скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Понятие бюджетного процесса

В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года..

В случае изменения финансирования по сравнению с утвер­жденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган испол­нительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменении и дополнении в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях, в течение 15 дней[16].

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное (ст. 213 БК РФ).

На территории каждого субъекта РФ порядок и условия образо­вания, рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются со­ответствующими представительными органами власти, которые принимают законы о бюджетном процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать общим принципам бюджет­ного процесса и правилам составления, рассмотрения и утвержде­ния федерального бюджета.

3.4 Исполнение бюджета.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ).

Практически бюджет исполняется специальными субъекта­ми—участниками бюджетных правоотношений:

• главным распорядителем бюджетных средств;

• распорядителями бюджетных средств;

• получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и по­лучателям бюджетных средств, определенным ведомственной клас­сификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета  субъекта РФ, средств местного бюджета—орган государственной власти субъекта РФ. орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным рас­порядителям н получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право рас­пределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств— бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ)[17].

Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевре­менное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

  В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов,   что закреплено в Бюджетном кодексе ст.215, где записано: "В Российской Федерации устанав­ливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средства­ми. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством1.

  Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства2 и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

·   перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

·   распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

·   возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

·   учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 15 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практическо­го исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все изменения бюджета, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обяза­тельств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджет­ных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным ка­значейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюд­жетные обязательства. Счета, используемые для исполнения феде­рального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря1.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпри­нимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

После завершения операции по принятым бюджетным обяза­тельствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджету наступившего финансового года в качестве остатка средств (ст. 264 БК РФ).

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

3.6      Составление и утверждение отчёта об исполнении.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль). Этому вопросу посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ.

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

·   отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

·   отчетами  МинФина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

·   отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

·   отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

·   сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

·   годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

·   реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

·   отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению), тогда соответ­ствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и обратиться в про­куратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных долж­ностных лиц (ст.273 БК РФ).

Счетная палата дает заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, в которое включаются заключе­ния по каждому разделу и подразделу функциональной классифи­кации расходов бюджетов РФ, по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушения исполнения функциональной классификации (ст. 278 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении фе­дерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушиваются доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслу­шаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов, которые могут выступить с анализом дел, свя­занных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного зако­нодательства в течение года.

В итоге может быть принято решение либо об утверждении от­чета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответст­венности привлекаются должностные лица, предоставившие недос­товерные или неполные сведения по исполнению бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации.

4.   Бюджетный процесс в г.Тольятти.

Бюджетное устройство РФ определяется Бюджетным Кодексом РФ. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Она состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.  Бюджет муниципального образования (местный бюджет)- это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного  самоуправления, а также для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством[18].

Принцип единства бюджетной системы РФ означает  единство принципов бюджетного процесса в РФ. Местный бюджетный процесс проходит те же стадии. Рассмотрим бюджетный процесс в городе Тольятти.

Бюджетный процесс в городе осуществляется в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации,  Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетной классификацией Российской Федерации, законами  Самарской области, Уставом г.Тольятти, "Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Тольятти"( от 31.10.02 г.) и другими законодательными актами РФ и правовыми актами Городской Думы, а также постановлениями,  распоряжениями и указами мэра.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета города, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением[19].

Стадии бюджетного процесса в г.Тольятти: составление проекта бюджета города; рассмотрение и утверждение бюджета города; исполнение бюджета; утверждение отчета об исполнении бюджета города; организация и осуществление муниципального финансового контроля[20]

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета города, исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета, входят:

-     городская Дума и ее контрольный орган;

-     мэрия города и ее финансовый орган;

-       иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, Самарской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета города.

Полномочия участников бюджетного процесса заключаются в следующем[21]:

Городская Дума- рассматривает и утверждает бюджет города;  рассматривает и вносит изменения в постановление о бюджете;  осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета, формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих внешний контроль за исполнением бюджета; рассматривает и утверждает отчеты об исполнении бюджета; осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, Самарской области.

Мэрия города- рассматривает проект бюджета города на очередной финансовый год; представляет его на рассмотрение и утверждение городской Думой вместе с необходимыми документами и материалами; утверждает сводную бюджетную роспись;  руководит и осуществляет контроль за работой распорядителей бюджетных средств, которым мэрия поручила выполнять отдельные функции распорядителей; имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями в соответствии с Бюджетным кодексом;  представляет в городскую Думу на утверждение отчет об исполнении бюджета;  осуществляет другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации,  Самарской области.

 Финансовый орган( Департамент финансов мэрии города)- составляет проект бюджета; представляет проект бюджета на рассмотрение мэрии вместе с необходимыми документами и материалами; составляет сводную бюджетную роспись;  исполняет бюджет, в том числе сбор доходов бюджета; управляет муниципальным долгом; осуществляет контроль за исполнением бюджета; имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями в соответствии с Бюджетным кодексом;  представляет в мэрию отчет об исполнении бюджета; осуществляет другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.