скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Конкурентность российских товарных рынков

Сегодня развитие российской эко­номики происходит в условиях активиза­ции вертикальных и горизонталь­ных слияний субъектов рынка, со­хранения отдельных барьеров вхо­да новых субъектов на рынки (при­менения процедур банкротства убы­точных предприятий). Эти предпо­сылки обусловливают настоятель­ную потребность наряду с анализом, концентрации производства исследовать также и явление экономичес­кой концентрации, под которой по­нимается концентрация собственно­сти у отдельных субъектов рынка.

В течение последних трех лет тен­денции экономической концентра­ции, на мой взгляд, характеризо­вались следующими процессами:

приобретением абсолютного контроля над хозяйствующим субъектом, в том числе посред­ством приобретения свыше 75% го­лосующих акций (получения косвен­ного контроля);

— приданием статуса дочерне­го общества;

— получением права осуществ­ления функций исполнительного органа хозяйствующего субъекта;

— упорядочением инвестицион­ных портфелей банков;

— продажей в процессе прива­тизации крупных пакетов акций, в том числе контрольных, с целью привлечения стратегического инве­стора.

Кроме этого, в условиях эконо­мической нестабильности отдель­ные предприятия прибегают к ре­организации путем выделения из их состава структурных подразде­лений в качестве самостоятельных юридических лиц; при этом вкла­дом в имущество вновь созданно­го юридического лица является имущество материнской компании. В основном подобная реорганиза­ция имеет своей целью уклонение от процедуры банкротства. Но в отдельных случаях она может су­щественно повлиять на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, если выделение структурных подразделений в ка­честве самостоятельных юридичес­ких лиц сопровождается привле­чением сторонних инвесторов и переходом контроля над вновь со­зданными коммерческими органи­зациями третьим лицам.

Поскольку реорганизация в виде выделения негосударственных ком­мерческих организаций не подпада­ет под действие статьи 17 Закона «О конкуренции...» (т.е. на осуще­ствление таких действий не требу­ется предварительного согласия ан­тимонопольных органов), задачи антимонопольных органов — пре­дотвратить подобные сделки или действия субъектов рынка, при ко­торых вероятность вредных послед­ствий для конкуренции преоблада­ет над возможной выгодой концентрации для общества (экономия на масштабах производства, снижение себестоимости продукции, улучше­ние ее качества). Не случайно в этой сфере актуальными вопросами яв­ляются контроль за созданием и деятельностью ФПГ, приобретени­ем акций российских предприятий группами взаимосвязанных юриди­ческих и финансовых лиц; предот­вращение сговоров на торгах при приватизации и реорганизации крупнейших российских предприя­тий[2].

Виды экономической концентрации контролируемые  в соответствии с антимонопольным законодательством[5, c.40].

1. Создание, слияние и присоединение коммерческих организаций и объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций)

2. Ликвидация или разделение (выделение) государственных и муни­ципальных унитарных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товар­ном рынке будет превышать 35%

3. Приобретение определенных пакетов акций (вкладов, долей) в ус­тавном капитале хозяйствующих субъектов. При этом под приобре­тением акций понимается как их покупка, так и получение иной воз­можности осуществления самостоятельно или через представите­лей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса, в том числе на основании договоров доверительного управления, о совместной де­ятельности, поручения или на основании иных сделок

4. Получение в собственность или пользование (в том числе посред­ством аренды, лизинга) одним хозяйствующих субъектов основных производственных средств или нематериальных активов другого хо­зяйствующего субъекта

5. Переплетение директоратов, т.е. участие одних и тех же лиц в орга­нах управления двух и более коммерческих организаций

6. Приобретение любым лицом прав, в том числе посредством согла­шений, договоров, поручений, контрактов или иным способом, по­зволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Итак, степень развития конкурентной среды оценивается по комплексу параметров, включающих как показатели структуры товарного рынка (ко­личественные и качественные), так и данные об экономической концентра­ции. По моему мнению, с точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концент­рация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраня­ющаяся высокая степень сегментации региональных рынков. Сказанное со всей очевидностью предопределяет разработку механизмов оперативного отслеживания рыночных процессов, происходящих в масштабах экономи­ки страны в целом, а также на отдельных рынках, рассматриваемых в реги­ональном и продуктовом аспектах.


ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды.

