Реферат: Развитие туризма в России и Германии
Реферат: Развитие туризма в России и Германии
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Кафедра:
«Экономики и управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Развитие туристического бизнеса и его влияние на экономику стран: Россия и Германия »
Выполнил:
Бетехтин М.Н.
Гр.№ 321
Проверил:
ст. преподаватель
Шиллер Л.О.
Челябинск
2004
Содержание
Введение_________________________________________________3
Глава 1. Влияние туризма на экономику России и Германии______5
1.1. Влияние туризма на экономику России____________________ 5
1.2. Влияние туризма на экономику Германии_________________11
Глава 2. Расчет стоимости тура_____________ ________________18
2.1. Расчет стоимости тура по России________________________ 18
2.2. Расчет стоимости тура по Германии______________________21
Глава 3. Снижение издержек____________ ___________________24
3.1. Снижение издержек стоимости тура по России____________ 26
3.2. Снижение издержек стоимости тура по Германии__________ 29
Заключение______________________________________________32
Список литературы_______________________________________ 33
Приложения
Введение
Туризм - в первую
очередь, это деятельность туристических
организаторов и посредников. С развитием массового туризма число
туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция
заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы,
занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы,
работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те,
что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть
туроператоры, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой
другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты,
выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается
информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и
наиболее доступный по цене тур.
Слово «tourist» появилось в английском языке в начале XIX века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН «турист» - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год.
Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие далеко в прошлое. История туризма - это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.
С данным понятием мы сталкиваемся, практически, каждый день. Это могут быть сообщения из рекламных объявлений по радио, телевизору, Интернет; разговоры окружающих, побывавших в каком-нибудь туре; вид с улицы офиса туристической фирмы, на входной двери которого всегда можно увидеть объявления о «горящих» турах и пр.)Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вне дома.
С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национа^ьной экономики во многих странах.
К 2006 году, согласно прогнозу World Travel and Tourism Council(WTTC), Международная туристическая отрасль по всему миру обеспечит работой 385 миллионов человек. Это означает, что каждую минуту в туристической отрасли возникает 24 новых рабочих места. Что касается оборота, то здесь предсказывают увеличение показателей до 846 миллиардов долларов в 2006 году. Число иностранных туристов вырастет по всему миру в 2006 году на 48 процентов, т.е. до 876 миллионов человек.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в ней рассматривается влияние туризма на экономику России и Германии, что позволит произвести анализ туристической отрасли и произвести более точную оценку ее состояния.
Целью курсовой работы является изучение развития туристического бизнеса и его влияния на экономику стран России и Германии.
Задачами курсовой работы:
· Изучение влияния туризма на экономику России и Германии
· Расчет стоимости тура и издержек обращения, их анализ
· Снижение стоимости тура и издержек обращения
Глава 1. Влияние туризма на экономику России и Германии
1.1 Влияние туризма на экономику России.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1 % ВВП России, однако его доля постоянно растет.
По данным Госкомстата России, в 2001 году нашу страну посетили 21,6 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями, в которую включены деловые и частные поездки, поездки с целью отдыха из стран дальнего зарубежья, а также поездки с целью отдыха из стран СНГ, составила лишь 7,4 млн. человек.
Страны дальнего зарубежья составляют 30% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом следует отметить высокую концентрацию въездного потока на десяти странах дальнего зарубежья, лидирующих по количеству прибытий в Российскую Федерацию, на них приходится 80% всего рынка.
Анализ состояния туристского рынка в России показывает, что основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2001 г. прибыло на 37% больше туристов, чем в 2000 г.
Сведения Госкомстата по туристским прибытиям и экспертные оценки показывают, что за среднюю продолжительность пребывания туристов в России (6,5суток), их расходы составляют около 1300 долл. США, без учета расходов на авиатранспорт.
Туристские рынки России характеризуются, с одной стороны, высокой покупательской способностью, а с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.
В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы.
Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:
- экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2002 г. годом экотуризма;
- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
- тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий продажу всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг.
Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.
Приграничное месторасположение ряда регионов Российской Федерации создает особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран.
Основными приграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Хабаровский и Приморский края.
Оценка состояния внутреннего туризма страны показывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. В 2002 г. в гостиницах России было обслужено 16,6 млн. граждан страны, в. санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха - 8,5 млн. чел.
Всего в Российской Федерации насчитывается 9,1 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров 472 тыс. и вместимостью 1100 тыс.мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42 %. В настоящее время наибольшая загрузка характера для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, а также санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области. Значительная часть материальной базы указанных средств размещения нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Следует особо отметить, что большая часть гостиниц страны не обеспечена удобствами в соответствии с минимальными требованиями к комфорту проживания.
