скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Региональная политика Российской Федерации: состояние, перспективы

Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации — Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяю­щий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодо­лении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.

Огромные различия российских регионов по всем условиям раз­вития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифи­цированные подходы к проведению реформ. Для реформирования Рос­сии необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссий­ской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в комму­нальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

2.2.  Модели реформ

В последние 3—4 года региональная политика в России стреми­тельно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной по­литики.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в по­литике региональных властей определяют неравномерность осуществ­ления реформ и их региональное разнообразие.

Основные вариации определяются примерно следующими моде­лями поведения региональных властей:

осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления со­циальной дифференциации (Москва и др.);

ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической дея­тельности;

завоевание для своего региона льгот от федерального правительст­ва (налоговые льготы, субсидии и т. п.);

сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормирован­ное распределение товаров, запрет на их вывоз и т. д.).

Существует также в современной региональной политике проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные европейские тенденции. Роль проектов ТАСИС состоит в сопровождении позитивной динамики и в участии в создании условий для развития, а именно:

• привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляе­мой путем разрешения макроэкономических проблем страны;

• выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональ­ным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики;

• поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов;

• способствуя деятельности региональных органов и руководителей в рамках существующих ограничений путем разработки законодательных и институциональных рекомендаций, позволяющих компенсировать или умень­шить пагубный эффект макроэкономических ограничительных факторов;

• способствуя принятию региональными органами власти методов стра­тегии развития, основанных на партнерстве с региональными государствен­ными и негосударственными участниками экономических процессов, а также на точной и конкретной формулировке целей, а не на поддержке интересов секторального развития, лоббируемых представителями той или иной отрас­ли, что слишком часто используется сегодня.

2.3.  Новая стратегия территориального развития Российской Федерации

XX в. оставляет экономическое пространство России сильно неоднород­ным и дезинтегрированным, со множеством внутренних деформаций. Не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономическо­го пространства могут осуществляться только под воздействием консолиди­рованной политики государства и конструктивных сил общества. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии территориального социально-экономического развития, рассчитанной как минимум на первую четверть XXI в.

Стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных проблем. С этой точки зрения особенно ценен опыт Европы, опережающей нашу страну по процессам эволюции экономи­ческого пространства.

Главными задачами стратегии территориального развития страны, по нашему мнению, должны стать:

• укрепление целостности экономического пространства на основе интен­сификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками;

• обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;

• сближение регионов по уровню экономического и социального разви­тия, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов.

Для осуществления стратегии территориального развития в принципе необходим временной горизонт, достаточный для модернизации и развития транспорта и энергетики, создания новых систем расселения, освоения природных ресурсов новых регионов, подготовки перехода всех регионов на модель устойчивого развития. Для этого потребуется не менее 15-20 лет, что превышает объявленный период Стратегии развития Российской Феде­рации, принятой Правительством (10 лет)[5]. Поэтому более долгосрочная проработка проблем территориального развития может стать базой для последующей пролонгации общей стратегии.

Временной горизонт стратегии должен вместить в себя три этапа:

завер­шение переходного периода;

осуществление крупных программ, способ­ных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспор­та, расселения, образования, здравоохранения, природопользования и экологии;

выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития.

Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институци­ональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития. Специальной задачей стратегии является преодоление тенденций дивергенции и дезинтеграции экономического про­странства, осуществление разворота в направлении конвергенция — интег­рация. Уже на первом этапе разрыв между регионами по уровню развития может быть сокращен примерно в 1,5 раза путем подтягивания наиболее отсталых регионов. Тенденция усиления экономической связности россий­ских регионов (новая волна интеграции) возобладает уже в ближайшее время, когда экономический рост охватит большую часть регионов. Необхо­димость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.

В стратегии должен присутствовать национальный уровень, межрегиональ­ный уровень (решение крупных межрегиональных проблем, например, взаимодействие северных и южных частей Сибири и Дальнего Востока, развитие региона «Большая Волга» и т.п.) и региональный уровень (ком­пактные экономические районы, субрегионы крупных экономических райо­нов, например, юг Дальнего Востока, а также субъекты РФ).

Главными направлениями стратегии на национальном уровне являются:

• развитие магистральных сетей транспорта и энергетики (в том числе создание межконтинентальных транспортных коридоров);

• более равномерное размещение топливно-сырьевых баз;

• адаптация производственных структур макрорегионов к требованиям устойчивого развития;

• формирование общероссийских систем расселения и регулирование миграционных потоков;

• развитие трансграничного экономического сотрудничества. Особое значение для интеграции экономического пространства России и ее интеграции в глобальную экономику имеют проекты трансконтиненталь­ных коммуникаций.

В сфере правовых отношений необходимо завершить распределение полномочий между федеральным центром, субъектами РФ, местным само­управлением; осуществить гармонизацию федерального и регионального экономического законодательства (особенно по собственности на природные ресурсы); принять базисные законы о государственном регулировании тер­риториального развития.

