скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Конспект лекций по политэкономии

7. Генезис, природа и источник ссудного капитала.

В процессе оборота пром., торгового капитала по разл. причинам у предприятий происходит временное , частичное освобождение капитала. Из выручки от реализации товаров регулярно образуются и напопляются фонд зарплаты, амартиз. фонд и фонд накопления, которые используются периодически: фонд зарплаты - 2 р. в месяц, два др. после накопления к   7. Генезис, природа и источник ссудного капитала.

В процессе оборота пром., торгового капитала по разл. причинам у предприятий происходит временное , частичное освобождение капитала. Из выручки от реализации товаров регулярно образуются и напопляются фонд зарплаты, амартиз. фонд и фонд накопления, которые используются периодически: фонд зарплаты - 2 р. в месяц, два др. после накопления рупных денежных средств. Накапливающиеся в этих фондах ден. средства до их использования явл. временно свободными. В сезонных отраслях освобождаются в денежной форме значительные суммы авансированного капитала в связи с приостановкой пр-ва. Временно своб. ден. капитал может образ. также в случаях, когда реализация товаров осущ. чаще, чем производится закупка сырья. Временно свободный ден. капитал ищет своего прибыльного применения, существует предложение капитала в мобильной ден. форме. Наряду с временным высвобожд. капитала у предприятий существует и временная потребность в дополнительном капитале. В известный промежуток времени сущ. спрос на капитал, он сущ . в таких основных случаях: 1. Необходимость сезонных закупок сырья и расширения пр-ва. 2. Необходимость срочного обновления части основного капитала в некоторых отраслях в связи с высоким моральным износом. 3. Необходимость срочного расширения пр-ва тех или иных товаров в связи с благоприятной конъюнктурой на рынке товаров. 4. Необходимость поддержания пр-ва на нормальном уровне в связи с временными заминками в сбыте товаров.  Возникает таким образом рынок денежных капиталов, на этом рынке временно свободный ден. капитал трансформируется в ссудный или заемный капитал. Рынок капиталов или ден. рынок организационно представлен банками, фондовыми биржами и др. подобными учреждениями. Ссудный капитал - это обособившаяся в денежной форме часть пром., торгового капитала, которая предоставляется взаймы на определенный срок, за определенную плату, выступающую в форме ссудного процента.

8.Особенности ссудного капитала. Ссудный процент и предпринимательский доход.

Ссудный капитал применяется в торговле, пр-ве не его собственниками, а предпринимателем-заемщиком, именно ему он приносит прибыль. В связи с этим происходит обособление двух качеств капитала ( он - собственность, он - функция ) , т.е. капитал-ф-ия отчуждается от капитала-собственности и осуществляет самостоятельное движение в руках предпринимателя - заемщика. Ссудный капитал выступает как товар. Капитал-ф-ия в его потенциальной форме выступает как товар. Потребительной стоимостью этого специфического товара является способность ссудного капитала приносить прибыль. Ценой временного пользования ссудным капиталом явл. ссудный процент. Источником ссудного процента , уплачиваемого предпринимателем- функционером собственнику ссудного капитала, явл. часть прибыли предпринимателя от функционирования этого капитала в его руках. Поэтому ссудный процент, как и вся прибыль, представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Заемщик-предприниматель делится своей прибылью с собственником ссудного капитала. По аналогии с массой и нормой прибыли различается масса и норма ссудного процента. Масса судного процента представляет собой сумму годового дохода собственника ссудного капитала. Норма ссудного процента предст. собой процентное отношение годовой суммы дохода заимодателя к сумме его ссудного капитала. С возникновением ссудного капитала у всех предпринимателей появилась возможность расширить свою деятельность, сужать или вообще прекращать ее путем частичного или полного превращения своего капитала в ссудный капитал. В связи с этим все предприниматели, оценивая качество  и результаты своей деятельности, расчленяют свою прибыль на процент и предпринимательский доход. Годовой предпринимательский доход за исключением из прибыли ссудного процента явл. важным оценочным показателем качества предприимчивости.