Изучению конкурентной среды и контролю за экономической кон­центрацией во многом способствуют систематически проводимые ан­тимонопольными органами специальные обследования товарных рынков, призванные выявлять хозяйствующие субъекты, имеющие на них значительную долю. При этом основными критериями выбора предмета для мониторинга выступают:

1. Социально-экономическая значимость продукции для удовлет­ворения потребностей населения — рынки хлеба и хлебобулочных из­делий, сахара, масла растительного, молока и молочных изделий, мяса и мясных изделий, яиц, картофеля и овощей, фруктов, макарон­ных и крупяных изделий, табачных изделий;

2. Прецедентная практика, при которой анализ рынка осуществля­ется по факту нарушения антимонопольного законодательства в слу­чае конкретного обращения хозяйствующего субъекта;

3. Структурообразующие виды продукции, наиболее значимые для конкретного региона, — лесоматериалы и целлюлозно-бумажная про­дукция, рыба, зерно, нефть и др.;

4. Высококонцентрированные товарные рынки — предмет обяза­тельного наблюдения со стороны антимонопольных органов.

Для проведения обследования то­варных рынков, начиная с 1997 г., антимонопольные органы совместно с Минэкономики России и Госком­статом России применяют специаль­но разработанный инструментарий с использованием таких методических подходов[2, c.46]:

—  структурный подход, пред­полагающий получение информации о каналах приобретения и реали­зации товаров; числе продавцов, по­средников и конечных покупателей; их доле на рынке;

—  ценовой подход, предусмат­ривающий изучение ценовой поли­тики предприятий, региональной дифференциации и динамики цен на рынке;

—  экономический подход, озна­чающий анализ влияния государ­ственной политики на рынке, вы­явление различных форм контрак­тов на рынке и различных форм расчетов.

В ходе статистического наблю­дения должны быть охвачены все участники рынка — от производи­телей сырья до потребителей гото­вой продукции. Результаты мони­торинга позволят определить обес­печенность предприятий поставка­ми сырья; политику выпуска и сбы­та продукции предприятием и его ценовую политику; распределение продаж между внутренним рынком и экспортом; географию хозяй­ственных связей и направления ее изменения; барьеры входа на ры­нок; возможную вертикальную ин­теграцию и вертикальные ограни­чения.

Сбор и обработка исходной ин­формации о рынках базируется на сведениях, представляемых различ­ными хозяйствующими субъекта­ми, — производителями, продавца­ми, покупателями, государственны­ми, общественными, научными орга­низациями, экспертами, в частности:

—  данных государственной статис­тической отчетности, характеризу­ющих деятельность субъектов рын­ка;

—  информации от налоговых, тамо­женных органов, банковских струк­тур, инвестиционных фондов;

—  сведениях об объемах производ­ства и реализации продукции (ра­бот, услуг), полученных антимоно­польными органами непосредствен­но от субъектов рынка;

—  данных выборочных опросов по­купателей и данные экспертиз, ха­рактеризующих товарные и геогра­фические границы рынков.

Я уже отмечала наличие определенных затруднений в регулярном проведе­нии мониторинга товарных рынков. Однако в отдельных комментариях нуждается вопрос об исследованиях на высококонцен­трированных рынках. Как прави­ло, информация о крупнейших субъектах рынка должна быть со­средоточена в государственных реестрах. Но действовавший ра­нее Государственный реестр РФ объединений и предприятий-моно­полистов по существу выполнял функции административного цено­вого регулирования. Теперь на протяжении четырех лет ведется «Ре­естр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенно­го товара долю более 35 процен­тов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февра­ля 1996 г.).

Его цель — создание информа­ционной базы о крупнейших субъек­тах рынка для осуществления госу­дарственного контроля за соблюде­нием ими антимонопольного зако­нодательства при приобретении па­кетов акций для участников сделок, включенных в Реестр, при осуще­ствлении ими экспортно-импортной, инвестиционной или приватизацион­ной политики; причем наблюдение ведется лишь по наиболее важным для развития экономики товарным группам и видам продукции, а так­же по социально-значимым товарам.

Включение в Реестр происходит по результатам анализа состояния то­варного рынка и расчета доли дан­ного субъекта на рынке.

Так, в 1997 г. общее число вклю­ченных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долго на рын­ке более 35%, составляло 5400, а в 1998 г. - уже около 6500 единиц; из них на рынках федерального уровня существовало соответ­ственно 298 и 281 хозяйствующих субъектов[3, c.6].