В процессе реформирования бюджетно-налоговой системы необходимо добиваться уменьшения числа регионов-бенефициаров федерального бюджета (этому должно служить также укрупнение субъектов РФ) и переориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование регионального развития. Це­лесообразно ускорить переход на налогообложение трансрегиональных кор­пораций по месту основного производства, увеличивать долю платежей за природные ресурсы в доходах федеральных и региональных бюджетов. Наряду с бюджетно-налоговой системой для реализации территориальной стратегии должны использоваться такие экономические механизмы, как межрегиональное регулирование ценообразования естественных монополий (в особенности тарифов на транспорт, электроэнергию, природный газ), инвестиционные преференции, размещение государственных заказов.

Вся система государственного регулирования должна подвергнуться ис­пытанию с точки зрения ее соответствия целям и задачам стратегии терри­ториального развития и государственной региональной политики.

2.    РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.3.  Состояние экономики Самарской области

Политика очень часто напрямую зависит от экономики. С этой точки зрения Самарская область располагает высоким технологическим промышленным потенци­алом, обладает уникальной производственной базой, высоким уровнем тех­нологических процессов.

Основные отрасли промышленности — машиностроение, нефтеперера­ботка и нефтехимия. ОАО «АвтоВАЗ» — лидер отечественного автомоби­лестроения — в настоящее время выпускает 9 моделей класса «В». Пред­приятия военно-промышленного комплекса области являются крупнейшими в стране по производству ракетно-космической техники, авиационных газо­турбинных двигателей, приводов газоперекачивающих агрегатов для маги­стральных газопроводов, силовых установок для электростанций, жидкостно-реактивных двигателей, поршневых двигателей для малой авиации и подвесных лодочных моторов; обладают современными технологиями про­изводства высококачественных агрегатов управления и регулирования многопрофильного назначения для пневмо-, топливных и гидравлических систем летательных аппаратов. Самарская подшипниковая корпорация «Шар» — ведущее предприятие Российской Федерации по производству подшипников качения и основной производитель подшипников повышенной точности. Предприятия нефтехимического комплекса поставляют на экспорт азотные и фосфорные удобрения, каустическую соду, синтетический каучук, спирт, аммиак и др.

По сравнению с другими регионами, Самарская область обладает и достаточным для финансовой самостоятельности бюджет­ным потенциалом. Область имеет устойчиво положительное сальдо финан­совых отношений с Федерацией и не является получателем трансфертов из федерального бюджета.

Произошли позитивные изменения в тенденциях развития реального сектора экономики области.

К сожалению, рост потребительских цен и недостаточные объемы компенсации обес­ценения доходов населения как со стороны государства, так и предприятий вывели динамику показателей уровня жизни населения на самый низкий уровень по сравнению с другими макроэкономическими показателями.

Вследствие снижения реальных доходов населения оборот розничной торговли сократился в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 9,8%, в январе 2000г. - на 1,2%[6].

Продолжились негативные тенденции в демографических процессах. В том числе, численность населения области за год снизилась на 10,6 тыс. чел. за счет снижения рождаемости, роста смертности населения, сокращения миграци­онного прироста.

Таким образом, в экономике области в 1999 г. происходили как положи­тельные, так и отрицательные тенденции. Если в производственной и финансовой сферах положение заметно улучшилось, то в социальной сфере продолжаются негативные процессы. Учитывая, что оживление производст­ва носит в большей степени компенсационный характер и происходит в условиях сокращения инвестиций, платежеспособного спроса, оно пока еще не обеспечивает достаточных предпосылок для продолжительного устойчи­вого роста на основе обновления технологий.

3.2.  Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области

Перспективы развития экономики области определяются влиянием на нее сформировавшихся в последние годы общих макроэкономических факторов и необходи­мостью решения проблем регионального уровня.

В экономике региона остро ощущается недостаток стимулов экономичес­кого роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциалов, рационализации размещения производи­тельных сил, реструктуризации экономики. Осуществляемая в Российской Федерации экономическая политика имеет фискальную направленность и не создает для предприятий стимулов и условий для развития производства.

Основными общеэкономическими проблемами, сдерживающими развитие региона, являются:

• острый финансовый кризис, снижение мировых цен на сырьевые составляющие российского экспорта;

• нарастание бюджетного дефицита;

• кризис платежей;

• ослабление роли государства в регулировании экономического раз­вития;

• несовершенство законодательной базы;

• сложность налоговой системы, большая налоговая нагрузка на пред­приятия;

• отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма. Региональные проблемы в определенной степени обусловлены общеэко­номическим кризисом; к их числу относятся:

• структурная несбалансированность секторов экономики области;

• разрыв между располагаемым производственным потенциалом области и ограниченным спросом на производимую продукцию;

• обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности;

• низкая загрузка производственного, научно-технического и трудового потенциалов;

• высокая ресурсоемкость производственного сектора;

• высокая инвестиционная потребность;

• отсутствие у предприятий и организаций собственных оборотных средств для оживления производства при высоких ставках банковских кредитов.

