл. в 1999 г.) в 9 раз превосходит следующего по объему ВВП участника группировки - Кению. У самого маленького государства, входящего в указанную организацию, - Джибути - ВВП составляет мизерную величину - приблизительно 500 млн. долл. Внутрирегиональная торговля в КОМЕСА крайне мала - 1,5 млрд. долл. (1998 г.), хотя и заметно выросла после вступления в нее в позапрошлом году Египта. На долю внутрирегиональных сделок приходится 7,7% всего объема экспорта стран - участниц КОМЕСА, тогда как 30 лет назад - 9 %. Для всего континента данный показатель заметно выше -10,5%. При анализе этой статистики следует принимать во внимание специфику официальных источников, не учитывающих контрабандные поставки, объем которых достаточно велик.
За исключением Египта ни одна из стран - участниц группировки не располагает более или менее крупной обрабатывающей промышленностью, а большинство (особенно Кения, Зимбабве и Замбия) прошли в 90-х годах через этап деиндустриализации. Все члены КОМЕСА рассчитывают на возможность обратного процесса после провидения и регионе серии интеграционных мероприятий. Однако, как отмечается в докладе "Конкурентоспособность африканских стран" (подготовлен Всемирным экономическим форумом), такие расчеты недостаточно обоснованны. Конкурентоспособность Мадагаскара, Зимбабве и Кении одна из самых низких в Африке. Положение Малави в этом отношении ненамного лучше. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности из Египта и стран, расположенных к югу от Сахары, составляет примерно 16,7 млрд. долл. в год, причем на долю ЮАР приходится почти 60% этой суммарной величины, а Египта, Маврикия и Зимбабве - еще 20%.
В подобных условиях вполне понятны опасения стран, располагающих обрабатывающей промышленностью, которая находится на стадии первичного формирования: по мере перехода к свободной торговле возможно усиление деиндустриализации. "Африканские карлики" обеспокоены тем, что промышленные компании из Египта и ЮАР (последняя не является участницей КОМЕСА) скорее всего, увеличат свою долю на региональном рынке, а степень их собственной зависимости от производства и экспорта минерального и сельскохозяйственного сырья возрастет.
По этой причине такие члены группировки, как Уганда, остаются в роли наблюдателей и пока почти не участвуют в интеграционных мероприятиях. Другие, например Танзания и Мозамбик, вообще отказались от их реализации.
Эксперты МБРР и некоторых других международных организаций не поддерживают идею о том, что ЗСТ в Африке будут способствовать активизации внутрирегионального предпринимательства. Некоторые специалисты считают, что проблемой является не столько существование тарифных и нетарифных барьеров, сколько действие таких ограничительных факторов, как слабое развитие инфраструктуры, высокий уровень транспортных издержек, дефицит квалифицированных кадров и пр. Представители официальных и деловых кругов в странах КОМЕСА опасаются усиления поляризации среди участников группировки.
Экспансия южноафриканских фирм в странах Африки - даже в условиях отсутствия преференциальной торговли - беспокоит многие государства, расположенные к северу от ЮАР, например Кению. Особый повод для опасений (в первую очередь восточноафриканских стран) - активное участие Египта в демонтаже торговых барьеров.
Эксперименты с ЗСТ в Африке до сих пор не принесли ощутимых позитивных результатов. Внутрирегиональная торговля развита на континенте гораздо слабее, чем в Латинской Америке или Восточной и Юго-Восточной Азии. Как отмечается в годовом докладе Африканского банка развития, "наблюдается стагнация внутрирегиональной торговли или даже некоторое ее сокращение". Слабость межафриканского сотрудничества связана с такими структурными факторами, как низкий уровень доходов и значительная удаленность рынков. Эксперты банка предупреждают, что региональная интеграция с упором на торговлю может оказаться "контрпродуктивной", поскольку не исключаются негативные последствия для индустриализации и динамики экономического развития. В частности, источником импорта может стать не Восточная Азия с ее относительно дешевыми товарами, а такие страны, как ЮАР, Египет и Кения.
