скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений

Реферат: Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:

-формы собственности на землю (частная, государственная, му­ниципальная, общинная и т. п.);

-отношения хозяйственного использования земли;

-формы управления земельными ресурсами (система политичес­ких, социально-   экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию их использования);

-способы и методы регулирования земельных отношений.

Рассмотрим перечисленные аспекты земельных отношений подробнее.

Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благ и является чрезвычайно сложным понятием. Эконо­мические науки рассматривают ее в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества (прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливает правовые характе­ристики такого присвоения, его отражение в законах, принимае­мых государственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами.

Собственники земли далеко не всегда являются производителя­ми сельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам. Так возникают отношения хозяйственного исполь­зования (например, арендные отношения).

Отношения собственности и хозяйственного использования формируют противоречивые экономические интересы, приводя­щие к конфликтам между групповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмы управления земельны­ми ресурсами со стороны государства, а также разработка методов экономического регулирования земельных отношений.

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав, структуру, сопод­чинение и механизм совокупного воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие зе­мельных отношений социально-экономическим основам обще­ства, необходимость обеспечить финансовую устойчивость эконо­мики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.

Существенную роль играют также политические и социально-психологические факторы. К первым из них относятся политичес­кие решения и правовые нормы, способы их осуществления и конт­роля за реализацией, состояние и способность к функционирова­нию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная направленность деятельности партий и общественно-политичес­ких движений. Вторые включают механизмы мотивации, психоло­гические установки и ориентации конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным положением, уров­нем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.

В результате исторического развития любого общества посте­пенно складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые организации (юридические лица) и государство, их объединяющее, представляющее и защища­ющее их интересы, многообразные и часто противоречивые.

Субъектами земельных правоотношений называются лица, на­деленные земельными правами и несущие обязанности, предусмот­ренные земельным законодательством.

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же го­сударстве может меняться. Так, в России с ликвидацией монополии государственной собственности на землю, появлением многообраз­ных форм земельной собственности и хозяйственного использова­ния земель он резко расширился.

Российская Федерация, ее субъекты, города федерального зна­чения, автономные области, автономные округа являются субъек­тами правоотношений государственной собственности на землю. При этом следует учитывать, что, будучи субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе с тем является субъектом права территориального верховенства и носителем госу­дарственного суверенитета. Согласно Конституции РФ суверени­тет России распространяется на всю ее территорию, ее Конститу­ция и федеральные законы имеют здесь верховенство.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами Федерации, — районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты — обладают правами муници­пальной собственности на землю, находящуюся в пределах их гра­ниц (черты населенных пунктов).

В отличие от субъектов правоотношений государственной и му­ниципальной собственности на землю все иные субъекты земель­ных правоотношений — органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица — выступают учас­тниками таких видов отношений, как управление землей и ее ис­пользование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю.

Органы государственной власти и местного самоуправления вы­полняют в пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей. Охрану земельных прав осуществляют госу­дарственные правоохранительные органы — суды общего назначе­ния, прокуратура, арбитражный суд.

Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех земельных правоотношений. Однако в зави­симости от вида этих отношений понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об участках, для которых уста­новлен определенный правовой режим, непосредственным объек­том процессуальных действий могут быть данные кадастра и мони­торинга земель, решение компетентного органа о предоставлении земельного участка и т. д.

Круг объектов земельных правоотношений в сфере государ­ственной и муниципальной собственности определяется законода­тельством. Так, объекты земельных правоотношений федеральной собственности определены Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные участки, предос­тавленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной соб­ственности, а также участки особо охраняемых природных террито­рий федерального значения.

К объектам земельных правоотношений государственной соб­ственности субъектов Российской Федерации относятся земли, на­ходящиеся в пределах их административно-территориальных гра­ниц, за исключением земель, составляющих федеральную, муници­пальную, частную или иную форму собственности на землю. Соот­ветственно объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов, насе­ленных пунктов, кроме земель, составляющих государственную, частную, общую собственность. Объектами земельных правоотно­шений частной и общей собственности выступают индивидуальные обособленные в натуре и юридически закрепленные земельные уча­стки, предоставленные (приобретенные) в собственность в уста­новленном порядке гражданам и юридическим лицам, а также зе­мельные акции и земельные доли (паи) членов коллективов сельс­кохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей долевой собственности.

В сфере государственного управления землями объект земель­ных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции. Это мо­жет быть весь земельный фонд (ведение мониторинга земель, госу­дарственного земельного кадастра), земля в пределах определенных административно-территориальных границ (предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта), отдель­ный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).

