скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Развитие и размещение производительных сил

Реферат: Развитие и размещение производительных сил

Контрольная работа

по дисциплине:

«Развитие и размещение производительных сил в РФ»

 «Состояние рыбной промышленности России»

 «Отраслевые схемы размещения производительных сил»

1. Состояние рыбной промышленности России.

Сегодня серьезное внимание обращается на агропромышленный комплекс (АПК), но почему-то замалчивают рыбное хозяйство, хотя оно – составная часть народнохозяйственного комплекса России. Фактически же состояние некогда мощной рыбной промышленности изменилось синхронно изменению ро­ссийской экономики и ее АПК­ по трем важнейшим показателям:

-      по темпам спада производства,

-      темпам роста инфляции

-      надвигающейся безработицы.

Общая напряженность в рыбной отрасли сохраняется, но она связана уже не с политическими, а с социально-экономическими трудностями, обусловленными серьезными просчетами в реформировании экономики России.

Спад производства. За 1992 г. национальный доход сократился на 20%, производство товаров народного потребления на 15%. В целом производство в последние годы в жизненно важных отраслях уменьшилось в 2-3 раза. По темпам спада производства военные 1941-1945 гг. и реформаторские 1988-1992 гг. оказались сопоставимыми.

Не радует и статистика в рыбной промышленности. В 1992г. произошло уменьшение выпуска разнообразных рыботоваров, пожалуй, самое значительное за последнее десятилетие. К уровню 1990 г. в 1992 г. снизились вылов почти на 30%; производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, до 29%; кормовой рыбной муки на 21%. В 1993 г. спад производства в отрасли продолжался, но темпы его немного снизились.

Инфляция. Только за 1992г. розничные и оптовые цены на промышленную продукцию возросли почти в 30 раз. Соответственно повысились цены и на рыбопродукцию. Резкий рост цен, например на энергоносители, автоматически заставляет производителей повышать цены на рыбопродукцию. В настоящее время затраты лишь на энергоносители (в том 1 числе на ГСМ) достигают 12% себестоимости рыбной продукции, тогда как в 1990 г. они составляли 7,2%.

Безработица. «­Официальных» безработных в отрасли нет, но есть скрытая структурная безработица как «следствие» усилий отраслевых профсоюзов по социальной защите рыбаков.

Если говорить об основной причине спада производства, роста инфляции и безработицы, то ее следует охарактеризовать как «отпущенность экономики», т. е. такое ее состояние, при, котором рыбное хозяйство «выпало» из сферы конституционного и государственного регулирования­. Стало быть, кризис отрасли носит не только экономический, но и социально-психологический характер (апатия, цинизм, уныние, разочарование - те же атрибуты кризиса, что и спад производства, инфляция и безработица).

Монетаристский подход оказался слишком тяжелым для народа. Сейчас в нем засомневались и экономисты-профессионалы. Считалось, что инфляцию не­льзя одолеть никакими другими методами, кроме монетаристских, т. е. за, счет уменьшения денежной массы, сокращения бюджетного дефицита, резкого ограничения поддержки, неэффективно работающих предприятий и снижения­ льготного кредитования.­ Сегодня такие рассуждения заменяются тезисами о необходимости «российской модели рынка» с акцентом, на государственное регулирование, большую заботу о социально незащищенных.

По оценке специалистов отрасли, самыми «болезненными точками» стали н­­е спад производства, и не нехватка инвестиций, а социальные проблемы.

Любая раз­ви­тая рыночна­я э­кономика немыслима без «допустимой инфляции» - это понятие состоит не в бесплодной попытке избежать инфляции­, а в том, чтобы отработать такой м­еханизм финансовой политики, который бы постоянно держал под контролем обращение денежной массы.­

Поскольку сегодня не удалось сконструировать регулятор денежного механизма, ч­тобы свести концы с концами в расползающемся бюджете, было­ найдено единственное спасительное средство - «драконовское налогооблож­ение». Но хорошо известно, что нормальное пополнение государственного бюджета возможно в том­ случае, если налоговая ставка не превышает 3О-5­О% прибыли. Если она выш­е то подавляется производство и падает прибы­ль, что сегодня и происходит в нашей экономике.

Государственные и частные предприятия ­кр­овно заинтересованы в получении прибыли, их раб­­­отникам нужно выплачивать заработную плату, а выдержать налоговую «удавку» предприятия могут за счет повышения цен на свою продукцию.

Чтобы рыбная отрасль не прекратила свое существование, производители вынуждены поднимать цены в 3-5 раз и более. Естественно, такое решение в отношении повседневных продуктов массового спро­са невыносимо для населения, но другого выхода при высоких налоговых ставках нет.

Экономика рыбной отрасли реально отражает состояние всего ­ наро­днохозяйственного комплекса. Сложившаяся ситуация в рыбной отрасли требует  принятия самых, решительных мер, но это не означает отказа от­ рыночных реформ, наоборот, необходим набор нового ­инструментария, более действенного, но щадящего, для формирования таких условий хозяйствований, при которых возникнут предпосылки для эффективной работы производителей и одновременно будут создаваться условия для государственной поддержки социально не защищенных граждан России.