9.Кредит, его сущность и формы.

Формой движения ссудного капитала явл. кредит. Кредит - это ссуда в денежной форме на условиях срочности и возвратности и платежности. Сущ. банковский, международный, гос., коммерческий, предпринимательский кредит. Основными, фундаментальными формами кредита является коммерческий и банковский кредит. Коммерч. кредит сущ. в непосредств. отношениях между предпринимателями в связи с отсрочкой платежа при реализации товаров. Он предоставляется на непродолжительный срок в товарной форме в ограниченных размерах. Документальным оформлением коммерческого кредита является вексель. Банковский кредит предоставляется банками в денежной форме, банки предоставляют краткосрочные и долгосрочные кредиты . Банки - посредники в торговле денежным капиталом. В форме вкладов и в др. формах они концентрируют в себя временно свободный денежный капитал и превращают его в ссудный. Также банки значительную часть денежного дохода и сбережений населения превращают в капитал. С помощью банков осуществляется перераспределение капитала между отраслями н/х и выравнивание нормы прибыли. В целом кредит способствует развитию предпринимательства и экономическому росту.

10.Банки, их ф-ии и прибыль.

Банки - это предпринимательские пр-ия, выполняющие торгово-посреднические ф-ии при кредитных операциях. Они явл. также расчетными центрами, они ведут счета промыш., торговых предпринимателей, осуществляют безналичные расчеты  между ними посредством соответст. записей на их счета. В области посреднич. торговли ссудным капиталом различ. пассивные и активные операции банков. Пассивные связаны с привлечением в дополнение к собственному капиталу  банкира временно свободных капиталов предпринимателей  через ведение их текущих счетов, а также денежных доходов и сбережений населения во вклады через выпуск акций, облигаций, открытия сберегательных счетов. Активные операции связаны с размещением привлеченного ссудного капитала в форме выдачи различных краткосрочных и долгосрочных ссуд, учета векселей. Проценты, полученные банком по активным операциям несколько выше процентов, уплачиваемых банком по пассивным операциям. Разность процентов обеспечивает покрытия издержек банка и прибыль банка. Банкиры наравне с промышлен., торгов. предпринимателями участвуют в межотраслевой конкуренции, поэтому прибыль банкира, как процентное отношение его годового дохода к его же собственному капиталу, находится на уровне средней нормы прибыли. Различают эмиссионные и коммерческие банки. Эмиссионные банки - это, как правило, гос. банки, обладающие монопольным правом выпуска денег в обращение, они регулируют денежное обращение, кредитуют все др. банки . Коммерческие банки промышл., торговых предпринимателей, осущ. выпуск собственных акций, облигаций.

11.Акционерное общество и акционерный капитал.

Акционерный капитал - это своеобразная форма движения коммерческого кредита, это коллективная форма частной предпринимательской собственности. Он образуется путем  объединения нескольких индивидуальных капиталов через продажу акций, облигаций. Акция - ценная бумага, свидетельство о внесении изв. суммы денег в капитал коллектив. собственности. Акционер явл. совладателем акционерного общества, она дает право на получения определенного дохода (дивидендов) за счет прибыли акционерного общества. Облигация - ценная бумага, дающая право на получение фиксированного дохода в форме процента. Они даются на определенный срок, по истечении которого выкупаются. Держатель облигации - не совладелец акцион. общества, а кредитор. Капитал, привлекаемый по акциям - собственный, по облигациям - заемный.


        ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

1.Объективная необходимость перехода к рыночной экономике.

