скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Политические конфликты и методы их урегулирования

Жизнь общества скла­дывается не просто «из всего и понемногу», в ней есть принци­пиально неустранимые виды и типы взаимодействия. Одним из них является конфликт, который мы в дальнейшем будем по­нимать как противоборство тех или иных социальных групп, общностей, государств и т. д. в стремлении к реализации их сталки­вающихся интересов.

Классификация конфликтов

Изложенное выше понимание конфликта фиксирует то фун­даментальное обстоятельство, что конфликтность присуща взаи­модействию каждого из участников и любой сфере общественных отношений. Многообразие конфликтов отражает разнообразие кон­кретных интересов, сталкивающихся в процессе жизнедеятельно­сти каждого общества, а также всех членов этого общества и лю­бых их объединений.

Чтобы не потеряться среди множества политических, меж-личностных, производственных, вооруженных, этнических, тер­риториальных, межпартийных, религиозных, межгосударственных и многих, многих других конфликтов, необходимо установить некий порядок, позволяющий ориентироваться в этом множестве и изучать его. Такой порядок в изучении конфликтов вносит их классификация, группирующая конфликты по тем или иным при­сущим им характеристикам, которые выступают как основание для типологизации различных конфликтов.

Основанием для типологизации, т. е. отнесения данного конфликта к тому или иному классу, виду или разновидности, вообще говоря, к определенной группе конфликтов, могут быть:

его участники (например, при конфликтах между отдельными людьми или между государствами); число участников (двусторон­ние, многосторонние конфликты); сферы, в которых сталкивают­ся интересы участников конфликта (в частности, конфликты про­изводственные, семейные, политические); характер и формы про­текания конфликта (так, различают конфликты тлеющие, откры­тые, вооруженные); длительность, причины возникновения кон­фликта и т. д.

Из сказанного ясно, что классификация конфликтов, объеди­нение различных конкретных конфликтов в одну группу или от­несение их к одному типу отражает не только их объективные характеристики, но и служит приемом, облегчающим их изучение в данном, исследуемом, отношении.

Например, разделение конфликтов на двусторонние и много­сторонние (когда число участников более двух) очень удобно для количественного анализа распределения голосов при обсуждении спорных проблем, но не затрагивает существа проблем, вызваление не сровняли с землей стены столицы соперничающего госу­дарства.

«Игры» - это конфликты, в которых их участники борются за достижение несовместимых целей, руководствуясь правилами, создающими своего рода рамки, ограничивающие их противобор­ство. В конфликтах этого типа соперники ведут себя рациональ­но, они рассчитывают свои действия и взвешивают возможные приобретения и затраты. Стремясь к победе, они не исключают возможности сотрудничества после окончания игры или даже в ее ходе, воспринимая другого участника конфликта как рационально мыслящего партнера. Такого рода конфликты предполагают при­верженность нормам и правилам, признаваемым всеми их участ­никами, а также институциональное оформление и закрепление этих правил. Примером такого конфликта может быть соперниче­ство кандидатов от различных политических партий в ходе изби­рательной кампании.

Для конфликтов типа «споры» или «дебаты» характерно взаимное восприятие каждой из сторон конфликта другой сторо­ны как ошибающегося или заблуждающегося оппонента, которого следует переубедить, привлечь на свои позиции средствами убеж­дения, выдвигая свои и опровергая его аргументы. Это высокорационализированное взаимодействие, требующее гибкости, умения корректировать и изменять свои взгляды и позиции под влияни­ем изменений в позициях другой стороны конфликта. В кон­фликтах этого типа допустимо по согласию участников изменять правила взаимодействия или формулировать новые, ограничиваю­щие сферу разногласий или закрепляющие достигнутые соглаше­ния.