Некоторые экономисты отдают предпочтение торговым соглашениям между Севером и Югом, наподобие заключенного между ЮАР и ЕС. В то же время подготовка этих документов сопряжена с большими трудностями, поскольку, например, Европейский союз крайне осторожно подходит к обеспечению доступа на свой рынок.
Другие специалисты считают, что наступил период "африканского возрождения" и странам континента необходимо брать решение своей судьбы в собственные руки. | 8 |
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРЕХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
3.1. Египет
В конце 80-х годов Египет стоял перед проблемами низкой производительности и неэффективного управления экономикой, вызванного неблагоприятным социальным положением чрезмерно роста населения, высокой инфляцией и скученностью жителей в городах. Перед лицом этих проблем, начиная с 1991 г., Египет начал структурную реорганизацию экономики и всестороннюю макроэкономическую стабилизацию. Эти усилия были поддержаны Международным Валютным Фондом, предоставившем стране три займа, последний в сентябре 1998 г. Эффективные реформы и участие страны в войне в Заливе привело к списанию долгов Парижским клубом. Правительство обуздало инфляцию, снизило дефицит бюджета и накопило необходимые запасы валюты. Хотя темп структурных преобразований, принятия новых законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и приватизации, идут медленнее, чем требуют эксперты из МВФ, рост иностранных инвестиций продолжается. Ноябрьский теракт против туристов в Луксоре привел к спаду валютных поступлений и, как следствие, замедлился рост ВВП. Медленный прирост туристских показателей и падение цен на нефть привело к снижению валютных поступлений, но валютный кризис не наблюдается.
Таблица 3.1.
Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, и ВНП на душу населения в 1998 и 1999 гг.
|
Около 98% земель Египта покрыты пустынями, на остающиеся 2% пахотных земель очень плодородны - в год снимается несколько урожаев. Из-за нехватки земель, проблема занятости населения так и не была решена в стране с начала 20 в., несмотря на все попытки по развитию несельскохозяйственных отраслей. Запасы минеральных ресурсов Египта также весьма ограничены. Поиски нефти начались еще в 1908 г., но существенных результатов удалось добиться только к 1970-ым гг. К началу 1980-х гг. Египет занял неплохие позиции в мире по объемам добычи нефти, хотя по меркам Ближнего Востока - этот показатель весьма скромен. В Исне, Хамравайне, Сафадже найдены наиболее крупные месторождения фосфатов. На Синайском полуострове ведется добыча угля. В Восточной пустыне с 1967 г. добывают марганцевые руды. Близ Асуана добывают железную руду, ее поиск ведется близ оазиса аль-Вахат аль-Бахрия. В Египте найдены месторождения хромовых, урановых руд, золота.
Таблица 3.2.
Структура ВВП Египта в 1995-1999 г.
|
1995 |
1996 |
1997 |
1999 |
Сельское хозяйство | 16% | 17% | 16% | 17% |
промышленность | 34% | 32% | 31% | 32% |
сектор услуг | 50% | 51% | 53% | 51% |
Развитию собственной индустрии в 20 в. долгое время мешала политика открытого внутреннего рынка. Крушение колониальной британской империи и рост арабского национализма способствовали созданию и дальнейшему развитию промышленных отраслей.
Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики Египта. Оно вносит существенный вклад в валовой национальный продукт, предоставляет работу большей части экономически активного населения, его продукция приносит немалые валютные поступления. Огромные трудозатраты и инвестиции были вложены в развитие ирригационной системы страны: строительство каналов, дамб, насосных станций, широко применяются пестициды и удобрения. В отличии от сельского хозяйства других развивающихся стран Африки, сельское хозяйство Египта носит не натуральный, а сугубо коммерческий характер. Зерновые культуры составляют три четверти всего сельскохозяйственного производства. Остальная часть приходится на долю животноводства, овощеводства и плодоводства. Основная экспортная культура в сельском хозяйстве - длинноволокнистый хлопчатник. Под хлопковые плантации отведена пятая часть всех пахотных земель, этот сорт хлопок составляет основу экспортной торговли Египта. Третья часть мировых урожаев длинноволокнистого хлопчатника приходится на Египет, хотя в мировом производстве всего хлопка доля Египта составляет около 3%.
