скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Принципы деятельности и управления в коммерческих банках

Реферат: Принципы деятельности и управления в коммерческих банках

ПЛАН

1)Введение

2)Сущность банка

3)Структура управления банком

3.1)Однолинейная структура управления банком

3.2)Многолинейная (штабная) структура управления

3.3)Линейно-штабная структура управления

3.4)Общие принципы управления банком

4)Принципы деятельности на начальном этапе

4.1)Регистрация коммерческих банков

5)Немного о кадровой политике в банках

5.1)О мотивации к труду банковского персонала

5.2)О подборе банковских кадров

6)Заключение

7)Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, что такое банк,не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное наз­начение в народном хозяйстве. БАНК это особый экономи­ческий институт, аккумулирующий денежные средства (вклады), предоставляющий кредит (займы,ссуды), осу­ществляющий денежные расчеты, выпуск денег (эмиссию), ценных бумаг (банкноты, чеки, векселя) и др., осущест­вляющий посредничество во взаимных платежах и расчетов между государствами, предприятиями (фирмами), учрежде­ниями и отдельными лицами. Современная кредитно-финан­совая система состоит из следующих основных видов бан­ка: центральные (эмиссионные), коммерческие (депозит­ные), специального назначения и т.д.  Центральные (эмиссионные) банки осуществляют руководство всей кре­дитной системой страны, обладают монопольным правом эмиссии банкнот, являются главными проводниками денеж­но-кредитной политики государства, временно хранят свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходи­мости кредиты для поддержания их ликвидности.  Банки коммерческие  выполняют широкий операций по кредитова­ний юридических и физических лиц. Осуществляют различ­ные виды банковского обслуживания частной клиентуры (ведение текущих счетов, предоставление коммерческих, потребительских займов, учет векселей и т.д.)

Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завер­шенного понимания того места, которое должны занимать банки в системе управления экономикой. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснения его общест­венного назначения. В какой то степени ответ на эти вопросы дает структура управления банком и некоторые принципы его работы. Сущность банка настолько многоли­ка что окончательно этот вопрос не будет решен никог­да, однако продвижение в решении этого вопроса необхо­димо.

СУЩНОСТЬ БАНКА.

Деятельность банковских учреждений так многообраз­на, что их действительная сущность оказывается неопре­деленной. В современном обществе банки занимаются са­мыми разнообразными видами операций. Они не только ор­ганизуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйс­твенных программ, ведут статистику, имеют подсобные предприятия.

Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. Нако­нец, в представлении о банке как учреждении наши ассо­циации оказываются ближе к банку как служебной конто­ре, аппарату управления. Именно так довольно часто ха­рактеризуется банк.

Но более логичной является трактовка банка не как организации или учреждения, а как предприятия. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хо­зяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услу­ги, действует на принципах хозрасчета. Мало отличаются и задачи банка как предприятия-он решает вопросы, свя­занные с удовлетворением общественных потребностях в своем продукте и услугах, реализацией на основе полу­ченной прибыли социальных и экономических интересов как его коллектива, так и интересов собственника иму­щества банка. Банк может осуществлять любые виды хо­зяйственной деятельности (разумеется, если они не про­тиворечат законам страны, вытекают из устава банка) Как и любое другое предприятие, банк должен иметь спе­циальное разрешение (лицензию).

В месте с тем банк как предприятие имеет свою спе­цифику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Прежде всего, банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не про­изводства Это обстоятельство дало основание ряду авто­ров считать, что банк это торговое предприятие. Ассо­циации банковской деятельности с торговлей не случай­ны. Банки действительно как бы покупают ресурсы , про­дают их , функционируют в сфере перераспределения, со­действуют обмену товарами. Банки имеют своих продав­цов, хранилища, особый "товарный запас", их деятель­ность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако сходство между банком и сферой торговли в ос­новном заканчивается. Более того, сходство носит толь­ко внешний характер, ибо банки торгуют не товарами, а особым продуктом. Современные банки все чаще занимают­ся консультированием, управлением имущества, сдачей в аренду различных объектов, а распространенная сейчас услуга типа "БАНК-КЛИЕНТ"уже похожа на информационные услуги и услуги связи.

При торговле товарами имеет место встречное движе­ние стоимости: от продавца к покупателю идет товар, от покупателя к продавцу - деньги. При кредите в момент его предоставления происходит одностороннее движение стоимости: ссужаемая стоимость перемещается от креди­тора к заемщику, уплата ее эквивалента откладывается; она возвращается к своей исходной юридической точке

лишь  при наступлении определенного срока.  Различие в

том, что что при торговой сделке продавец получает эк­вивалент своего товара-деньги, при кредите кредитору возвращается не только ссуженная стоимость, но и до­бавка к ней в виде ссудного процента.

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк ха­рактеризуется как посредническая организация. Основа­нием для этого служит особый перелив ресурсов, времен­но оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кре­дитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Инте­ресы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может нахо­диться в данном регионе. Разумеется, в современном де­нежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующем звеном здесь выступает банк посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от ин­дивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средс­тва, банк может удовлетворить потребности самых разно­образных заемщиков, предоставить выбор кредита на лю­бой вкус-срок, обеспечение, ссудный процент.

Постепенно банк, в свою очередь, все более стано­вился кредитным центром, что дало возможность его оп­ределять как кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом. Определение банка как кредитного предприятия хотя и характеризует важнейшую его специфическую черту, тем не менее не вскрывает полной картины его сущности. Можно сказать, что это фрагмент сущности банка, и именно поэтому она является незавершенной.  Как отмечалось, банки занима­ются не только кредитованием, но и целым рядом других видов деятельности. По своей природе банки связаны с денежными и кредитными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в целом можно определить как систему особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело. Главным в сущности банка, его осно­вой, можно при этом считать организацию денежно-кре­дитного процесса и эмитирование денежных знаков. Тако­ва теория вопроса, которая поможет понять, чем должен стать банк на практике.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ.