Здесь, безусловно, имеются в виду и государственные, и частные предприятия рыбного хозяйства и, в конечном счете, возникает необходимость государственных гарантий защиты малоимущих граждан, трудовая деятельность которых многие годы была связана с рыбным хозяйством.

Сегодня гражданам Российской Федерации стало ясно, что рыночная экономика включает, помимо прочего, две составляющие:

-      первую – создание необходимых условий для тех, кто может работать и зарабатывать;

-      вторую - посильная забота государства о тех, кто не может себя обеспечить.

Возникает вопрос: за счет каких источников?

Мировая история свидетельствует, что государственная собственность - одна из ключевых экономических опор и важнейшая сфера государственного управления. Поэтому сегодня, когда важно найти пути выхода из экономического кризиса, нам кажется целесообразным нашу экономическую политику привести в соответствие со стандартами, принятыми в промышленно развитых странах, включая вопрос государственной собственности. Государственная собственность не только способна обеспечить благоприятные макроэкономические условия для успешной работы частного сектора - государство принимает на себя невыгодные в коммерческом отношении такие функции хозяйствования, как, например, поддержка рыбной отрасли. Сегодня необходим новый подход к оценке уникальных выгод от владения государственной собственностью в интересах поддержания стабильности и обеспечения через государственную собственность государственных нужд.

К стандартам экономической политики промышленно развитых стран следует привести и другие составляющие экономической политики России, в частности, снижение налогов до 35-50%, как, например, это делается во Франции, Швеции и других развитых «странах.

Другой значимый шаг в ускорении реформ - крупномасштабное субсидирование АПК. Можно вспомнить, что на рубеже 90-х; годов в США затраты на субсидирование сельского хозяйства в федеральном бюджете составляли треть конечных продаж продукции сельского хозяйства. Морскому и океаническому рыболовству во всех развитых странах и сейчас оказывается государственная поддержка через снижение налогов, компенсацию затрат на строительство флота, энергоносители и даже прямое субсидирование.

Конечно, требуется незамедлительно решить вопрос о законодательном регулировании взаимных платежей, т.е. долгов предприятий и организаций в той части, в которой они являются следствием действий правительства.

Исключительно большое значение ­для выхода из эк­ономического кризиса имеет вопрос о ценах.

В настоящий момент нужно «кредитовать цены» не производителя, а потребителя, чтобы последний мог выбрать необходимую ему продукцию у того, у кого она лучше и дешевле. Именно так можно заставить производителя реально учитывать спрос потребителя. И когда рыбная промышленность является потребителем дорогих материальных оборотных средств (­топливо, энергия, ж­есть, химические волокна и т. д.­), а их производители с этим не считаются и постоянно повышают цены – то государству необходимо выделять дотации и предоставлять льготные кредиты добывающим и перерабатывающим предприятиям отрасли. Российские рыбаки находятся в условиях высоких цен на материальные ресурсы. Часто напрямую используется «монополизм цен». Все это приводит к новому витку розничных цен на все товары (­в том числе на рыбопродукцию, пользующуюся наибольшим спросом). И, в конечном счете, производство самих энергоносителей вновь оказывается нерентабельным.

Реальный выход из создавшейся ситуации - переход на мировое соотношение цен на основе преимущественно рентной системы налогообложения. Тогда общий уровень цен в России остался бы прежним, а изменилось бы их соотношение, которое максимально приблизилось бы пропорциям цен мирового рынка.

Для решения проблемы ценообразования (наряду с введением преимущественно рентной системы налогообложения) не исключается введение верхних границ цен на продукцию первой ­необходимости по перечню, определяемому ­Правительством.

Переход хозяйства России на рыночные отношения незамедлительно требует нового комплекса мероприятий по стимулированию частного предпринимательства. Частное предпринимательство может стать важнейшим производителем именно той группы продуктов, в которых население ощущает острый дефицит. Механизм поддержки такого частного предпринимательства должен включать такие государственные рычаги, как избирательное государственное субсидирование, конкурсное ­банковское кредитование.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на огромные трудности в реформировании российской экономик­, все-таки идет, методом проб и ошибок, отработка «модели российского рынка».

В этом году­ предстоит откорректировать реформы и в рыбохо­зяйственном комплексе России:

-      повысить ро­ль государственного регулирования (смягчение налогов, тарифов, необходимые дотации);

-      обратить серьезное внимание на действительно рыночные отношения, а не на формальные;

-      найти для рыбаков свою модель рынка, которая предусматривала бы, в частности, их социальную защиту (в том числе от антиобщественных элементов).

Вопрос подготовлен по материалам отраслевых журналов:

«Рыбное хозяйство» 1994-1997г.г.

Приложение к журналу «Рыбное хозяйство» – «Рыбное хозяйство Каспийского бассейна» 1997г.

2. Отраслевые схемы размещения производительных сил.