Таким образом, сотрудничество наряду с противоборством яв­ляется составной частью конфликтов этого типа. Примером таких конфликтов могут быть международные переговоры по спорной -например, территориальной - проблеме, участники которых заин­тересованы в развитии дальнейших взаимных, в частности торго­вых, отношений. В ходе обсуждений они вырабатывают как пра­вила, которым будут следовать при решении самой спорной про­блемы, так и способы, позволяющие уменьшить влияние возник­шего в связи с ней конфликта на другие сферы своих взаимоотно­шений.

Отнесение какого-либо конфликта к одному из перечислен­ных видов и типов, позволяя классифицировать данный конфликт, дает первое, приближенное представление о характере и динамике развития этой конфликтной ситуации. Но ни одна из типологий не может a priori , т. е. заранее, независимо от опыта дать исчер­пывающее представление о сущности данного конфликта, его струк­туре и функциях, о роли, которую он играет в жизни каждого из его участников.

Для выяснения политического смысла конфликтов, развер­тывающихся в мире политики, еще недостаточно распределить эти конфликты по видам, типам и прочим рубрикам той или иной классификации. Ограничение изучения конфликта такой проце­дурой было бы сродни религиозному фанатизму или догматизму, считающих «справедливыми» и «законными» любые войны всех «правоверных» против «неверных», любые восстания «эксплуати­руемых» против «эксплуататоров» и вообще все действия «наших» против «чужих». Научное понимание политической сущности и политиче­ского значения конфликта предполагает анализ интересов и це­лей его участников, роли и места данного конфликта в системе общественных отношений, выяснение того, кому и чем выго­ден данный конфликт. Применительно к политическим кон­фликтам все эти и многие другие вопросы, важные для изуче­ния каждого из них, приводят к необходимости разобраться в том, как в данном конфликте ставится и решается проблема осуществления и перераспределения власти.

Политические конфликты

Сфера политики - это область не только постоянной, но и повышенной по сравнению со многими другими сферами общест­венной жизни конфликтности. Ее источник кроется в самой при­роде политических отношений как отношений власти, т. е. гос­подства одних и подчинения других, отношений, основанных на преобладании одних людей и их интересов над другими, что чре­вато столкновением и противоборством.

Опираясь на сформулированное выше понимание конфлик­та, подчеркнем, что сталкиваться и противоборствовать могут и совпадающие и противоположные по своему конкретному содер­жанию интересы. Это особенно важно при обращении к рассмот­рению политических конфликтов. Здесь сталкиваются противопо­ложные интересы властвующих и подчиняющихся, но стремя­щихся к одному и тому же - к власти.

Примером и моделью столкновений как противоположных, так и совпадающих интересов могут быть повторяющиеся на про­тяжении многих тысяч лет отношения купли-продажи. По-види­мому, именно конфликты между покупателями, стремящимися купить подешевле, и продавцами, имеющими противоположный интерес - продать подороже, а также конфликты между несколь­кими покупателями, желающими купить один и тот же товар и тем самым «набивающими» ему цену, или независимыми друг от друга продавцами такого товара, «сбивающими» ее, являются са­мыми типичными экономическими конфликтами в любом обще­стве, где существуют товарные, рыночные отношения. (Заметим в скобках, что именно это обстоятельство позволяет попытаться оп­ределить понятие «рынок» через понятие «конфликт»: «Рынок это не что иное, как открыто признаваемый конфликт в области эко­номических интересов при наличии правил торга, купли-прода­жи, сделки».)

Историческая наука располагает данными, вынуждающими признать, что все громадное множество таких конфликтов прису­ще, так сказать «товарному», т. е. хотя и ограниченному, но все же очень протяженному периоду в истории человечества. Однако эти же данные заставляют признать и то, что из истории в целом так же нельзя исключить противоборство, конфликт, борьбу, как нельзя отменить господство и подчинение в отношениях между людьми.