После победы Октябрьской революции 1917г. в России в бывшем СССР и в странах Центр. и Юго-Вост. Европы строилась т.н. Сталинская модель социализма. Эконом. основой социализма провозглашалась т.н. общенародная собственность на средства пр-ва в гос. форме. Гос-во, как субъект собственности, объявл. общенарод. Но в действительности это было тоталитарное гос-во с полным контролем Ком. партии и гос-ва над всеми сферами жизни общества. В таких условиях т.н. общенародная собственность была монополизирована руководством партийно-гос. элиты, которая не была заинтересована в эффективном функционировании нар. собственности, народ тоже не был в этом заинтересован, потому что собственность фактически была обезличена. Но все были заинтересованы в ее легальном и нелегальном присвоении. В условиях ее огосударствления экономика была адменистративно-командной, ее функционирование основывалось на выполнении предприятиями установленных государством заданий и жесткого контроля. Эти неэкон. факторы функционирования н/х игнорировались населением, гасили еще в зародыше инициативу и предприимчивость. Рано или поздно должен был наступить кризис н/х. Еще в нач. 80-х гг. в экономике наблюдались застойные явления, а с середины 80-х начался ее кризисный распад. Кризис адм.-ком. экономики постановил неотложную задачу создания нового хоз. механизма, обеспечивающего эффективность использования всех природно-хоз. ресурсов, укрепление НТП, возрождение хоз. инициативы и предприимчивости. Такой механизм предполагает строгую и четкую персонификацию произв.-хоз. ресурсов, осн. масса объектов гос. собственности должна быть приватизирована. На этой основе должна быть создана рыночная экономика.

 

2. Рынок - как экономическое пространство.

В обыденном представлении рынок выступает как место встречи покупателей и продавьцов. Но рынок - не просто физическое пространство, а присущая товарному пр-ву инфраструктурная система, обслуж. произв.-потреб. деятельность общества, это отводящий канал для пр-ва, заполняющий для потребления, заполняющий собою сферу обмена в воспроизводственной деятельности. Рынок - это эк. пр-во, начинающееся со складов товаропроизводителей и заканчивающееся розничными торговыми предприятиями. Рынок не существует без товарного пр-ва, как и товарное пр-во не существует без рынка. Все продукты тов. пр-ва поступают на рынок, но точно также и все факторы тов. пр-ва (рабочая сила, средства пр-ва) поступают с рынка. Поэтому рынок - не только предпосылка, но и следствие тов. пр-ва. Рынок образуют вся совокупность актов купли-продажи товаров и сопровождающие их торг.-миновые отношения, которые представляют собой  движение отношений собственности на создаваемую продукцию в формах всеобщего  отчуждения этой продукции и всеобщего вторичного присвоения (первичное присвоение - на пр-ве).Основными факторами рынка явл. также спрос и предложение товаров, конкуренция среди продавьцов  и среди покупателей, формирующие товарные цены, а также товарные запасы и деньги (как мера стоимости и средства обращения). Состояние спроса, предложения и конкуренции, формируемые рын. уровн. тов. цен, явл. сигнальной системой, проводящей регулирующее воздействие потребления и возвышающие потребности на пр-во, и ориентирующей товаропроизводителей на наиболее эффективное использование инвестиций и всех др. производственно-хоз. ресурсов.

 

3. Ф-ии товарного рынка.

Назначение товарного рынка - осущ. непр. и эффект. экон. связи между производством и потреблением и обеспечение тем самым непрерывного воспроиз-ого процесса. Обеспечение непрер. общ. воспр-ва и гармоничное взаимод. пр-ва и потребления - такова глубинная сущность товарного рынка. Эта ф-ия назыв. комплексной, она содержит в себе подфункции: 1. контрольная 2. регулирующая 3. стимулирующая . Контрольная ф-ия состоит в том , что рынок постоянно выявляет соответствие производства товаров потребностям в них и также общественно допустимые уровни цен и затраты на пр-во товаров. Функционирование рынка исключает пр-во ненужной потребительской пр-ции, а также чрезмерно высокие издержки ее пр-ва. Регулирующая ф-ия рынка состоит в том, что в результате действия закона стоимости, закона спроса и предложения и конкуренции рынок обуславливает переливание капитала, рабочей силы между различными отраслями н/х и тем самым оказывает регулирующую ф-ию. Стимулирующая ф-ия рынка состоит в том, что по средствам действия закона стоимости рынок стимулирует НТП в обществе и его внедрение в пр-во. Экон. высокими результатами в произв.-хоз. деятельности рынок  поощряет инициативных и предприимчивых товаропроизводителей, растаптывает безынициативных через разорение и банкротство.