Таблица 3.3.
Внешняя торговля Египта в 1993/94 - 1999 гг. (млрд. дол. США).
1993/94 |
1994/95 |
1995/96 |
1996/97 |
1997/98 |
1999 |
|
Экспорт | 3,1 | 5,4 | 4,6 | 5,1 | 5,5 | 4,6 |
Импорт | 11,2 | 15,2 | 13,8 | 15,5 | 16,7 | 15,8 |
Состав экспорта: сырая нефть, нефтепродукты,
химикаты, хлопок и хлопчатобумажные ткани, металлопрокат
Состав импорта: машин и оборудования, продовольствия, удобрений,
леса. | 10 |
3.1.1. Зона свободной торговли между США и Египтом
Недавно состоялся визит в США министра экономики и внешней торговли АРЕ Ю. Гали, по окончании которого было объявлено о том, что в начале текущего года должны начаться переговоры между США и Египтом о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Пересмотр содержания сотрудничества между США и АРЕ будет происходить с учетом ключевой роли Египта в регионе и новых инициатив, направленных на ослабление напряженности на Ближнем Востоке.
В специальном докладе, подготовленном Египетским центром экономических исследований, отмечается, что в 1997 г. Египет дал согласие на предложение американской администрации изучить целесообразность заключения двустороннего соглашения о свободной торговле. Позже были проведены встречи экспертов из обеих стран, а в 1999 г. - подписано соглашение, регулирующее взаимное сотрудничество в торговой и инвестиционной сфере. Именно оно послужило базой для начала официальных переговоров по вопросу о создании ЗСТ. Предполагается подписание специального двустороннего соглашения, предусматривающего либерализацию в сфере торговли и услуг, которое будет способствовать продвижению египетских товаров на рынок США и притоку американских инвестиций в экономику АРЕ. В результате станет возможным сохранить высокие темпы прироста ее ВВП, который в настоящее время составляют 6,5% при годовом уровне инфляции 2,2%.
Размеры грантов, предоставляемых США Египту, скорее всего, сократятся, поэтому составители доклада считают необходимым изыскать альтернативные финансовые механизмы для реализации национальной программы экономических реформ.
В докладе сообщается, что по объему полученной от США финансовой помощи Египет занимает 2-е место в мире: в 1979 -2000 гг. от Соединенных Штатов поступило 54,5 млрд. долл. Экономическая помощь США (без военной) в пересчете на год достигает в среднем 815 млн. долл., однако четко прослеживается тенденция к ее сокращению. Предполагается, что к 2010 г. она уменьшится на 40%.
Масштабы инвестиционной деятельности США в Египте характеризуются специалистами указанного исследовательского центра как "незначительные". Так, в 1999 г. объем поступивших из Соединенных Штатов прямых инвестиций не превышал 2,3 млрд. долл. (по сравнению с 39 млрд. и 28 млрд. долл., полученными соответственно Бразилией и Мексикой). Большая часть американских капиталовложений (68%) приходилась на нефтяную отрасль.
Авторы доклада обращают внимание на относительную конкурентоспособность товаров египетского производства - готовой одежды, тканей, стального проката, керамических изделий, нефтепродуктов, химикатов - на рынке США. Экспорт из АРЕ в США на протяжении последних 10 лет характеризовался сравнительной стабильностью. В то же время поставки из Соединенных Штатов в АРЕ постоянно росли, соответственно дефицит Египта в двусторонней торговле достиг 2,5 млрд. долл. В то время как для США эта величина крайне незначительна для Египта она эквивалентна 3% его ВВП. Если для США АРЕ остается средним по масштабам сотрудничества партнером, то для Египта Соединенные Штаты на протяжении многих лет - основное государство-контрагент. | 3 |
3.2. Бразилия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8