Об этом хорошо написал М. Вебер, один из самых выдаю­щихся ученых, когда-либо изучавших человеческое общество. «Из культурной жизни нельзя устранить борьбу. Можно изменить ее средства, ее объект, даже ее основное направление и носителей, но не борьбу как таковую. Она может быть не только внешней борь­бой между враждующими людьми за внешние блага, но и внут­ренним борением любящих... и, наконец, борьбой с самим собой в душе человека, но так или иначе борьба никогда не прекращает­ся и последствия ее подчас наиболее серьезны там, где она наименее заметна, и в наибольшей степени приближается к тупому, удобно­му безразличию, к иллюзорному самообману или совершается в форме "отбора". Мир означает перемещение форм борьбы или бо­рющихся сторон, или объектов борьбы, или, наконец, изменение шансов "отбора" и ничего другого. Выдержат ли эти перемещения испытания этического или иного оценивающего суждения и при каких условиях, нам совершенно неизвестно. Лишь одно не под­лежит сомнению: при оценке любых общественных отношений, независимо от их характера и структуры, необходимо установить, какому типу людей они дают в процессе внешнего или внутрен­него отбора мотивов оптимальные шансы на господство»29.

Дав возможность читателю ознакомиться благодаря этой об­ширной цитате с одним из важнейших положений концепции М. Вебера, попытаюсь раскрыть смысл сказанного другими слова­ми. Люди борются между собой не только потому, что они делят­ся на мужчин и женщин, богатых и бедных, черных, желтых и белых, живущих в столице государства или на его границах, но прежде всего потому, что одни из них участвуют во власти, а другие нет, одни господствуют, а другие подчиняются.

Можно по-разному понимать власть - в семье, на произ­водстве или в государстве, но она всегда связана с тем, что одни люди распоряжаются деньгами, ресурсами, влиянием и, в конечном счете, другими людьми. Ссору по поводу распределе­ния расходов в скромном семейном бюджете и масштабный меж­дународный конфликт, а также сотни тысяч других конфликтов объединяет то, что в каждом из них так или иначе, в той или иной мере затрагивается вопрос об авторитете и власти, господ­стве и подчинении, использовании влияния каждого из участ­ников. Это отношение господства и подчинения, борьба за ре­сурсы и влияние, за установление, сохранение или смену влас­ти и составляет политическую составляющую социального кон­фликта. При этом конкретные цели участников конфликта, ле­жащие в их основе интересы далеко не всегда непосредственно связаны с отношениями по поводу власти, т. е. с самой полити­кой.

Даже когда конфликт имеет форму чисто политического про­тивоборства и развертывается, например, в рамках избирательной кампании в том или ином регионе, участвующие в нем группы зачастую преследуют отнюдь не политические цели. Обобщая и -анализируя данные региональных выборов в России, внимательный наблюдатель отмечает: «Конфликты между различными фрак­циями и группировками региональной элиты за немногочислен­ными исключениями имели и имеют не идейно-политический ха­рактер... Та или иная монополия и связанная с ней рента оста­ются традиционным содержанием социально-групповых, клановых интересов». Политика в данном случае лишь оформляет и закрепляет стремление к реализации иных, не политических в своей основе интересов.

Но столкновение подобных интересов, равно как и противо­борство одного члена семьи, мечтающего о мотоцикле, с интереса­ми другого - того, кто хочет новые сережки, неизбежно приобре­тают еще один аспект: чья возьмет? Кто кому подчинится? Ко­нечно, это касается и таких явлений как купля-продажа, забастов­ка, конкуренция торговых фирм или территориальные споры между государствами.

Политические конфликты, будучи следствием противобор­ства в сложной и многоуровневой системе отношений господ­ства и подчинения, не только являются одним из видов соци­альных, общественных конфликтов, но как бы «встроены» во  многие из них. Социальные конфликты проявляются как поли­тические, если в них наряду с теми конкретными интересами, которые вызвали данный общественный, например, экономический конфликт, затрагиваются интересы удержания и пере­распределения власти.

