скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации

Различают фрикционную, структурную, сезонную, циклическую и региональную безработицы.

Фрикционная безработица - временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую. Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что  работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти  новое  рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Сезонная безработица - безработица, связанная с колебанием количества рабочих мест в зависимости от времени года. Региональная безработица - социально-экономическая ситуация в определенном регионе, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу. Структурная безработица - безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости осваивания новых профессий и высвобождению работников, не владеющих этими профессиями. Структурная безработица, при всей своей болезненности, может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла, самая неприятная форма безработицы - циклическая. Циклическая безработица - разница между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. В условиях спада циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной безработице. В условиях подъема циклическая безработица вычитается из фрикционной и структурной безработицы.

            К безработным (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.); в) были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Информация об общей численности безработных (применительно к стандартам МОТ) подготавливается по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы), которые в 1992-1998гг. проводились статистическими органами Российской Федерации с периодичностью один раз в год (в 1995г. было проведено два обследования). Начиная с 1999г. обследование населения по проблемам занятости проводится с квартальной периодичностью, по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала. В период между обследованиями Государственный комитет Российской Федерации по статистике проводит ежемесячные оценки общей численности безработных, которые уточняются после получения итогов очередного обследования. (см. таблицу № ) Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в органах государственной службы занятости, разрабатывается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

            Уровень безработицы – отношение численности безработных к численности экономически

            активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.

            Уровень безработицы, зарегистрированной в органах государственной службы занятости, - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.

5. Факторы, регулирующие рынок труда.

            В самом общем понимании регулирование означает деятельность, направленную на упорядочение, налаживание чего-то. Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой. Под регулированием рынка труда следует понимать поддержание его существования, выживания в различных условиях, равновесия составных частей и соответствия с другими структурами рыночной экономики. Факторы, регулирующие рынок труда подразделяются на внутренние, рыночные, экономические. К основным рычагам рыночного саморегулирования относятся цена товара, прибыль предпринимателя  соотношение платёжеспособного спроса на товары и их предложения на рынке, конкуренция, процентные ставки по кредитам. В рыночной экономике все товары, услуги, факторы производства, в том числе труд, имеют цену. На рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех составных частях рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий рынки рабочей силы, а на внутрифирменном рынке предложение труда увеличивается за счёт продолжительности и интенсивности труда занятых работников. В конечном счёте, это служит важным фактором  укрепления системы частного предпринимательства и рыночной организации хозяйствования. Колебания цены рабочей силы – заработной платы в сторону её снижения приводят к противоположным результатам: ограничивают приток населения на рынок труда, уменьшая предложение на рынке труда. В профессионально-квалификационных группах с низкой оплатой тотчас же возникает дефицит в работниках. Низкая оплата труда расширяет сферу бедности, снижает социальную защищённость населения, усиливает социальную напряжённость в обществе, подрывая основы частного предпринимательства и отвлекая население от рынка труда в другие области занятости либо усиливая миграцию самой работоспособной части населения в другие страны с более высокой оплатой труда. Таким образом, цена рабочей силы – заработная плата выполняет важную, регулирующую рынок труда экономическую функцию. Не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно и закономерно его стремление извлечь из купли рабочей силы максимальную выгоду при наименьших затратах. Стремясь уменьшить затраты на наём рабочей силы и увеличить прибыль, предприниматель модернизирует, обновляет и внедряет новые, более производительные технологии, совершенствует организацию труда  производства, что требует персонала меньшей численности, но более высокого профессионально-квалификационного состава. В результате происходят глубокие изменения во всех частях рынка труда. Доход предпринимателя является экономической основой его инвестиционной инициативы. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой коньюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей движение рынка труда, является прибыль предпринимателя. Поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Поэтому конкуренция и есть тот экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда.  Последняя побуждает наёмных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии, и т.п., т.е. приводить в движение и регулировать рынок труда.

            Рынок труда регулируется спросом и предложением товаров – рабочей силы и рабочих мест.  Цена рабочей силы колеблется в зависимости от спроса на неё и предложения: рост предложения снижает цену рабочей силы, рост спроса повышает её. Однако нужно обратить внимание на взаимосвязь спроса и предложения.  Если растёт спрос на рабочую силу, повышая заработную плату, то это привлекает наёмный труд, повышая его предложение. В итоге оказывается, что рост спроса создаёт рост предложения, снижающего спрос. И наоборот, рост предложения, насыщая спрос, сменяется отливом рабочей силы под натиском снижающейся заработной платы. При подъёме деловой коньюнктуры резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, это порождает галопирующую инфляцию, съедающую рост доходов наёмных тружеников за счёт обесценения денежной заработной платы.

            Важную регулирующую функцию выполняют процентные ставки. В российской переходной экономике удушающие налоги и пугающие процентные ставки по кредитам свели на нет доходность реального сектора экономики, привели к резкому падению объёмов производства промышленной и с/х продукции, предельному сокращению инвестиционной активности и, в конечном счёте, к обвальному сокращению предложения рабочих мест в реальном секторе экономики. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение, конкуренция – все эти рычаги саморегулирования рынка труда формируют доходы населения и распределяют богатство общества.