Из представленной на диаграм­ме структуры Реестра видно, что рост общего количества включен­ных в Реестр хозяйствующих субъектов произошел, главным об­разом, за счет существенного уве­личения числа хозяйствующих субъектов, занятых предоставлени­ем различных работ и услуг, та­ких как автоперевозки грузов и на­селения; реализация через торго­вую сеть лекарственных средств, продуктов питания, печатных из­даний; оптовая продажа различ­ных видов товаров; строительство дорог. К другому фактору описы­ваемого совокупного роста следу­ет отнести более чем полуторное увеличение хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере естественных монополий, которые по состоянию на 1 сентяб­ря 1998 г. включают следующие виды деятельности:

добыча, транспортировка и реализация нефти и нефтепро­дуктов               57

добыча, транспортировка и реализация природного газа                            121

услуги почтовой связи                                                                                     59

услуги электросвязи                                                                               92

железнодорожные перевозки                                                                          66

услуги аэропортов                                                                                 83

услуги морских и речных портов                                                          51

услуги но передаче электрической и тепловой энергии                       138


Диаграмма

«Доли укрупненных товарных групп в составе реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%»

 

1997 год

 

1998 год

 

В соответствии с Фе­деральным Законом «О естественных монополиях» формируются и ведут­ся Реестры субъектов естественных монополий на транспорте и в облас­ти связи. Так, состоявшееся в июне 1999 г. правление МАП РФ приня­ло решение об увеличении Реестра хозяйствующих субъектов естествен­ных монополий, в который были включены 7 аэропортов, 15 морских административных портов, а также другие аналогичные субъекты в круп­нейших портах России, имеющих стратегическое значение (Санкт-Пе­тербург, Туапсе, Новороссийск).

Благодаря имеющемуся инстру­ментарию проведения мониторинга товарных рынков стало возможным дополнить существующую динами­ческую характеристику конкурент­ной среды механизмом, предназна­ченным для обследования российс­ких предприятий, позволяющим составить и выявить мотивы их хо­зяйственного поведения.

Итоги мониторинга

Мониторинг проводился  на основании литературы тырым-пырым... в тече­ние двух последних лет; рассмотре­ны и проанализированы такие фак­торы, как конкурентоспособность продукции на внутреннем и внеш­нем рынках и действия предприя­тия по повышению ее конкуренто­способности, барьеры входа на ры­нок, каналы сбыта продукции и вза­имодействие с поставщиками сырья, направления использования финан­совых средств и организационное развитие предприятия.

По результатам обследования можно сделать некоторые обобще­ния, характеризующие модели эко­номического поведения субъектов на различных видах рынков. Несмот­ря на некоторую спорность выдви­гаемой классификации (поскольку основным признаком становится первичное звено хозяйствования — предприятие), следовало бы, тем не менее, ее привести в качестве одной из приемлемых для уяснения пози­ций предприятия и, главным обра­зом, выбора мер защиты отечествен­ных товаропроизводителей.

Избранная российскими товаро­производителями модель экономи­ческого поведения позволяет ранжи­ровать предприятия в зависимости от степени развития конкуренции на товарных рынках на две группы:

·     к первой группе отнесены предприятия, функционирующие на концентрированных и монополизи­рованных рынках товаров и услуг;

·     во вторую группу включены предприятия, работающие на кон­курентных рынках.

Основные черты экономического поведения предприятий первой груп­пы — отсутствие поиска путей рас­ширения производства, снижения себестоимости продукции, повыше­ния качества оказываемых услуг, инертность в выработке и проведе­нии маркетинговых стратегий. Но при этом нельзя не отметить появив­шиеся «ростки» конкуренции, к при­меру, за счет привлечения коммер­ческих организаций на конкурсной основе в отдельных сегментах рын­ков жилищно-коммунального хозяй­ства и почтовых услуг. Появление конкурентов в ближайшем будущем может привести к альтернативным вариантам развития:

1)                либо к оже­сточенному противодействию со сто­роны субъектов монопольных рын­ков, которое вызовет необходимость пресечения фактов монополистичес­кой деятельности;

2)                либо к посте­пенному формированию рыночного мышления у руководства этих пред­приятий, что потребует оказания го­сударственной поддержки.