Производительные силы – система субъективных (человек)  и вещественных элементов (средства производства), выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития. Основой жизни людей является общественное производство, развивающееся во времени и пространстве. Общественное производство можно разделить на отдельные отрасли, эффективное функционирование которых напрямую зависит от их научно обоснованного размещения и совокупности, регулируемого развития разных регионов на базе взаимовыгодного   территориального разделения труда. Научный подход при разработке отраслевых схем размещения производительных сил позволяет не только прирастить общественное богатство, но и сократить затраты в народном хозяйстве, повысить эффективность производства.

Отраслевые "предпланы", планы-прогнозы и проекты как инструменты обоснования размещения производства.

Правильное размещение межотраслевых комплексов, отраслей народного хозяйства и всех предприятий способствует решению важнейших экономических­ и социальных задач - росту национального богатства и эффективности общественного производства, повышению уровня жизни народа. Поэтому всестороннему обоснованию этих вопросов уделяется большое внимание на всех уровнях хозяйствования и управления.

Выбор районов (а иногда и пунктов) дислокации предприятий и отраслей первоначально намечается и обосновывается в предплановых документах - научных прогнозах (схемах) развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности (отраслевых прогнозах). Каждый отраслевой прогноз включает анализ современного состояния производства, концепцию развития и размещения отрасли и исследование их вариантов с балансовыми расчетами и оценкой экономической эффективности в условиях рыночной экономики.

В отраслевых корпорациях и отраслевых подразделениях государственных экономических структур управления проводятся обобщающие Разработки территориального аспекта индикативных отраслевых планов-прогнозов и программ в качестве корректирующего инструмента регулируемого рынка.

Важнейшим предпроектным документом служат технико-экономические обоснования (ТЭО) целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования и строительства предприятий (сооружений).

Проектом строительства предприятия уточняются место его размещения (в пределах района или пункта) и технико-экономические показатели. Государственная или частная фирма­, намеревающаяся построить предприятие, заказывает его проект специальной проектной организации, которая для выбора места строительства использует отраслевые схемы (прогнозы) размещения производства и другие материалы.

Техническое перевооружение, реконструкция и расширение производственных мощностей проводится предприятиями и объединениями за счет собственных средств, а также банковских кредитов. Прежнее фондовое распределение ресурсов из центра заменено  свободной торговлей через прямые договоры потребителей и поставщиков или куплей-продажей на товарно-сырьевых биржах. Эти мероприятия, ведущие к изменениям в размещении производства выпуска продукции, осуществляются предприятием в соответствии с им же разрабатываемыми и утверждаемыми планами, основой которых служат хозяйственные договоры.

Бизнес-план - оперативная программа деятельности, включающая в качестве важнейшего раздела маркетинг, в котором определяются тактика поведения на рынке и возможные коммерческие результаты. Стратегическое планирование может охватывать период до десяти и более лет; его основа - разработка проекта инновационного комплекса (новые продукция, техн­ика, технология, организация производства, снабжения и сбыта). Органы государственного управления строят свои отношения с предприятиями в условиях рыночной экономики,­ используя социально-экономические программы, договорную систему и экономические регуляторы - налоги, цены, проценты по вкладам и ссудам, экономические льготы и санкции, социальные, экологические и другие нормативы. Госзаказ (контракт) оформляется ограниченно на ввод производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капиталовложений, а также на поставку важнейших видов продукции (их закупают контрактные корпорации). Предприятия ­(объедине­­ния) согласовывают с местными органами управления мероприятия, которые могут привести к экологическим, демографическими и иным последствиям, затрагивающим интересы населения территории.

В новых условиях хозяйствования предприятия, выходя на шир­окий рынок, стремятся снизить производственные и транспортные издержки путем мобилизации всех внутренних резервов и рационализации договорных связей по поставкам продукции и снабжению сырьем.

Классификац­ия отраслей промышленности по факторам размещения. Задача отраслевого обоснования размещения производительных сил состоит в том, чтобы, исходя из принципов и факторов размещения, расчетным путем выявить и улучшить территориальное распределение производства, имея в виду повышение его эффективности и ускорение темпов развития.

Непосредственное влияние на выбор вариантов размещения промышленного предприятия (производственных мощностей) оказывает соотношение важнейших технико-экономических показателей производства - его материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и капиталоемкости с учетом потребительского фактора, который проявляется через транспортабельность продукции.

Для размещения добывающей промышленности первостепенное значение имеет учет горно-геологических условий (глубина и характер залегания полезных ископаемых, размеры промышленных запасов), а также качество природных ресурсов и транспортно-географическое положение района залегания. Добывающие отрасли, дающие массовую, многотоннажную продукцию (уголь, минерально-с­троительные материалы и т.д.), в основном размешаются так, чтобы обеспечивались минимальные издержки на производство и транспортировку. Для отраслей, разрабатывающих особо ценные и дефицитные полезные ископаемые (например, руды цветных металлов), решающее значение имеют не «размещенческие» факторы, а, состояние баланса соответствующей продукции в стране. ­

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.