Индивидуально обособленный в установленном порядке зе­мельный участок независимо от правовых оснований его предос­тавления (в собственность, землепользование, аренду) составляет объект земельных отношений в области использования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектом права собствен­ности на землю соответствующего вида.

Земельный участок —это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения) и другие характеристики, отражаемые в госу­дарственном земельном кадастре и документах государственной ре­гистрации прав на землю.

Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объек­там земельных правоотношений относятся также прочно связан­ные с земельными участками объекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба их на­значению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе с зе­мельными участками в нераздельном обороте, если иное не предус­мотрено законом.

В правоохранительных земельных правоотношениях объектами являются установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных правоотношений.

Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов, главный из которых — вопрос о собственности на землю.

Формы земельной собственности и организационно-политичес­кие и правовые механизмы, их реализующие, способны либо уско­рять, либо замедлять развитие экономики. В зависимости от того, на­сколько полноценно субъекты собственности реализуют свои права на землю, а также на результаты ее производительного использова­ния, определяется сила мотивов к расширению производства.

Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социаль­но-экономической политики и выражается в правилах распределе­ния и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области.

В настоящее время получили распространение различные фор­мы земельной собственности — частная, общая (совместная), госу­дарственная и др. Кроме того, имеются различные формы пользова­ния землей, которые подразделяют на срочные и бессрочные, плат­ные и бесплатные и т. д.

Аренда как форма землепользования представляет собой переда­чу землевладельцем (арендодателем) арендатору земли на опреде­ленных условиях в соответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы, ее виды (деньги, продукция и ус­луги, налоговые и иные платежи за землю, например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т. д. Отноше­ния, возникающие в связи с арендой земли, регулируются законо­дательством Российской Федерации.

Арендатор вправе использовать арендуемый земельный участок только по назначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать иным способом. По окончании действия договора все права, относящиеся к земельному участку, переходят к земле­владельцу (арендодателю).

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное пользование, уплачивают зе­мельный налог, а за полученные в аренду земельные участки — арендную плату.

Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом пло­дородия почв, других природных и экономических условий, местопо­ложения земельного участка и не зависит от результатов хозяйствен­ной деятельности землевладельца. Арендная плата за земельные участ­ки определяется договором между владельцем и арендатором.

Граждане, имеющие в собственности, пожизненном наследуе­мом владении, бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь которых превышает предельные раз­меры, установленные земельным законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть площади, превышаю­щую предельный размер.

В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обо­роте, включая порядок установления, изменения и прекращения земельных прав и обязанностей. Допускается без изменения целе­вого назначения купля-продажа земельных участков в собствен­ность гражданам для коллективного и индивидуального садовод­ства и животноводства, жилищного, гаражного и дачного строи­тельства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и обременении земельных участков.

Субъекты Российской Федерации реализуют возможность опре­делять правовые формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение сельскохозяйственных земель на ос­нове утвержденной градостроительной документации.

Очень важен экологический аспект земельных отношений. Сей­час необходим постоянный учет процессов, происходящих в раз­личных экосистемах и в биосфере в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторинга земель.

Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического стимулирования охраны окружающей среды.

ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственным регулированием земельных отношений на­зывается система мер, направленных на обеспечение рациональ­ного и эффективного использования земли, ее охрану, воспроиз­водство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществле­ния комплекса организационных, правовых, экономических дей­ствий.

Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных отношений. Государственное регулирование обеспечи­вает организационно-правовой базис, регламентирует экономичес­кие взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регу­лирование осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках суще­ствующей правовой базы и с учетом реальных условий производительного использования земельных участков.

Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего законодательства и в интере­сах граждан.

К основным задачам государственного регулирования земель­ных отношений относится:

улучшение использования и охраны земельных ресурсов госу­дарства;

сохранение и улучшение экологического состояния территорий;

создание правовых, экономических и организационных предпо­сылок для функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования на ней.

Государственное регулирование земельных отношений в России включает:

регулирование использования земли в качестве природного, со­циального и хозяйственного объектов;

формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;

наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного са­моуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях;

обеспечение равенства участников земельных отношений в за­щите их прав;

недопущение противоречащего закону вмешательства государ­ства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;

охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нару­шений;

пресечение действий владельцев, пользователей и собственни­ков земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нару­шающих охраняемые законом права и интересы других лиц;

обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом для всех лиц независимо от типа их прав на зем­лю;

обязательность государственного регулирования при вовлече­нии земли в рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и других институтов рыноч­ной экономики).

Правильной организации государственного регулирования зе­мельных отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнение следую­щих основных требований:

1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросам регулирования зе­мельных отношений, содержащиеся в других отраслях законода­тельства, должны соответствовать земельному законодательству (при пользовании водными, лесными и иным природными ресур­сами, в градостроительстве).

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.