            Каким образом измеряется неравенство в распределении доходов? Диффе­ренциация заработной платы означает неравенство в распределении личных доходов. Однако важнейшим фактором их распределения является неравно­мерное распределение собственности на средства производства, ценные бу­маги и недвижимое имущество, реализуемое доходами в форме ренты, про­цента, прибыли, дивидендов, арендных платежей и др. Чтобы определить глу­бину различий в размерах доходов, используется кривая Лоренца ~ ученого, который впервые применил для этого графический способ. С этой целью на горизонтальной оси располагаются группы населения — от самых малообес­печенных до самых богатых. Обычно население делят на пять частей (квинте-лей), включая в каждую 20% населения. На вертикальной оси фиксируется процент дохода. Если все группы населения имеют по 20% дохода, это озна­чает абсолютное равенство в их распределении, которое графически отмече­но прямой линией ОЕ, а абсолютное неравенство — линией OGE. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение дохода и находится между ли­ниями абсолютного равенства и абсолютно неравенства. Чем больше площадь фигуры между прямой и кривой Лоренца, тем более неравномерно распреде­ление доходов, тем большей вогнутостью (точки А, В, С, D) характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она к точке G. Соответственно можно определить размеры доходов всех групп населении, отмеченных точками А, В, С, D, Е (рис. 11). По принципу кривой Лоренца и наша статистика учитывает дифференциацию доходов, распределяя насе­ление на пять 20-процент­ных групп и показывая, ка­кой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на каждую группу — от бедней­шей до наиболее состоятель­ной группы. Это определяет­ся коэффициентом концен­трации доходов — коэффи­циентом Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню дохода. В случае уравнительного распределения доходов каждая группа получает доход пропорционально своей численности, при значительной неравно­мерности преобладающая часть общего объема доходов сосредоточивается у небольшой по удельному весу (численности) группы. Так, коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини), рав­ный 0, соответствует равномерному распределению дохода между всеми груп­пами. Напротив, если коэффициент Джини равен 1, это означает, что весь совокупный доход приходится на одну группу. Статистические данные указывают на то, что в последние годы 20% бед­нейшего населения России получало 6—8% от общей суммы денежных дохо­дов в стране, а 20% наиболее состоятельной части населения концентрируют в своих руках 45—50% от общей суммы денежных доходов населения России. Кроме коэффициента концентрации доходов (коэффициент Джини) не­равенство распределения денежных доходов измеряется так называемым децильным коэффициентом, который указывает, во сколько раз доходы 10% наи­более обеспеченного населения превосходят доходы 10% наименее обеспе­ченного населения. В последние годы в среднем по России доходы 10% богатых были в 13 раз выше доходов 10% беднейших. В Москве, как показывают неко­торые данные, эта разница между богатейшими и беднейшими прослойками населения города еще больше (от 40 до 70 раз).

            Однако важно разобраться за счёт чего же происходит уменьшение неравенства различных слоёв населения по получаемым доходам. Происходит ли это вследствие саморегулирования рынка или за счёт каких-то иных регулирующих факторов? Общественность в странах рыночной экономики неоднозначно реагирует на такое вмешательство государства в экономический механизм саморегулирования рынка труда. Сторонники саморегулирования рынка нетерпимо относятся к вмешательству государства. По их мнению, рыночный механизм перерабатывает объем информации, недоступный для любой информационной системы, обеспечивая естественный порядок в экономике общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти.

            Подлинная революция в вопросе о рыночном саморегулировании связана с именем английского экономиста Дж.М. Кейнса. Его анализ предполагал, что рыночные силы в современных условиях уже не являются эффективным автоматическим механизмом регулирования рынка труда. Поэтому Кейнс отводил государству центральную роль в стабилизации рыночной экономики, обеспечении занятости и устранении безработицы.

5. Государственное регулирование рынка труда.

            Любой механизм, созданный людьми, стареет, нуждается сначала в текущем ремонте, затем – в капитальном, наконец – в замене другим механизмом. Эта аксиома, которая вполне применима к механизму рыночного саморегулирования в целом, к саморегулированию рынка труда в частности. По мере развития рыночной экономики её механизм саморегулирования стал давать сбой. По мнению Кейнса, настало время, когда рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможности поддерживать свою жизнеспособность, которая отныне должна подпитываться  извне. Поэтому Кейнс указывал на жизненную необходимость создания централизованного государственного контроля в вопросах, которые в основном решало частное предпринимательство, а теперь, по его мнению, государство должно будет осуществлять своё руководящее влияние. Основной акцент Кейнс делал на учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, что потребует значительного расширения традиционных функций правительства. И хотя предполагаемые меры, отмечал Кейнс, покажутся «ужасающим потрясением основ» частного предпринимательства, - это «единственное практически возможное средство избежать полного разрушения» существующей рыночной экономики и условие успешной деятельности частного предпринимательства. Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования Кейнс считал его неспособность обеспечить полную занятость на рынке труда и произвольное, несправедливое распределение богатства и доходов. Чтобы не допустить дальнейшего нарастания социальной напряжённости, он предложил систему государственного вмешательства в рыночное регулирование. С этой целью государство разрабатывает программы занятости, социальной защиты безработных и помощи той части населения, которая находится за чертой бедности. Чтобы уменьшить безработицу, государство должно проводить финансово-бюджетную политику, которая предоставляла бы предпринимателям выгодные условия вложения капиталов создание дополнительных рабочих мест. Чтобы покрывать возросшие расходы по «лечению болезней» рыночного саморегулирования, государство должно  применять систему налогообложения на   логообложения на   доходы, прежде всего на доходы (прибыль, процент, ренту) предпринимателей.

            Эффективность экономического вмешательства государства, помимо регулирования занятости и доходов заключается в его попытках исправить «ошибки» рынка. Например, строительство государством дорого, линий связи и других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но необходимых ему.

            Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень производства. Занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает экономический рост.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.