В банковской практике стран с развитой рыночной экономикой принята трехступенчатая классификация субъ­ектов управления в зависимости от объема их распоряди­тельных полномочий :

1)Высшее руководство (дирекция), в компетенцию ко­торого входит принятие основополагающих решений по по­воду целевых установок и экономической политики банка, подбор и расстановка кадров, руководство нижестоящими управленческими подразделениями;

2)Среднее руководство   (руководители  отделов)  в

компетенцию которого входит управление отдельными сфе­рами банковской деятельности,  регулировании процесса работы , руководство подчиненными служащими, подготов­ка принятия решений для дирекции ;

3)Низшее руководство (руководители групп ), в ком­петенцию которых входит распределение заданий и конт­роль за работой отдельных групп.

Однако, очень часто, особенно в нашей стране такое распределение если и существует то весьма условно. Но в крупных российских банках такая классификация может воплощаться в реальности, в мелких банках, напротив, высшее руководство может напрямую руководить даже простыми исполнителями.

Систему управления коммерческим банком можно расс­матривать с двух точек зрения. С одной стороны она представляет собой систему передачи распоряжений от вышестоящих инстанций к нижестоящим. С другой стороны система банковского управления выступает как система разделения полномочий между инстанциями. Она определя­ет внутренний конфликтный потенциал банка, связанный с возможными пересечениями сфер компетенции различных субъектов управления. Скорость движения информации и уровень конфликтного потенциала зависят в первую оче­редь от того,какая будет избрана структура управле­ния. Здесь существует три основные альтернативы: одно­линейная, многолинейная и линейно-штабная структуры.

ОДНОЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

директор банка

|

---------------------------------

---------------                                                        --------------

|  начальник  |                                                   |  начальник |

|   отдела                   |                                        |   отдела   |

---------------                                                        --------------

----------- ------------                                        ----------- ------------

|сотрудник| |сотрудник |                             |сотрудник| |сотрудник |

----------- ------------                                        ----------- ------------

Преимуществом данной структуры управления является четкое разграничение компетенций и ответственности. Недостаток заключается в ее малой гибкости вследствие длительности прохождения информации по цепочке инстан­ций.  В связи с этим однолинейная структура управления применима только в мелких банках.

МНОГОЛИНЕЙНАЯ (ШТАБНАЯ) СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ

директор

банка

-----------------------------------

-----------------                                       |                -----------------

| заместитель   |                                  |                | заместитель   |

|  директора                  |                     |                |  директора                  |

-----------------                                       |                -----------------

|                                        |                                      |

----------------------------------

|

------------------------------------

--------------                               --------------                          -------------

| начальник  |                          | начальник  |                     |начальник  |

|  отдела                 |                |  отдела                 |           | отдела                |

--------------                               --------------                          -------------

Отличительной особенностью штабов в данной структу­ре управления является то, что они обладают правом от­давать распоряжения напрямую любым нижестоящим инстан­циям. В результате каждое нижестоящее подразделение получает распоряжения не от одной, а от многих вышес­тоящих инстанций, перед которыми несет ответственность за их выполнение. Преимущества многолинейной структуры заключаются в в ее более высокой гибкости по сравнению с однолинейной, в сокращении времени движения информа­ции по инстанциям, в использовании выгод специализации управленческого труда.  Недостатки вытекают из возмож­ного пересечения сфер компетенции штабов, нескоордини­рованности их распоряжений, вследствие чего могут воз­никать конфликтные ситуации.  Как и в предыдущем слу­чае, рассматриваемая структура управления пригодна только для сравнительно небольших банков.

ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ

Линейно-штабная структура представляет собой попыт­ку соединить достоинства обеих рассматриваемых струк­тур и одновременно преодолеть их недостатки. Она пред­полагает создание инстанций двух видов: линейных инс­танций, обладающих правом отдачи распоряжений, и спе­циализированных штабов, которые могут лишь принимать распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но са­ми правом их отдачи не обладают. Таким образом эти штабы существенно отличаются от штабов в многолинейной структуре управления: здесь они выступают только как консультативный орган, оказывающий помощь линейным инстанциям в подготовке принятия решений.  Примерами штабов такого рода могут быть отдел кадров, юридичес­кий отдел, отдел маркетинга и другие.

секретариат дирекции||

организационный отд.--

бухгалтерия       |-

ревизионный отдел |

---------------------

дирекция|| отдел кадров     |

банка  --юридический отдел |

---------| плановый отдел   |

|     |отдел маркетинга  |

|     --------------------

|

----------------------

отд.по об-||отд.по об-

служиванию||служиванию

предприят.||населения

----------------------

------------------------------

|отд.по опера-||международный|

|циям с ценны-||             |

| ми бумагами ||   отдел     |

------------------------------

Линейно-штабная структура управления банком в нас­тоящее время наиболее часто находит применение на практике. Ее преимущества- четкое разграничение полно­мочий (как в однолинейной структуре и использование специализации управленческого труда (как в многолиней­ной). Недостаток же заключается в том, что процессы подготовки решения и его принятия строго разделены. А поскольку штабы не могут непосредственно повлиять на принятие решения линейной инстанцией, это может приво­дить к снижению их мотивации и ответственности за выд­вигаемые предложения. В связи с этим, помимо рассмот­ренного варианта линейно штабной структуры, на практи­ке используется также модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений (ревизионный отдел,юридический отдел и другие).

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ

Главное назначение органов управления-обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.