В свою очередь в деятельности функционирующих на конкурент­ных рынках предприятий наблюда­ются прямо противоположные мо­дели поведения:

·     с одной стороны, это субъекты хозяйствования, которые в услови­ях жесткой конкуренции не нашли своей ниши на рынке, вследствие чего ими выдвигаются требования мер государственной поддержки, т.е. целевых инвестиций, налоговых льгот, таможенного протекциониз­ма. Отсюда — необходимость в проведении регулярных комплекс­ных межведомственных обследова­ний с целью выбора приоритетов при осуществлении государственной поддержки предприятий;

·     с другой стороны, нашедшие свой сегмент рынка и успешно работаю­щие предприятия, хотя и проигры­вающие иностранным компаниями в рекламной политике и качестве упаковки. Для них характерны про­думанная ассортиментная политика, интеграция с поставщиками сырья и комплектующих, технологическая перестройка производства, отлаженные схемы сбыта продукции и по­иск новых каналов сбыта, разработ­ка инвестиционной программы (дол­госрочные финансовые вложения — доли и акции в дочерних предприя­тиях, фирменных магазинах, ком­мерческих банках), работа с недви­жимостью. С точки зрения разви­тия конкурентной среды по отноше­нию к таким субъектам рынка были бы целесообразны: разработка диф­ференцированного подхода к оцен­ке деятельности вертикально интег­рированных структур; содействие развитию тароупаковочной индуст­рии и созданию равных экономичес­ких возможностей для рекламы рос­сийских и зарубежных производи­телей (а в отдельных случаях и пре­имущественного доступа отечествен­ным производителям).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты оценки конкурентности товарных рын­ков, проведенной мною в данной работе с применением разработан­ных методических инструментов, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, отличительной особенностью российской экономики явля­ется региональная замкнутость многих рынков. Данное явление в свою оче­редь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высоки­ми тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных адми­нистраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) про­дукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры в конечном счете способствуют воспроизводству базы монополиз­ма и потому являются одной из важнейших сфер контроля антимонополь­ных органов.

Во-вторых, помимо традиционных, определяющих структуру рынка фак­торов, на состояние конкурентной среды влияют особенности российс­кой переходной экономики, например особые формы контрактов, обус­ловленные решением проблем неплатежей, взаимозачетов и бартерных сделок; специфические формы взаимоотношений поставщиков и произ­водителей на основе давальческих схем и пр. Эти нетрадиционные фак­торы могут значительно влиять на состояние конкуренции на товарных рын­ках и должны являться предметом обязательного изучения наряду со стан­дартными методами структурного анализа. Одновременно остается акту­альной и задача совершенствования методических подходов к отслежи­ванию концентрации как на макроуровне, так и в разрезе региональных экономик.

Список использованной литературы:

1)      Юрист, номер 5/6 - 25.04.1996, Тотьев, К. Ю. «Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках», с. 35-39

2)      Курьер, номер 4 - 26.03.1997, «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: утвержден приказом Гос. ком. РФ по антимонопольной политике от 10.01.1997г.», с. 46-58

3)      Российская газета, номер 32 -  14.08.1999 «Монополисты всех городов и весей: реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке товара долю более 35 %», с. 6-7

4)      Экономист, номер 10 - 17.09.1997, Шумаев, В. . - Инфраструктура товарных рынков с. 43-47

5)      Законодательство и экономика, номер 1 - 01.01.2001, Залесская, М. . - Недобросовестная конкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов, с. 36-50

6)      Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ, 20.05.1999 г., http://www.akdi.ru/gd/PLEN_Z/1999/s20-05_d.htm

7)      Маркетинг, номер 2 - 22.03.1999, Андрианов, В. «Конкурентноспособность России в мировой экономике», с. 3-19

8)      Право, номер 7 - 25.06.1999, Бурмистрова, Т. В. «Товарный рынок : структурный анализ концентрации и конкуренции», с. 18-30


[1] В течение 1995-1998 гг. специалистами антимонопольного комитета РФ и его территори­альных управлений проведен мониторинг ряда важнейших товарных рынков, в частности: не­фти и нефтепродуктов, зерна, детского питания, мяса и молока, хлебопродуктов, раститель­ного масла, комбикормов и мяса птицы, рыбы, металлопродукции, отдельных видов продукции машиностроения (судостроение), лесопромышленной продукции, отдельных потребительс­ких товаров (бытовых холодильников, телевизоров, малой бытовой техники), отдельных видов услуг связи и транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.

[2] Право и экономика №6, 1999 г.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.