В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма.
Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный, экологический и исторический туризм.
Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.
Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Как пример можно привести «Пещеры Степана Разина», которые являются не только историческим памятником, но и одним из наиболее посещаемых объектов культурно-познавательного туризма России.
Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и др. Инвестирование в развитие перечисленных объектов туристской индустрии должно осуществляться с привлечением средств как федерального и регионального бюджетов, так и внебюджетных источников. Так, например, строительство, реконструкция и содержание аэропортов, автомагистралей федерального значения, реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты туристского показа и общие мероприятия по сохранению и развитию исторических центров должны финансироваться государством, региональные и местные власти отвечают за развитие местной инфраструктуры и благоустройство туристских центров, расположенных на их территории.
Практика действия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принятого в 1996 г., показала несоответствие некоторых его положений сложившемуся опыту деятельности в туризме, а также на необходимость его существенного дополнения.
Многие термины и определения, приводимые в законе, устарели и требуют новых формулировок, соответствующих международной практике и новому российскому законодательству.
Одним из важнейших моментов является усиление финансовой ответственности туроператоров, формирующих, продвигающих и реализующих туристский продукт, перед потребителями посредством введения системы обязательных финансовых гарантий.
Некоторые положения закона, касающиеся сертификации услуг туроператоров и турагентов, морально устарели и требуют изъятия. В то же время необходимо внесение положений о добровольной сертификации средств размещения туристов, формировании системы сертификационных правил, включая положение о классификации гостиничных услуг, и передаче полномочий по разработке и проведению сертификации федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.
В соответствии с существующими международными требованиями необходима разработка стандартов дорожных и иных указателей, в том числе информационных табло, знаков и надписей, в местах прохождения туристских потоков и туристских центрах, в которых бы содержался не только русский текст, но и транскрипция на латинице.
С учетом того, что туризм является межотраслевой многосекторной сферой экономики необходима унификация существующих законодательных актов и нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы землепользования, природопользования, охраны памятников природного и культурного наследия и др. в целях создания условий для устойчивого развития туризма.
По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 7,4 млн. чел[1].
В заключении отметим, что Всемирный совет по туризму (World Travеl&Тоurism Council ) с оптимизмом смотрит на будущее туризма в России. Согласно отчета, подготовленного по заказу WTTC организацией экономических прогнозов Оксфорда (OEF), оборот туристской отрасли в России составляет около 30 млрд. долл. И по прогнозу при темпе роста в 6,9 % к 2013 году составит около 100 млрд. долл. WTTC не использует в своих расчетах данные местных туроператоров и опирается на статистику ООН, Мирового Банка и МВФ[2].
1.2 Влияние туризма на экономику Германии
В Германии нет теплых морских пляжей, и в ее садах не цветут лимонные деревья. Однако эта страна всегда привлекала и впечатляла туристов.
Германия располагается в центре Европы. Она граничит с девятью государствами: на Севере это - Дания, на Западе - Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франции, на Юге - Швейцария и Австрия, а на Востоке - Чешская Республика и Польша.
Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны. Почти 3 миллиона рабочих мест связаны непосредственно с туризмом. Наряду с торговлей это - самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей.
Ежегодно Германию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых проводит в гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы, американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города - Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден.
В сравнении с другими отраслями экономики отрасль туризма занимает второе место после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплаты и прибыль в кассы коммун.
Следует отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением. Руководитель московского представительства Немецкого национального офиса по туризму (DZT) Ирина КЕЙКО в интервью журналу «Туристический Бизнес» отметила, что согласно статистике ВТО, в последние годы Германия прочно вошла в десятку стран - лидеров по приему зарубежных туристов, а по валютным поступлениям в отрасли она занимает 6-е место в мире. Отмечается устойчиво положительная динамика туристских прибытий - в среднем 16,1 миллиона иностранных туристов в год, что больше показателя 1998 г. на 3,5%. Число туристских ночевок за тот же период увеличилось на 3,7%. Наибольший рост этих показателей достигнут за счет гостей из США, Нидерландов, Италии, Соединенного Королевства. Доходы в туристской отрасли, к примеру, в 2001 году составляли 15,7 миллиардов евро и в настоящее время находится вблизи уровня в 20 миллиардов евро. Ирина КЕЙКО сообщила, что тенденция роста сохраняется - число туристских ночевок увеличивается в среднем на 6,1% в год. В 2001 в Германии было зафиксировано 293,6 тысяч ночевок россиян (1,7% от общего количества ночевок), и по сравнению с 2000 годом этот показатель вырос на 10,6%. Вместе с тем нельзя не отметить диспропорции в распределении туристского потока внутри страны - львиная его доля приходится на так называемые «старые земли» Германии.
Страницы: 1, 2