Конфликт, вызванный столкновением подобных интересов далеко не всегда принимает форму ссоры, скандала или военного столкновения. Он может протекать вполне мирно и уживаться с сотрудничеством по другим вопросам. «Каждой сложной со­циальной системе присущи и конфликтные, и интеграционные тенденции превалируют либо те, либо другие в зависимости от того, какие ценности и структуры избирает и создает общест­во», - писал в этой связи уже упоминавшийся Т. Парсонс. Можно привести примеры, подтверждающие эту мысль. Так, табачные монополии, борющиеся друг с другом за господство в сфере производства и сбыта своей продукции, выступают еди­ным фронтом против попыток запретить рекламу сигарет, а мусульманские государства, соперничающие за наиболее благо­приятные условия сбыта своей нефти и доминирование на неф­тяном рынке, нередко занимают общую позицию по отноше­нию к защите и сохранению религиозных святынь или иных ценностей ислама.

Таким образом, можно сделать вывод: политические конфлик­ты обязаны своим возникновением не только заинтересованности его участников в непосредственном получении, укреплении или сме­не власти, но и столкновению любых интересов, затрагивающих политические отношения. Вместе с тем, политические конфликты не исключают сотрудничества его участников.

Этика управления политическим конфликтом

В управлении политическим конфликтом очень велико зна­чение этических норм и регуляторов. Именно нравственно-миро­воззренческая система этих норм определяет общественную и ин­дивидуальную моральную оценку целей и средств политического противоборства, их соотнесения с категориями добра и зла, оправдание, осуждение и уровень поддержки «справедливой» или «не­справедливой» позиции в конфликте, «правоты» и «неправоты» его участников и т. д.; то есть, в конечном счете, духовную моти­вацию политической деятельности.

Понятно, что, взяв за нравственную основу этой деятельно­сти заповедь «Не убий», максиму основателя ордена иезуитов И. Лойолы «цель оправдывает средства» или советы Н. Макиавелли, мы выберем существенно отличающиеся стратегии. При этом важно подчеркнуть, что отдельные люди и даже очень значительные, выдающиеся личности, участвующие в политике, этическую оценку своих действии всегда соотносят, а иногда и отождествляют с нормами тон политической общности, группы, к которой они при­надлежат. Констатация того, что «самые нравственные и добросо­вестные люди участвуют в той партийной политике, которую при­знает нужной партия, часто так же мало заботящаяся о соображе­ниях личной морали, как и государства в международных отноше­ниях, сделанная Г. Зиммелем, стала одной из «точек роста» со­временной социологии, политологии и этики и нашла свое много­кратное подтверждение, в частности, в истории нашей страны. Не только из книг, но и из собственного личного опыта едва ли не каждый из нас знает, что после 1917 г. нравственным в политике у нас считалось все, что служит победе коммунизма, затем то, что отвечает нуждам коммунистической партии и Советского государ­ства, ныне все чаще эффективность (прежде всего выраженная в деньгах) служит если не мерилом нравственности, то оправданием безнравственности.

Отдавая должное изяществу сконструированной В. А. Лефевром ситуации, трудно удержаться и не напомнить формулировку по существу той же дилеммы, вставшей перед обитателем замка Эльсинор принцем Гамлетом. Вот уже сотни лет люди повторяют вслед за героем Шекспира гениальное:

Быть или не быть - таков вопрос:

Что благородней духом – покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством ?...

А затем продолжают:

... Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледным..,.

Если сопоставить, каким видят Гамлета те, кто «знаком» с ним, то окажется, что у каждого свое представление о нем. Есть и такие, кто, высоко ценя трагедию Шекспира как художественное произведение, отнюдь не восторгается Гамлетом как человеком. Вот два крайних мнения о нем. В глазах выдающегося немецкого литератора И. В. Гете Гамлет - «прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо». А замечательному русскому писа­телю И. С. Тургеневу Гамлет видится совсем другим: «Он весь живет для самого себя, он эгоист... он скептик и вечно возится и носится с самим с собой>.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.