4.Разгосударствление экономики и приватизация собственности.

Одним из главных путей создания рыночной экономики в Украине явл. разгосударствление и приватизация гос. собственности. Приватизация гос. предприятий и др. имущества представляет собой их преобразование в коллективные, акционерные, индивидуально-частные пр-ия. В постсоциал. странах гос. сектору принадлежало около 90% экономики. В Украине намечено приватизировать около 70% произв.-хоз. имущества. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности.  Разгосударствление представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы гос. пр-ий на основе приватизации, а также огосударствленных , находящихся в сфере этого управления колхозов и потребительской кооперации. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители. Разгосуд., приватизация, становление смешан. экономики обеспечивают замену внешнего гос. принуждения товаропроизводителей их собственными экон. интересами, замену застоя НТР, оперативным науч.-технич. совершенствованием пр-ва. Приватизацию осущ. фонд гос. имущества Украины, органы приватизации административно-тер. единиц.

 

 

5 Основные способы приватизации и источники средств для ее проведения.

Ocн. способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые акцион. общества гос. пр-ия. 2. Продажа пр-ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп гос. пр-ия арендатором. 5. Выкуп малых , средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий. Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции.  В целом в Украине 30% гос. произв.-хоз. имущества остается в руках государства, 28%  приватизируется за приватизац.-имущ. сертификаты, 40% - свободная продажа за деньги. Разгосуд. и приватизация приведут  к становлению рыночной экономики лишь при условии устранения монополий бывших гос. пр-ий, при возрождении конкуренции между товаропроизводителями в борьбе за покупателя.

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ.

1.Закономерность возникновения и природа экон. монополизма.

На  рубеже  посл. трети 19 нач. 20ст. в США, Зап. Европе,Японии,России возникают сначала отраслевые, а затем и межотраслевые, международные монопол. объединения и структуры, транснациональные корпорации (ТНК). Монопол. структуры сосредотачивают в своих руках значит. объемы пр-ва соответствующей продукции и контролируют рынки ее сбыта, а также - соответствующие сырьевые рынки. Матер. основой  возн. и развития моноп. объединений и структур явился высокий уровень концентрации пр-ва, которая была обусловлена 2 пром. революцией ( электротехн. револ. 19-20 ст.). Эта революция обусловила то, что вместо легкой и пищевой пр-ти в разв. странах на первое место вышли тяжелая, электро-техн. пр-ть, машиностроение.  Образованию монопол. объединений способствовала также внутриотраслевая конкуренция, развитие АО, акцион. капитала. Внутриотраслевая конкуренция между уменьшающимся количеством  все более крупных пр-ий стала приводить к их взаимному ослаблению, поэтому они стали на путь объединения. Целью и результатом функ0ия таких объединений явл. устранение конкуренции между их пр-ями и усиление их конкуренции между др. крупн. объединениями. .монопол. объединения централизуют некоторые произв-хоз. ф-ии их участников: изучают рынки сбыта товаров и определяют общие объемы их пр-ва, вырабатывают единую политику в области цен на товары, цен на сырье, наем работников и оплаты их труда. В последствии на основе функционир. акционерного капитала значит. часть монопол. объединений перерастает в монолитные монопол. структуры. Экон. монополизм - господствующее положение монопол. структур в различ. отраслях н/х, при котором они контролируют пр-во и сбыт основ. массы соответст. пр-ии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.