Негативное влияние на социально-экономическое развитие области в прогнозируемом периоде окажет рост инфляции и цен предприятий-произ­водителей.

В то же время в области имеются внутренние ресурсы и конкурентные преимущества для активизации экономической деятельности:

• достаточный ресурсный потенциал, активизация которого позволит производить конкурентоспособную продукцию и реализовать некапиталоем­кий вариант развития большинства отраслей экономики (неиспользуемые промышленные мощности, трудовые, материальные и энергетические ресур­сы, научно-технический потенциал);

• наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных

объектов и др.

От совокупного влияния вышеуказанных факторов, от того, насколько удастся нейтрализовать негативные и развить позитивные факторы, зависят варианты сценария развития области в прогнозируемом периоде.

Первый вариант возможен в случае превалирования позитивных факто­ров развития и при максимальной реализации условий эффективного соци­ально-экономического развития области; второй вариант предполагает час­тичную реализацию этих условий.

По первому варианту прогноза темпы изменения валового регионального продукта за весь прогнозируемый период составят 119,4%; по второму варианту — 113,7%[7].

Повышение уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы повлияют на увеличение затратности производства и соответ­ственно снижение уровня добавленной стоимости товаров и услуг. В свою очередь, реализация организационно-технических мер на предприятиях, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, режим эконо­мии и др., будет сглаживать влияние ценового фактора.

Программа социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 гг. (далее — Программа) ориентирована на определение и формирование стратегических направлений развития области. Учитывая среднесрочный характер Программы, именно на нее ложится задача преодоления кризисного состояния и перехода к устойчивому развитию экономики области.

При разработке Программы учитывалось, что, несмотря на то что Самар­ская область занимает ведущее положение среди регионов Российской Федерации, основные параметры экономической среды, в которой ей при­ходится функционировать, задаются и во многом зависят от экономической политики федерального центра.

Исходя из вышесказанного и на основе проведенного анализа итогов социально-экономического развития области за последние годы сформули­рованы наиболее важные цели на период до 2001 г.:

• достижение финансовой устойчивости экономики области;

• принципиальное улучшение экономической среды, способствующее привлечению значительных частных инвестиций;

• повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий на основе структурных преобразований;

• повышение уровня жизни и занятости населения. Для достижения этих целей необходимо сосредоточить усилия на реше­нии следующих задач:

• сохранение и развитие инновационного типа развития региона, под­держка предприятий и отраслей, производящих товары и услуги с высокой эластичностью по доходу и высоким ростом по производительности, обеспе­чение необходимых условий для создания современных конкурентоспособ­ных производств;

• обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве. По­вышение на этой основе эффективности работы предприятий и конкуренто­способности выпускаемой продукции;

• проведение глубоких институциональных изменений в области. Под­держка института частной собственности и обеспечение безопасности пред­принимательства;

• проведение налоговой политики, стимулирующей увеличение объемов производства продукции и экспорта, создание благоприятного климата в области для привлечения инвестиций;

• совершенствование и развитие системы управления государственной собственностью в акционерных обществах, осуществление государственного контроля за их деятельностью;

• ликвидация неплатежей, упорядочение и экономия государственных расходов;

• оказание адресной социальной защиты малообеспеченным гражданам;

• регулирование трудовых отношений, усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики.

Реализация в полной мере этих задач позволит создать более благопри­ятные макроэкономические условия для развития области.

Приоритетными направлениями деятельности Администрации области определены активизация промышленной и аграрной политики, инвестици­онной деятельности и социальной политики.

Заключение

 

       Российская Федерация – великая держава, переживающая очередной трудный этап в своей истории.

Россия по-прежнему сохраняет доминирующую роль в рамках СНГ. При этом она обладает самым большим природным, хозяйственным и научным потенциалом среди государств СНГ. Ее отличает большое разнообразие природных ресурсов и ландшафтов. Особое влияние на развитие экономики оказывает ассиметричное освоение территории страны: разрыв между ресурсной базой в европейской части страны, что обуславливает контрасты между центром и периферией на всех уровнях.

В хозяйстве России сочетаются громоздкие сырьевые отрасли с развитыми наукоёмкими производствами на фоне слабого развития аграрного и сервисного секторов экономики.

Все отмеченные и многие другие особенности хозяйства в значительной степени осложняют перестройку экономики в переходный («от плана к рынку») период. Любой макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами страны, что является основной задачей региональной политики.

 

Список используемой литературы.

1.   Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. РегионоведениеоссиР. М., 2000.

2.   Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,1996.

3.   Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001.

4.   Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 1999.

5.   Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2000.

6.   Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2002.


[1] Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 1999. С.180.

[2] Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2002. С.264.

[3] Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 1999. С.78.

[4] Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2002. С.265.

[5] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001. С.89.

[6] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001. С. 281.

[7] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2001. С.288.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.